Валерия Ланская — настоящий символ женственности российского кинематографа и театрального искусства, и с этим невозможно не согласиться.
Хрупкая актриса с выразительным взглядом, уникальным голосом и очаровательной улыбкой с первых минут появления на сцене притягивает, словно сильнейший магнит, внимание зрителей, заставляя сопереживать и радоваться вместе с ней.
Она впервые вышла на сцену в 1996-м, играла в Детском музыкальном театре юного актера. Сегодня ее рабочий график «в огне», но несмотря на загруженность, Валерия дала «СП» эксклюзивное интервью.
«СП»: Валерия, режиссеры видят в вас хрупких красавиц, но с внутренним стержнем: Ляля в «Женском счастье», Анна Каренина… Одна из последних ролей — Маргарита Готье, «Дама с камелиями». Какая из театральных работ больше соответствует вашему внутреннему миру?
— В какой- то степени все мои героини мне близки, в них частичка моего сердца. Играя роль, вживаешься в образ, пропускаешь все через себя и оживляешь их своими эмоциями, своим опытом.
Что касается мировоззрения, образа жизни моих героинь, то мне ближе всего роль Мерседес из мюзикла «Монте-Кристо». Во-первых, она сильная девушка, у нее достаточно силы духа, чтобы избегать каких-то негативных поступков, которые совершила, например, Анна Каренина.
Во-вторых, она не интриганка, как княжна Тараканова, и не карьеристка, как главная героиня спектакля «Женское счастье».
Потом, она не порочна, как Маргарита Готье из новой премьеры Театра на Трубной — «Дама с камелиями».
Поэтому, самая чистая и искренняя в своих помыслах и поступках из всех моих героинь — Мерседес.
Я с ней едина — за чистоту, правду, разговоры, желания и попытки, хотя бы, разрешить спорные ситуации делом и разговором друг с другом.
Конечно, в жизни бывают разные перипетии, где-то я бываю неправа, категорична и, может быть, для кого-то жестка или холодна, но я стараюсь всегда в отношениях быть честной и искренней. Для меня это самое главное.
В неискренности в чувстве любви я не могу упрекнуть ни одну свою героиню. Каждая из них, когда влюбляется в героя, то любит по максимуму, искренне, правдиво.
«СП»: Валерия, судя по афишам и анонсам, ваш график достаточно плотный. Есть в нем место для увлечений?
— Места для увлечений нет. Есть время только в дороге или отпуске, которые случаются редко. В дороге я постоянно что-то учу и время для досуга очень мало. В отпуске успеваю повышивать, порисовать. Так что приоритетом остаются домашние цветы, за которыми я продолжаю ухаживать: пересаживать, удобрять.
«СП»: Чем вы любите заниматься дома?
— Люблю наводить порядок, перебирать вещи, раскладывать и освобождать место от тех, которые уже не ношу. Раздаю их.
Для меня важна систематизация, чтобы у каждой вещи в квартире было свое место. Это я очень люблю.
Для меня особый дзен — наводить порядок дома и ухаживать за цветами, о чем я уже говорила.
«СП»: Что в вашем графике превалирует — театр или кино?
— Конечно, театр! Это дело моей жизни. Если бы мне пришлось выбирать между театром и кино, то однозначно — театр. Возможно, это связано с тем, что в кино еще нет такой роли, чтобы я сказала, что она «роль моей жизни».
Я верю, что у меня еще все впереди. Но сегодня процесс съемок мне менее близок и радостен, чем театр.
Я прихожу в театр после работы на телевидении, в кино и отдыхаю душой, вижу людей, с которыми я партнёрствую и с которыми работаю, мы вместе переживаем творческие поиски, на это есть репетиции. С каждым спектаклем что-то меняем, добавляем, делаем роль и сам спектакль более объемным, интересным. Вот этот процесс поиска и доведения до идеала я обожаю.
«СП»: Кого вы считаете кумиром в профессии?
— Я следую заповеди «Не сотвори себе кумира». Но есть люди и их творчество, которые мне очень нравятся, которыми я восхищаюсь, с радостью смотрю и слежу за ними. Перенимаю их опыт, учусь!
Артистов, которыми восхищаюсь, много. Но, в основном, это артисты старшего поколения, советского периода.
«СП»: Еще один виток в самореализации — набранный вами курс в ГИТИСе. Много у вас талантливых ребят?
— Про студентов я могу говорить долго. Талантливых много, и большая часть курса станет хорошими артистами. А кому-то период обучения придаст уверенности, и человек сможет работать в любой другой сфере, будучи заразительным, раскрепощенным, умеющим правильно и хорошо говорить.
«СП»: Вы строгий преподаватель?
— Может быть, и не очень. Скорее — требовательный, всегда ставящий конкретные задачи и сроки. Расстраиваюсь, когда они не выполняются. И ребята это чувствуют.
Я вижу, как студентам важно мое мнение, мое отношение. Они понимают, что мне как педагогу гораздо интереснее работать с теми, кто включен в работу, кого не надо пинать и подталкивать.
Хотя, первые два года я подталкивала всех. Сейчас уже третий курс, и пришло время подводить итог: кто как потопал, тот так и полопал.
Сегодня мы потихоньку начинаем делать дипломные спектакли и, к сожалению, здесь я уже прикрывать и тянуть не имею ни времени, ни возможности. Но таких, к счастью, мало — большинство работает, очень ответственные и талантливые ребята, что я ценю. Многими восхищаюсь, верю в них, в их будущее.
«СП»: Какой сегодня портрет студента ГИТИСА?
— Это ребята с огромной работоспособностью и умением не опускать руки, если что-то не получается. Наоборот, при неудаче умеют собраться и сделать снова, доказав, что они лучшие. Не останавливаются на достигнутом — развивают свои базовые данные, совершенствуются. И всем сердцем любят нашу профессию. Потому что невозможно заниматься нашей профессией без любви к ней.
«СП»: Как вы относитесь к известности? Вам не надоедают поклонники?
— К известности я отношусь положительно, потому что благодаря тому, что меня знают, «на меня идут» в театр. Это важно, поэтому для меня и телевидение, и кино — способ быть на слуху, чтобы зрители пришли на мои концерты, спектакли.
Когда я езжу по разным городам, то радуюсь, что залы полные. Все это не только благодаря тому, что я хорошо работаю, но и потому, что меня знают по ролям на телевидении и в кино.
Поклонники… Они разные. Есть деликатные, понимают мой склад и читают мои посты — я всегда рада сфотографироваться, дать автографы.
Но есть и такие, которые переходят грань и начинают сразу говорить на «ты», пытаться до меня дотронуться. Вот этого я не люблю.
«СП»: Были ли какие-то забавные случаи, связанные с поклонниками?
— Разные люди периодически пишут мне странные сообщения, порой стирая грань между мной и моими сценическими образами. Влюбляются в мою героиню, дарят стихи. Забывая, что в жизни я — актриса, с трепетом пишут, что любят всей душой. Не меня, а героиню. Но это, безусловно, очень приятно.
«СП»: Если подвести первые итоги високосного года — как им был для вас?
— На новый год я загадала, чтобы меньше работала, но без снижения моего качества жизни. Это желание не исполнилось и, более того, я работала больше, чем в предыдущие годы. Но это ничуть меня не огорчает.
У меня за этот год был один небольшой отпуск, и мне его не хватило. Хочется, чтобы для восстановления у меня все-таки было хотя бы два дня выходных в месяц. А лучше — побольше. Например, неделька в два месяца.
Наверное, желание не сбылось именно потому, что год — високосный (улыбается). А в 2025-м все обязательно получится, и я смогу найти баланс между работой и восстановлением сил и настроения.
«СП»: Над какой ролью вы сегодня работаете? Ваши планы?
— У меня много проектов на телевидении и в театре. В начале следующего года, в январе-феврале будет премьера в театре. И на телевидении вас тоже ждет сюрприз с моим участием. Но все тайны не раскрываю, пусть для вас это будут приятные неожиданности.