Атмосфера добра, морали, чести — главное, что нужно для сохранения генофонда страны, убежден Народный артист РСФСР Всеволод Шиловский. И в этом — назначение русского театра. О том, как уберечь подрастающее поколение от дурного влияния телевидения и вместе со своим зрителем «дорастать до классики», художественный руководитель Московского театра-студии Всеволода Шиловского рассказал «Свободной прессе».
«СП»: Всеволод Николаевич, какова концепция вашего театра? Какие задачи вы ставите перед собой как художественным руководителем, режиссером?
— Так я прослужил лучшую часть своей жизни в МХАТе, то и свой маленький театр построил на этих традициях. Мы никогда не позволим издеваться над классикой, нам надо до неё дорастать, а не уничтожать. Главная моя задача — сохранить в моей труппе принципы старого Художественного театра.
«СП»: По какому принципу вы подбираете артистов в труппу, какие критерии важны для вас в этом выборе?
— Никаких критериев нет, потому что в труппе моего театра служат только мои ученики.
«СП»: Кто ваш зритель? Как изменился столичный театрал за последние три десятилетия, в постсоветское время?
— Чудес не бывает и, если говорить о смене зрительского интереса, то надо сразу выделить несколько групп. Есть старшее поколение, которое хорошо помнит старый театр и его традиции. Среднее поколение очень тепло принимает спектакль, если вдруг видит, как доброкачественно относятся к русской классике. Молодое поколение делится на две категории. Одни, несмотря ни на что, очень много берут из истории России. А другая половина не может уйти из-под влияния плохого телевидения и чудовищной эстрады.
Наш зритель, когда он к нам приходит — мы видим, что для него каждый уголок театра в буквальном смысле открытие. И это самое для нас дорогое. Начиная со школьников и даже самых маленьких зрителей.
«СП»: Какое, по вашему мнению, назначение театра сегодня? Оно поменялось, если сравнивать с прошлым?
— Да, назначение театра сегодня поменялось, потому что идеологическая концепция государства претерпела определенные трансформации. Концепцию сегодняшнего времени нужно развивать только в одном направлении: сохранение генофонда страны. То есть, самое большое внимание уделять подрастающему поколению не на словах, а в поступках. Надо дать людям почувствовать атмосферу добра, морали, чести… Всё это дать, не коверкая классику, через неё пытаться проникнуть к сердцам зрителей.
«СП»: Должен ли театр быть доступным всем слоям населения и, если да, — как это обеспечить?
— Сегодняшний зритель очень избирательно относится к посещению театра. Начиная от цен на билеты и кончая предметом самих представлений.
«СП»: А нужно привлекать зрителя к искусству сцены? Или он сам должен найти дорогу в театр?
— Нужно привлекать, убеждать и поддерживать интерес зрителя качеством. То, что делает телевидение, это почти преступление. На экранах — убийства, предательства… Если начальники, то плохие. Если добро, то оно где-то на заднем плане. В основном побеждают негодяи.
«СП»: С какого спектакля вы рекомендуете начинать знакомство с вашим театром?
— Надо обязательно посмотреть детский спектакль «Золушка» и премьерный спектакль по пьесе Юрия Полякова «В ожидании сердца». Посмотрите и поймете, почему.
«СП»: Существует ли рецепт хорошего спектакля? И какой спектакль можно назвать плохим?
— Хороший или плохой спектакль — это говорит зритель. Никаких рецептов в нашей профессии не существует.
«СП»: Как вы относитесь к критике: принимаете её или игнорируете?
— К критике нужно относиться спокойно. Если она полезная, надо следовать этим советам, если вредная — не обращать внимания.
«СП»: По репертуару видно, что у вас большой интерес к драматургии Юрия Полякова. Чем обусловлен выбор именно этого автора?
— Исключительно его талантом! Юрий Поляков обладает уникальным даром почти предвидения. Вот как: он пишет пьесу, а через несколько лет это сбывается.
«СП»: В канун Нового года что бы вы пожелали себе, своему театру и зрителям?
— Себе я желаю, чтобы в моей семье никто не болел — это самое главное. Театр мой ещё молодой, поэтому верю в его мощную творческую силу. А зрителям желаю чаще приходить ко мне в театр. Он самом центре Москвы, на улице Петровка, 17, строение 2. Я вас не подведу.