Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Дивный «Новый мир»: ему покорны все возрасты и не страшен цифровой форс-мажор

Любимое чтение советской интеллигенции отмечает столетие

1549
Дивный «Новый мир»: ему покорны все возрасты и не страшен цифровой форс-мажор
Фото: коллаж изданий журнала «Новый мир»
Материал комментируют:

Легендарный толстый журнал «Новый мир» отмечает вековой юбилей: 100 лет назад (18 января) вышел его 1-й номер. Кстати, в нём была напечатана знаменитая статья Ленина «О диктатуре пролетариата», которую не опубликовали при жизни вождя.

И в то же время в этом журнале находилось место для «Чёрного человека» Сергея Есенина, повестей Горького и рассказов Бабеля

Многие публикации «Нового мира» становились в прямом смысле историческими вехами. Например, публикация рассказа Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1962, № 11) дал старт для откровенного обсуждения нашей истории.

Благодаря этому изданию Россия узнала о поэте-эмигранте Иосифе Бродском.

О том, чем сегодня живёт журнал, «Свободной Прессе» рассказал главный редактор «Нового мира» Андрей Василевский.

Читайте также
Тайные слабости сильных американцев неожиданно «всплыли» на Яузе Тайные слабости сильных американцев неожиданно «всплыли» на Яузе Создатели спектакля «Ночь нежна» хранили интригу до последнего

«СП»: Андрей Витальевич, сегодня существует масса источников информации: поэты, писатели и публицисты ведут свои блоги, открыты электронные библиотеки. В чём предназначение толстого журнала со столетней историей в новом веке?

— Во-первых, у нас по-прежнему есть бумажная основа, которую можно при желании пощупать руками. Которая не растворится бесследно в случае гипотетического цифрового форс-мажора. Она свидетельствует: это — не один из многих интернет-журналов, это «тот самый» «Новый мир» с узнаваемой голубой обложкой.

Во-вторых, я об этом много раз говорил раньше: мы предлагаем читателю не авторов, не отдельные произведения, а журнал как целое. То есть нам не нужно оценивать конкретного автора с коммерческой точки зрения, это важно.

В-третьих, мы журнал «с историей». Можно сказать: со своим «мифом». Это тоже важно. Особенно для новых, молодых литераторов, которые тоже у нас печатаются. А не только мэтры из старшего и очень старшего поколения. Но, понятно, что «старшие» для нас в приоритете.

«СП»: Какова ваша аудитория по численности?

— Бумага уже давно — с начала 90-х годов — всё сжимается и сжимается, и не только у нас. Так называемый «средний книжный тираж» тоже постепенно уменьшается, на этот счет есть выразительная статистика Российской книжной палаты. Мы печатаем в этом году 1600 экземпляров.

Но основная аудитория, конечно, в сети (поскольку сам институт подписки на бумажные издания хоть и существует, но исторически уже — увы! неактуален.)

Нас читают много, но бесплатно. Технически у нас на сайте предусмотрена возможность включить «плату за чтение», но мы этого не делаем, потому что большинство наших сетевых читателей платить не будут, а переключатся на что-нибудь другое.

«СП»: Интеллигенция остро переживает текущую политическую ситуацию: СВО, противостояние с Западом. Отражается ли это на сегодняшней жизни «Нового мира»?

— Отражается, но не радикально. Какая-то — меньшая — часть авторов постепенно отвалилась. Отражается ли злоба дня на страницах «Нового мира»?

В прозе и статьях — нет, в поэзии — да, но скорее лирически, а не «публицистически». Вот, например:

Ах, как хочется очнуться

И войну не выбирать.

Там, глядишь, стихи вернутся,

Чтобы дома умирать.

Но в каком, не помню, веке —

Голос тихий говорит —

Были персы, Спарта, греки,

Фермопилы, Леонид.

Был ещё сосед по парте —

Он за родину погиб.

За один её на карте

Незначительный изгиб.

(Мария Козлова, «Новый мир», 2023, № 3)

«СП»: Какие открытия подарит нам «Новый мир» в наступившем году?

— Специфика толстого ежемесячного журнала такова, что мы не можем знать достоверно, какие именно произведения каких авторов мы напечатаем до конца года.

Понятна ближайшая перспектива — на сколько-то номеров (в январе — рассказы Юрия Буйды и Игоря Малышева, стихи Александра Кушнера, Юрия Ряшенцева, Светланы Кековой; в феврале — мемуары поэта Алексея Алёхина).

Журнал — это структура: в номере 240 полос, в нем должны быть — проза разного объема, подборки стихов, статьи, рецензии, библиография, иногда пьесы… А каким именно контентом эта традиционная структура будет залита, проясняется постепенно — в темпе самой жизни. Будут ли там «открытия»? Поживем — увидим.

Но кое-что могу сказать заранее. Мы уже много лет проводим открытые Конкурсы коротких эссе для всех желающих. Они приурочены к тем или иным литературным юбилеям, связаны с творчеством тех или иных замечательных литераторов.

Читайте также
Сергей Обухов: Мы отлично понимаем, что законопроект нашей партии рискует быть оставлен без рассмотрения Сергей Обухов: Мы отлично понимаем, что законопроект нашей партии рискует быть оставлен без рассмотрения КПРФ предложила выплачивать россиянам доходы от продажи углеводородов через специальный фонд

В августе исполнится 100 лет со дня рождения прозаика Юрия Трифонова и в августе же будет 50 лет с момента публикации его повести «Другая жизнь» в «Новом мире».

Все поступившие эссе вывешиваем на нашем сайте, победителей Конкурса печатаем «на бумаге». Объявление о начале Конкурса своевременно появится в соцсетях.

Своим отношением к «Новому миру» со «Свободной Прессой» поделился председатель правления Московской городской организации Союза писателей России, главный редактор «Литературной Газеты» Максим Замшев:

— «Новый мир» относится к великому пулу толстых литературных журналов, которые оказывали огромное влияние на культурную жизнь в СССР, а впоследствии в России. Появился он на заре Советской власти, когда в обществе шли сложные неоднозначные процессы. Патронировал журнал Луначарский. Журнал оказался на острие общественного внимания.

Особенно заметным стал послевоенный период, когда журнал возглавляли такие известные советские писатели, как Константин Симонов и Александр Твардовский. В эти годы журнал открывал имена, пробивал смелые рискованные публикации от Солженицына до Дудинцева.

Он стал любимым чтением советской интеллигенции. Если помните, в фильме «Покровские ворота» Хоботов в больнице читает именно «Новый мир».

Целые поколения выросли на «Новом мире». Журнал отражал чаяния свободолюбивой части советского общества. О его противостоянии с более консервативным «Октябрем» ходили легенды.

«СП»: Какие открытия «Новый мир» сделал лично для вас?

— В годы перестройки, когда толстые журналы переживали последний бум, каждый номер таил в себе сенсацию. Тогда в тренде была «возвращенная литература», и журнал печатал много произведений, которые до этого были недоступны широкому читателю. Тогда я стал читателем этого журнала и остаюсь им до сих пор. Под редакторством известного писателя Сергея Залыгина журнал имел огромные тиражи.

Постсоветское время выпало нелегким для толстых литературных журналов, приходилось бороться с рынком, энтропией и глупостью. Отвечать на хамоватый вопрос: зачем вы вообще нужны? Но «Новый мир» выстоял. Сейчас, под руководством Андрея Василевского журнал развивается, остается чутким ко всем движениям нашей литературы и культурной жизни. Я по-прежнему остаюсь его читателем и всем рекомендую.

Последние новости
Цитаты
Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Борис Долгов

Ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня