Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Культура / Новости Москвы
21 февраля 21:38

Новый московский цирк: рядом с высоткой МГУ появится «сосиска в тесте»

Всё под ковш? Снос исторических зданий как форма культурной амнезии

3101
На фото: проектное решение реконструкции здания Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского
На фото: проектное решение реконструкции здания Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского (Фото: официальный портал мэра и правительства Москвы)

Год только начался, а москвичи уже глубоко встревожены предстоящим архитектурным вандализмом, на пороге которого оказалась столица. Одна за другой появляются новости о том, что ряд зданий, объектов культурного наследия, собираются пустить под нож реконструкции.

Например, столица лишится одного из зданий Дома кино, снос которого кокетливо называется «реконструкцией». На его месте построят очередные апартаменты и офисные помещения. Обещают и новый киноконцертный зал, но станет ли он местом культурного притяжения?

Ведь Дом кино имеет значение не только с архитектурной точки зрения, но и культурной: здесь показывали культовые зарубежные фильмы, которые не выходили в массовый прокат в СССР — например, работы Федерико Феллини, Анджея Вайды и Бернардо Бертолуччи, в здании старого Дома кино (Алексеевском народном доме) трижды выступал Владимир Ленин. Когда-то здесь проходили премьеры таких культовых фильмов, как «Андрей Рублев» Андрея Тарковского, «Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля и «Кин-дза-дза!» Георгия Данелии. Но кого это теперь беспокоит?!

Читайте также
Юрий Крупнов: «Лавров прав, что визы для мигрантов ничего не дадут» Юрий Крупнов: «Лавров прав, что визы для мигрантов ничего не дадут» В Средней Азии наши позиции и так пошатнулись, а могут стать еще хуже

Другой «проект», который породил массу дискуссий и возмущения — предстоящая реконструкция Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского. Здесь дошло до смешного: в рендерах нового здания некоторые увидели шишак в азиатском стиле и увековеченную в стекле и бетоне сосиску в тесте.

Многие справедливо заметили, что такой проект скорее впишется в архитектуру условного Дубая, но никак не юго-запада столицы, где несуразная постройка будет соседствовать с историческим зданием МГУ и сталинками на Ломоносовском проспекте. Тем не менее остается надежда, что цирк на Вернадского оставят прежним: Сергей Собянин анонсировал голосование на «Активном гражданине», где москвичам предстоит побороться за сохранение исторического облика здания.

Не менее пугающим выглядит проект башен на месте здания Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), которое признали аварийным. Основная проблема та же: стеклянные свечки не вписываются в архитектурный облик района, и, что печальнее, проектируемое здание будет значительно выше нынешней «книжки», претендуя на новую архитектурную доминанту района.

Возникает закономерный вопрос: неужели современные технологии не позволяют «реанимировать» старые и обветшалые здания, а их единственная судьба — снос? Здание СЭВ не считается архитектурным памятником, хотя является неотъемлемой частью градостроительного ансамбля Нового Арбата. Снесут ли остальные «дома-книжки» — уже будто вопрос времени.

Москва — город с многовековой историей, и её архитектурное наследие является не только украшением, но и свидетельством богатой культурной эволюции. Сохранение исторической городской среды в столице становится важной задачей современности, за что приходится отчаянно бороться, особенно в условиях быстрого урбанистического развития и стремления к модернизации.

Историческая память — не что иное, как коллективный опыт многих поколений, отраженный в зданиях, памятниках, пространствах города. Эти элементы архитектуры становятся молчаливыми свидетелями как триумфов, так и трагедий прошлого.

Здания, которые мы называем памятниками советской архитектуры, придают особую значимость нашей истории.

Они напоминают об интенсивном развитии страны в советский период, сочетая современность с уникальной идентичностью эпохи. Поэтому халатное отношение к зданиям «имперской» архитектуры означает не только визуальное извращение ландшафта города, но и безразличное отношение к великому прошлому.

Советская архитектура представляет собой выдающийся пример соединения инноваций и традиций. Здания этого периода, включая конструктивистские шедевры 1920-х и монументальные строения послевоенного времени — важная часть наследия не только Москвы, но и России. Эти архитектурные формы уникальны своей эстетикой и функциональностью. Их сбережение становится критически важным для сохранения целостности истории города.

Снос исторических зданий ради возведения новых коммерческих пространств часто приводит к появлению безликих построек, которые игриво подражают западным стандартам без учета локальной специфики. Такие объекты не только растворяют уникальную атмосферу районов, но и обедняют культурный ландшафт. Современные застройки в большинстве случаев лишены той душевности и символизма, которые характерны для старинных сооружений.

В новом тысячелетии хватает неудачных примеров так называемой реконструкции или коммерческой застройки. Например, здание торгового центра «Наутилус» на Лубянке, именуемое «символом эпохи Лужкова», но которое также можно назвать памятником безвкусной архитектуры начала «нулевых». Когда-то на этом месте стояла часовня Пантелеимона Целителя. Ее снесли в 1934-м, и образовался сквер. Здание торгового центра начали строить еще в 1997-м, но за почти 30 лет оно так и не полюбилось москвичам.

Еще одним безвозвратно утерянным для москвичей символом эпохи стал знаменитый кинотеатр «Соловей». Его снос утвердили в 2018 году. Москвичам проект «многофункционального комплекса премиум-класса» пришелся не по душе, и они начали сбор подписей против сноса здания с лозунгом «Не дадим закрыть Киноцентр „Соловей“ на Красной Пресне!».

Тогда к дискуссии подключились и депутаты, и общественные деятели, и даже министр культуры РФ Владимир Мединский. Но попытки отстоять здание оказались тщетными, и теперь на фоне павильона станции «Краснопресненская» торчат четыре невнятные стекляшки. Еще одно место культурного притяжения оказалось списанным в утиль.

Говоря о неудачных примерах реконструкции, нельзя не упомянуть здание бывшего «Военторга», где сейчас располагается бизнес-центр «Воздвиженка».

Читайте также
Челябинск вздрогнул: ФСБ из Москвы провела громкую спецоперацию на Урале. Дело в "Путинской дороге"? Челябинск вздрогнул: ФСБ из Москвы провела громкую спецоперацию на Урале. Дело в «Путинской дороге»? В региональной столице в один день задержали министра дорожного хозяйства и сына бывшего губернатора области

Историческое здание, построенное в начале XX века, являлось важным элементом архитектурного облика Москвы. Его снос вызвал недовольство защитников культурного наследия и горожан, ценящих историческую идентичность столицы.

Новый бизнес-центр «Воздвиженка» не только заменил собой уникальный образец архитектуры прошлого, но и стал символом коммерциализации городской среды. Современные стеклянные фасады резко контрастируют с окружающими зданиями, что подчеркивает отсутствие гармонии и уважения к историческому контексту.

Сохранение культурного наследия требует комплексного подхода: от защиты существующих объектов до интеграции их в современную городскую ткань. Это процесс не просто консервации зданий как музейных экспонатов, а создания условий для их полноценной жизни в новом контексте.

Важно помнить, что сохранение исторического облика Москвы не означает отказ от развития. Это вопрос гармоничного сосуществования прошлого и настоящего во имя будущего. Грамотно проводимая реставрация позволяет привнести новые функции в старое пространство без потери его аутентичности.

В заключение следует подчеркнуть: нельзя допустить снос исторических зданий Москвы ради сомнительной пользы или сиюминутной выгоды. Они формируют нашу идентичность через связь поколений и служат живым напоминанием о том пути развития культуры и общества, который мы, нация, выбрали когда-то давно.

Сохранение каждого элемента нашей архитектурной истории — это вклад в будущее России как государства с глубокой культурной основой и уважением к своему прошлому.

Последние новости
Цитаты
Андрей Суздальцев

Заместитель декана факультета Мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

Константин Сивков

Военный эксперт, доктор военных наук

Константин Блохин

Эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня