Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Патриотизм по разнарядке: Театры РФ предложено обязать ежегодно ставить спектакли об СВО

Игорь Николайчук: «Не стоит сравнивать Россию с СССР, тогда сам социум был другой»

2475
На фото: актер Владимир Андриянов (Он) в спектакле "Неотправленные письма" в постановке режиссера Вячеслава Манучарова на сцене театра им. Моссовета. В основе - одноименный роман Олега Роя о специальной военной операции и событиях на Донбассе
На фото: актер Владимир Андриянов (Он) в спектакле «Неотправленные письма» в постановке режиссера Вячеслава Манучарова на сцене театра им. Моссовета. В основе — одноименный роман Олега Роя о специальной военной операции и событиях на Донбассе (Фото: Сергей Карпухин/ТАСС)
Материал комментируют:

Российские театры, как минимум — государственные, стоит обязать ежегодно ставить по одной патриотической пьесе.

С такой инициативой выступил член правления Союза писателей России, писатель Олег Рой, уточнив, что темами постановок должны быть Великая Отечественная война и специальная военная операция на Украине.

«У нас сегодня в стране 700 с лишним театров на госфинансировании. Я бы предложил <…> сделать регламент для каждого театра, чтобы они были обязаны в год дать одну пьесу на тему патриотизма, СВО, Великой Отечественной войны. <…> Это сможет открыть плеяду новых литературных звезд, фронтовых писателей и поэтов! Я много общался и с пацанами „за ленточкой“, и с участниками литературных конкурсов, как, например, „Слово“. Им есть, что сказать, и они должны быть услышаны!» — заявил Рой, в частности, подчеркнув масштабность коэффициента полезного действия такой инициативы: в первый же год воплощения ее в жизнь на территории России появилось бы минимум 700 пронизанных патриотизмом пьес.

Читайте также
Ночной удар по Украине: тыловые базы ВСУ в Краматорске, Павлограде и Шостках разнесены в хлам Ночной удар по Украине: тыловые базы ВСУ в Краматорске, Павлограде и Шостках разнесены в хлам Одесситы рассказывают, что атаку наших «Гераней» пытался отражать F-16 из Румынии

Сомневаться в том, что прозаикам и поэтам «за ленточкой» действительно есть, что сказать, не приходится, и говорить об этом они действительно умеют — например, практически от любого стихотворения Анны Долгаревой о происходящем на Донбассе моментально сдавливает спазмом горло, а невольные слезы наворачиваются на глаза даже у видавших виды суровых мужчин.

А есть еще поэма «Шахтёрская дочь» и другие произведения уроженки многострадального Донецка Анны Ревякиной. Есть «Ополченский романс» ветерана СВО, подполковника Росгвардии, писателя Захара Прилепина. Есть масса других произведений других авторов, заслуживающих внимания драматургов, композиторов, сценаристов и постановщиков.

Только прежде, чем говорить о фактически государственной разнарядке на театры в сфере патриотизма, стоило бы для начала поинтересоваться у директоров наших центральных и популярных телеканалов — а отчего это они упрямо не желают даже в полуночное время показывать фильмы об СВО?

Где в телепрограммах повторы «Солнцепека»? Многие ли россияне видели сериал «20/22»? Где повторы «Лучших в аду», снятых погибшим в зоне СВО «вагнеровцем»?

Да, эти (и многие другие) фильмы присутствуют в репертуаре онлайн-кинотеатров, поэтому их может посмотреть любой желающий, но только за плату и дома. А почему, кстати, не крутить их в наших кинотеатрах по широкому экрану хотя бы в патриотические праздники по той же госразнарядке?

Не худо бы и поинтересоваться у нашего министра культуры — а как это получается, что на четвертый год кровопролитного конфликта, в котором молодые наши ребята, цвет и надежда нации, самоотверженно жертвуют жизнями, одним из фаворитов, на минуточку, учрежденной Министерством культуры национальной (!) литературной премии «Большая книга 2025» становится некая Анна Шипилова со сборником рассказов «Скоро Москва»?

Tg-каналы военкоров переполнены возмущением по поводу того, что в этом сборнике, помимо прочего, говорится о том, как тела наших бойцов из зоны СВО буднично сжигают сотрудники мифического «Росгосмусора» в огромной кремационной печи на свалке, словно бытовой отход.

Заодно можно и поинтересоваться у учредителей литературной премии «Лицей» имени Александра Пушкина, а еще лучше — у главы ее Наблюдатального совета генерал-полковника Сергея Степашина, какими высокими патриотическими соображениями руководствовалось жюри, называя Анну Шипиловой все с той же «Скоро Москвой» финалисткой премии?

Можно еще поинтересоваться у нашего Фонда кино, отчего же на съемки все новых и новых фильмов о Великой Отечественной войне выделяются на безвозвратной основе десятки и сотни миллионов рублей, но от качества большинства «кинопроектов» и их «правдоподобности» и «патриотичности» рыдают горючими слезами не только оставшиеся в живых ветераны, но даже их внуки и правнуки? Одни только «На Париж» или «4 дня в мае», где в главных ролах задействованы Народные артисты РФ и обладатели Государственных премий, чего стоят!

Потому что без поиска четких ответов на эти вопросы хорошая в общем и целом инициатива Олега Роя рискует потратить весь свой внутренний пар на выход в свисток.

— Государство, конечно, может позволить себе потратить энную сумму денег на спонсирование таких патриотических постановок, — отметил в беседе с «СП» независимый эксперт по информационной безопасности и информационным войнам Игорь Николайчук.

— Но, во-первых, у государства есть гораздо более критически важные сферы, требующие денежных вливаний.

Во-вторых, крупный бизнес, который мог бы легко обеспечить финансирование подобных постановок, если и соглашается помогать государству в сложившихся условиях, то предпочитает это делать более простыми способами — например, спонсировать производство боеприпасов.

А, в-третьих, где гарантия, что такие постановки не будут труппами гостеатров, рискующих за это дело всем составом попасть под международные антироссийские санкции, чисто механически отыгрываться при пустых или в лучшем случае полупустых залах?

«СП»: А такое возможно?

— Во многом неадекватные правящие элиты Запада вполне могут вновь развернуть сошедшую было в последнее время на нет кампанию «отмены русской культуры».

Читайте также
Мэр Львова во всеуслышанье признался в вандализме и святотатстве Мэр Львова во всеуслышанье признался в вандализме и святотатстве Максим Шевченко: С режимом, который глумится над прахом советских солдат, не может быть никакого диалога

Под эгидой того, что, дескать российская власть вон до чего дошла, уже культуру контролирует, сгоняя силком на военные постановки школьников или солдат-срочников, как во времена позднего СССР, независимо от того, с душой и качественно, или без души и откровенно из рук вон плохо эти спектакли будут поставлены.

А потом, у нас же сейчас, на самом деле, существует как бы три параллельных России, причем ментально почти не пересекающихся друг с другом. Одна — это, условно говоря, «Россия столиц и мегаполисов», и ее обитателей, честно скажем, не трогает тема патриотизма.

Это абсолютно прозападный мир потребления, где во главе угла коммерция, шоу, удовольствие. Главное, чтобы колбаса в магазинах была, а за идеи, как в эпоху модерна, грудь под дроны пусть кто-нибудь другой подставляет.

Вторая параллельная «Россия» — это окраины, глубинка. Ее «населению» тоже, в общем-то, не до патриотизма. Одни чисто по прагматическим соображениям идут на СВО, предварительно изучив, сколько именно денег они или их семья получат за то-то и за то-то.

Вторым тоже не до патриотизма, им важно знать, в какой точке СВО находятся их суженые и братья, живы ли они еще. А те, кто все-таки интересуется искусством, все больше напоминают героя пьесы Маяковского «Клоп» Петю Присыпкина — я хочу веселых живчиков на красивом ландшафте, и все тут.

Третья параллельная «Россия» — это Северный Кавказ с его специфическими условиями. Вот, например, в Грозном, на проспекте имени боксера-мусульманина Мохаммеда Али есть Государственный русский драматический театр имени Лермонтова, где служат в основном колоритные актеры-мужчины. Кстати, попробуйте-ка на досуге в свободном поиске отыскать данные о его репертуаре.

В таких условиях продвигать патриотические идеи, апеллируя к опыту Советского Союза, когда существовал госзаказ на пропаганду, невозможно. Тогда сам социум был иным, народ преклонялся перед людьми, отдающими жизнь во имя светлого будущего. Сама культура была другой. В СССР существовала всеобъемлющая идеология существования, подобная которой современной Россией все еще не найдена и не озвучена внятно и недвусмысленно.

Наша власть, надо отдать ей должное, как-то умудряется находить баланс сосуществования этих трех параллельных «Россий» в сложной и неоднозначной ситуации, складывать лапки мы ни в коем случае не должны. Я верю, что рано или поздно мы ключик, раскрывающий сердца людей, все-таки подберем, и эта инициатива не выхолостится в обыкновенный чиновничий ажиотаж вокруг действительно животрепещущей темы.


Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Айнур Курманов

Лидер Социалистического движения Казахстана

Владимир Васильев

Главный научный сотрудник Института США и Канады

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня