Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Культура / Кино и театр
17 ноября 17:29

«А чтоб чужие не ходили»: «Щелкунчик» вновь взвинтил цены на билеты, 45 тыс. за кресло

Культура все больше превращается в роскошь, доступную лишь публике с толстым кошельком

2103
На фото: ведущая солистка Большого театра Кристина Кретова (Маша-принцесса) и премьер балета Большого театра Игорь Цвирко (Щелкунчик-принц) в сцене из спектакля "Щелкунчик" на музыку Петра Чайковского
На фото: ведущая солистка Большого театра Кристина Кретова (Маша-принцесса) и премьер балета Большого театра Игорь Цвирко (Щелкунчик-принц) в сцене из спектакля «Щелкунчик» на музыку Петра Чайковского (Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС)
Материал комментируют:

Самый новогодний балет — «Щелкунчик» — становится все менее и менее доступен. Так, цена на билеты на его в Мариинский театр стоят от 6 250 до 17 тыс. рублей в начале декабря, повышаясь ближе к Новому году и достигая 45 тысяч в последние дни уходящего года.

Что с ценами в Большой и будет ли там новогодний «Щелкунчик», сказать трудно — афиши на декабрь нет ни на новой, ни на старой версии сайта.

Особенно обидно за детей, для которых шанс услышать гениальную музыку Петра Ильича Чайковского и увидеть один из самых красивых спектаклей, с каждым годом сводится практически к нулю.

В своем далеком детстве, а потом в юности я успела посмотреть и классическую постановку, и Шемякинскую. И это не вопрос любви к балету. Это просто надо видеть и слышать, потому что ничто не заменит живое общение с театром, потому что так формируется культурный уровень, шкала ценностей и многое другое, о чем в последнее время так любят говорить.

Читайте также
Николай Платошкин: Нынешней "элитке"  Ленина не понять. Зачем власть, если нет яхт и дворцов? Николай Платошкин: Нынешней «элитке» Ленина не понять. Зачем власть, если нет яхт и дворцов? Сегодня фильмы о вожде мировой революции снимают те, кто о нем мало что знает

Вот только доступность к великому и вечному измеряется в денежных знаках. И если их мало, то возможность приобщиться к нему стремится к нулю.

Без мамы или папы ребенок вряд ли сможет пойти в театр, а с родителями цена, как минимум, удваивается. При этом официальная средняя зарплата в России, по данным за январь-август 2025 г., составляла порядка 93 тысяч. Так что, прежде чем выложить за пару билетов даже 13 тысяч, не говоря уже о 90 тыс., многие мамы и папы подумают. А если детей двое? А уж бабушкам и дедушкам такой подарок внукам и вовсе не по карману.

Как известно, «автомобиль не роскошь, а средство передвижения». Так и с искусством — оно не роскошь, а необходимость. Как можно обвинять молодежь в бескультурье, фактически закрывая доступ к этой самой культуре?

Дело даже не в «Щелкунчике». Так, на премьерные показы нашумевшего спектакля «Кабала святош» в МХТ им. Чехова стоимость билетов доходила до 70 тыс. Примечательно, что исполнитель одной из главных ролей — народный артист России, ректор Академии русского балета имени А. Вагановой Николай Цискаридзе — считает, что цены на билеты в главные театры страны не должны равняться месячному окладу.

«Сегодня, мне кажется, наши главные театры могут посещать только очень состоятельные люди, ценовая политика не радует меня как зрителя. … Не может билет на спектакль стоить столько, сколько составляет месячный оклад человека. Это ненормально. Я не поддерживаю это», — заявил он на лекции в рамках просветительского марафона «Знание. Первые».

Его партнер по спектаклю и худрук театра Константин Хабенский считает, что цена оправдана, так как это продиктовано борьбой с перекупщиками.

«Просто, если мы поведем другую ценовую политику, то обязательно найдутся люди, которые захотят на этом заработать. Мы знаем, как они называются. И, мне кажется, что не совсем правильно дать возможность заработать людям, которые вообще не принимали никакого участия в создании этого спектакля», — сказал он в эфире ТК РБК, добавив, что МХТ «все равно не переплюнет» цены на «Щелкунчик».

Кстати, о перекупщиках. Для борьбы с ними в Москве уже ввели продажу билетов во многие театры и их посещение по паспорту. И?

Конечно, есть много прекрасных театров, куда можно пойти с ребенком. Но очень хочется сказочного Нового года — увидеть «Щелкунчика» в Мариинском или Большом. Вот только, где взять билеты по разумной цене?

— «Нормальные» билеты, «нормальный» капитализм… Это форма сегрегации, в том числе денежная, чтобы нищеброды (мы с вами) туда не ходили. Это развлечение для богатых. И это делается, на мой взгляд, демонстративно. И удешевления билетов не ждите. Как это — элитарии будут вместе с нищебродами сидеть? — возмущается адвокат Дмитрий Аграновский.

— Я считаю, что это совершенно умышленная политика. Это мое личное мнение, я не претендую на истину в последней инстанции.

Большой театр, Мариинский, всегда, и до революции, были развлечением для богатых. Там для бедных предназначалась галерка. Точно также и сейчас — это развлечение для богатых. Престиж, символ элитарности.

Я когда-то встречался со своим подзащитным в одной из самых дорогих гостиниц, где чашечка кофе была 800 рублей. Спросил: «Почему так дорого?» А он мне так весомо сказал: «А чтоб чужие не ходили».

Это форма сегрегации, так что мы и наши дети можем распрощаться с Большим и Мариинским театрами, они остались при советской власти.

«СП»: Тогда почему мы все время слышим про культурный уровень, духовные ценности?

— Это просто болтовня. Основная традиционная ценность в России, у русского народа, всегда была справедливость. Сейчас ею и не пахнет. Все остальные ценности — производные от нее. А твердят, потому что это пропаганда.

Любая молодежь прекрасно видит, насколько слова расходятся с делами. Капитализм — общество несправедливое: если у тебя есть деньги, у тебя есть все, если нет денег — нет ничего. Человек при капитализме измеряется исключительно деньгами. Все остальное — слова. Или даже по-английски: Money talk is talk — «Когда деньги говорят, все остальное молчит». Так что, билеты в Большой и Мариинский не для бедных.

Читайте также
Елизавета Лихачева: Российская культура – европейская, и никому нас из нее не выкинуть Елизавета Лихачева: Российская культура — европейская, и никому нас из нее не выкинуть В пластиковом мире фейков не врёт только искусство

Билеты в московские театры вообще страшно дорогие.

«СП»: Сколько, на ваш взгляд, должны стоить билеты?

— На лучшие места максимум 2−4 тысячи. При советской власти искусство датировалось государством. Если мы хотим, чтобы люди приобщались к искусству, оно должно быть доступным для народа. Должна быть система льготных билетов, билетов, покупаемых и распространяемых профсоюзами.

Пророк Жириновский в свое время говорил, что образованные люди — это путь к революции. Если людей поводить в Мариинский, Большой, они потом свободных выборов потребуют. Так что, это система сегрегации сословного общества. Мне кажется, господствующий класс совершенно не заинтересован в том, чтобы работники были культурные, образованные, всесторонне развитые, потому что это сопровождается побочными эффектами — чувством справедливости, собственного достоинства и прочее.

Иного объяснения я найти не могу. С экономической точки зрения это никак не оправдано.

А для детей билеты должны быть бесплатные или чисто символические, чтобы дети приобщались к искусству. Пока это не изменится, у нас не будет демографии. Билеты в Мариинский и Большой и демография прямо связаны, хотя кому-то это и покажется странным.

Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по культуре Елена Драпеко («Справедливая Россия») считает, что не обязательно вести ребенка на Новый год в Мариинский театр и предлагает обратить внимание на другие театры, где идет детский репертуар.

— Такой театр есть в Москве, есть в Петербурге — «Зазеркалье». Там даже абонементы бывают. Практически во всех театрах есть детские спектакли, они идут в каникулы, поэтому выбор довольно большой.

«СП»: Новый год у многих ассоциируется со «Щелкунчиком». Так оправданы ли все-таки такие цены?

— Наверное, оправданы. Не знаю. Мы этим занимаемся много лет, никак решить не можем. Большой театр Министерству культуры не подчиняется. Это сложный вопрос. Уже по паспортам продаем, не разрешаем обменивать, чего только не делали. Я считаю, что по паспорту билеты продавать неправильно. Какой-то порядок надо наводить, мы попытались законодательно урегулировать ряд вопросов.

«Щелкунчик» идет не только в Большом, но и в других театрах, и идет на протяжении многих месяцев, не обязательно Новый год. Есть записи этого балета, которые транслируются.

«СП»: Насколько вообще сейчас доступные театры?

— Театры есть разные: более доступные, менее. В провинции вообще билеты вполне доступны, там нет запредельных цен.

Последние новости
Цитаты
Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист, политик

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, публицист, политический деятель

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня