«Мы сейчас наблюдаем существенное замедление экономического роста...»
Татьяна Куликова
В российском кинематографе — долгожданное событие. Снимается фильм, посвященный военной спецоперации на Украине. Выпускает его Вадим Галыгин, резидент «Камеди-клаб». В главных ролях — звезда сериала «Кадетство» Александр Головин с приклеенной рыжей бородой, герой «Ералаша» Александр Лойе в каске и с символом Z и Владимир Епифанцев.
Все бы ничего, только жанр фильма — комедия…
Проект поддержан государственным ведомством — Институтом развития интернета. Сериал называется «Обратная сторона медали», выпустит его платформа PREMIER. Идея родилась в креативной мастерской #СВОёКИНО на крымском фестивале искусств и творческой индустрии «Таврида.АРТ». За режиссерским пультом Олег Фомин (режиссер фильмов «Меня зовут Арлекино», «Next»).
«Мы народ такой — чем больше нам врут, тем усерднее мы пытаемся докопаться до правды»
Массовое увлечение историей — тенденция не новая
… Давно в среде киношников и телевизионщиковов раздавались вопросы: «Почему на тему СВО не сняты художественные фильмы, не созданы литературные произведения, воспевающие героев боевые действий?». Есть, разумеется, пара спектаклей, о которых широкая публика не знает, и даже пара сериалов по теме. И на этом все.
Но очевидно и другое: внутри творческой интеллигенции есть негласный запрет на поддержку этой непростой темы. Лишь единицы из сонма звезд (Егор Бероев, Федор и Виктор Добронравовы, Владимир Стеклов, Полина Агуреева, Антон Шагин, Алексей Вертков) не стесняются своей позиции, поддерживают воинство и не имеют за это никаких бонусов или преференций. Более того, известны случаи, когда российские псевдопацифисты на съемочной площадке ставили ультиматум: или я, или тот, кто поддерживает русскую армию.
Артистка театра, кино, звезда мюзиклов Анастасия Макеева рассказывает: «Мой коллега, не буду называть фамилию из этических соображений, он известный артист, — после того, как мы съездили в зону СВО, перестал получать утверждения на роли. Я и сама пострадала за это: после моих поездок по госпиталям к раненым военнослужащим многие артисты перестали общаться со мной, перестали звать в кино. Да, есть последствия того, что мы поддерживаем нашу армию».
По той же причине огромной проблемой было найти хоть сколько-нибудь известных артистов для сериала «Ополченский романс» — экранизации одноименного романа Захара Прилепина, где снимались ветераны русской весны. Продюсер проектов «Шоу Воли», «Уроки русского» — Димитр Тодоров, выпускавший «Ополченский романс», рассказал, что две сотни (!) артистов даже не стали обсуждать работу, когда узнали, что речь пойдет про события в Донецке.
И вот, наконец, удалось собрать актеров, причем именитых, и деньги нашлись для съемок фильма об СВО. Однако, остается вопрос: почему трагические события, происходящие в зоне военной спецоперации на Украине, с многочисленными потерями и трагедиями, решено воплотить в жанре комедии? Адекватно ли это происходящему сейчас в стране, на поле боя? Почему именно этот жанр выбран для фильма «Обратная сторона медали»?
«СП» обратилась в Институт развития Интернета (ИРИ) с вопросом: какой сюжет лег в основу фильма? Где проходили съемки? И почему фильм решено было снимать в таком жанре?
В пресс-службе Института развития интернета сообщили, что картина, получившая название «Обратная сторона медали», будет повествовать о службе и быте добровольцев в зоне проведения СВО.
У каждого героя сериала есть свой прототип. В пресс-службе также подчеркнули, что бойцы, с которыми обсуждалось создание картины, «благословили на это кино».
В пресс-службе ИРИ также рассказали, что режиссер фильма Олег Фомин четыре месяца ездил по госпиталям, разговаривал с бойцами. Премьера сериала «Обратная сторона медали» запланирована на платформе PREMIER на 2026 год.
Стоит заметить, что Институт развития интернета (ИРИ) — российская автономная некоммерческая организация, спонсируемая государством с помощью грантов. Институт создан для лоббирования интересов компаний интернет-отрасли. Судя по тому, что съемки уже идут полным ходом, деньги выделены, и немалые.
«СП» решила переговорить с участниками и создателями фильма, чтобы выяснить сюжет, узнать, где проходят съемки, какие конкретные истории легли в основу фильма.
И тут стало происходить самое интересное и загадочное. Вадим Галыгин, который, судя по всему, выступает в роли продюсера, от общения отказался, ответив на наши вопросы вопросительными знаками в мессенджере. Дескать, по какому праву вы вообще тут меня беспокоите?
Напомню, Вадим Галыгин — резидент «Камеби клаб», продюсер, юморист, чемпион Высшей Лиги КВН.
Режиссер Олег Фомин оказался вне зоны действия, ответила его супруга и одновременно официальный представитель Татьяна.
Она сказала, что на вопросы о фильме ответов режиссер прессе пока не дает.
Исполнитель главной роли Владимир Епифанцев также написал в мессенджере, что интервью не дает. Актер Александр Головин тоже воздержался от ответов.
Мы попытались связаться с кинокритиками. Большинство из них, именитые и не очень, услышав про «фильм о спецоперации», просили им больше не звонить…
Почему столь загадочная реакция на патриотическую трагикомедию? Иначе я жанр «Обратной стороны медали» характеризовать, увы, не могу, потому что какая комедий может быть там, где гибнут люди?
Николай Платошкин: Нынешней «элитке» Ленина не понять. Зачем власть, если нет яхт и дворцов?
Сегодня фильмы о вожде мировой революции снимают те, кто о нем мало что знает
Какие тайны связаны с созданием этого фильма? В чем его интрига? Почему обет молчания связал всех участников съемочного процесса? Или они, согласившись на участие в патриотическом фильме, почувствовали себя в опасности? Их заставили подписать какие-то особые контракты? Они кого-то боятся?
Все эти вопросы, увы, остались без ответов. Тем временем, отклики на снимающееся за завесой тайны кино уже поступают.
«Комсомольская правда» привела мнение депутата Брянской областной думы Михаила Иванова: «Мы понимаем, что картина еще не вышла, и нам неизвестен ее полный контекст. Однако уже сама идея сделать комедийный сериал на тему спецоперации представляется глубоко порочной и аморальной».
На мой взгляд, справедливо. Самое ли время сейчас делать про СВО фильм типа «ДМБ» или другого юморного армейского сериала? В годы войны с фашистами много было комедий о самой войне? Горе, трагизм, да, показывали, а вот про «шутки-юмора» так сходу и не вспомнишь…
Жаль, конечно, что не удалось поговорить с авторами и участниками проекта. Может, они бы и рассказали о своем замысле. Вдруг, я что-то не так поняла в творческой идее?