Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
26 ноября 2012 11:38

Anna Karenina

Британская экранизация русской классики: западные киношники не виноваты, что они сейчас лучшие в мире

248

Должен честно признаться: я шел на пресс-показ британского фильма «Анна Каренина» с большим предубеждением. Вспоминался британский «Onegin» 1999 года, в котором Ленский с Ольгой поют под гитару «Ой цветет калина…», а Онегин адресуется к Ленскому со словами «Вы, как человек с университетским дипломом…». И еще вспоминались нахлынувшие в начале 90-х в Москву американские проповедники, с улыбкой говорившие: «ну, „плодитесь и размножайтесь“, — это не совсем точный перевод. Be fruitful and multiply — это на самом деле значит „будьте плодотворными“, то есть успешными». Да и вообще: какая из хрупкой красотки-пиратессы Найтли Анна Каренина? У нее же, как у всех англоговорящих, просто мимические морщины другие.

Так вот: я оказался совершенно не прав. «Анна Каренина» Джо Райта по сценарию Тома Стоппарда — отличное кино.

Мне есть с чем сравнить. Я смотрел в прошлом году «Каренину» Сергея Соловьева. Это качественный, тонкий, умный фильм. Татьяна Друбич чудо как хороша в турнюрах, а на дуэт покойников Абдулова и Янковского невозможно глядеть без слез. Я смотрел и думал — да, арт-хаус, да, экранизация классики, фильм не для всех. Здесь же, на британской «Карениной», вообще ни о чем не думаешь, а просто с замиранием сердца следишь за драмой.

«Анна Каренина» интересна совсем не тем, что «ну-ка, посмотрим, что они там поняли в Льве нашем Толстом!» Об этом даже вопроса не стоит — что чего-то там недопоняли. Том Стоппард — не просто человек, глубоко погруженный в русскую историю, но и лучший на сегодняшний день сценарист в мире. Драма развивается ритмично и стремительно, а реплики порою просто убийственны. Например: Вронский, уже ближе к концу, приглашает знакомую даму заглянуть к ним с Анной. Дама холодно отказывается. «Можно подумать, она какая-то преступница!» — негодует Вронский. «Если бы она нарушила закон, это было бы еще ничего, — отрезает дама. — Но она нарушила правила!» Конечно, сама эта мысль была у Толстого — но Стоппард заостряет ее. И делает это как раз в то самое время, когда в Лондоне судятся русские олигархи, и высокий суд, к величайшему удовольствию англичан, досконально разбирает, что такое действовать «по закону» и «по понятиям».

26-летняя Найтли — настоящая стерва Каренина (вспомним — ее же выдали замуж «совсем молодой»), вплоть до пресловутых черных курчавых завитков на висках. Джуд Лоу — ничуть не красавчик, а неожиданно моложавый, тихий, почти монашествующий и вызывающий сострадание Каренин. И Аарон Тейлор-Джонсон (Вронский) — не просто действительно на пять лет моложе Найтли (обычно бывает наоборот, потому что Каренина — «коронка» для актрис, приближающихся к зрелости), но и, как насплетничала мне Википедия, с 19 лет женат на режиссерше Саманте Тейлор-Вуд, которая на двадцать с гаком лет его старше и которая, несмотря на это, родила ему двоих детей. Я еще не знал этого, когда смотрел на Анну и Вронского на экране — но я что-то в этом роде почувствовал.

И это только маленькая (и не самая главная) деталь, показывающая, с какой ответственностью подходят создатели ко всем этапам работы, начиная с кастинга. Сама же постановка, разыгрываемая как бы в огромном театральном здании конца XIX века, тонко, нигде не проваливаясь, балансирует на грани театрального и реалистичного. Сережа Каренин запускает игрушечный поезд — и вот уже в этом поезде едут Анна и мать Вронского. Сам Вронский условным, хореографическим пируэтом отдает на балу лакею свою шинель — и вот уже вальсирует с Анной, и танец их уже не бесплотно-балетен, а сочится животной страстью. Не говоря уж про то, что техника кинопроизводства в Великобритании находится на недостижимой для собирательного современного «мосфильма» высоте. Каждый кадр создаваемого Стоппардом и Райтом условного пространства «Царской России 1874 года» тщательно выстроен, освещен и набит тонкими и точными деталями.

Можно, конечно, сделать несколько мелких придирок: обручальные кольца у всех на левой руке, в роли цыганки выступает явная индианка (хотя режиссер уверяет, что в массовке настоящие русские — лондонские, разумеется), а в роли барской усадьбы — холмогорский зажиточный крестьянский дом. Но это последнее, похоже, сознательно: показать близость Левина к крестьянской жизни.

Так что можно сказать совершенно точно: показывать этот фильм в России — ничуть не более нелепая и неприличная затея, чем ставить в московском Молодежном театре «Берег Утопии» того же Стоппарда — колоссальную девятичасовую театральную трилогию про Бакунина и Герцена. Тогда все тоже были ошарашены — как это так, британец, не говорящий по-русски, пишет за Белинского горячечные монологи о русской литературе? Но спектакль идет уже пять лет, и всякий раз люди, намеревавшиеся поначалу уйти после первого перерыва, остаются до конца.

На презентации книжного издания трилогии я, помнится, спросил Стоппарда: заинтересовала бы его пьеса русского драматурга, героями которой окажутся Шелли, Байрон или Диккенс? На что сэр Том вежливо ответил, что он должен сначала посмотреть саму пьесу, чтобы составить о ней мнение. Я сходил в театр и понял, что сморозил глупость.

Так и здесь: сходите в кино, прежде чем морщиться, заслышав о Карениной-англичанке. И сами убедитесь: никто не пытается научить нас любить свою историю и свою литературу (в политкорректной версии), а просто сами горячо интересуются и восхищаются ею. И приступая к съемкам фильма, думают не о том, как распилить бюджет, поменять тачку и пристроить баню, а о том, как снять фильм, получить прибыль и потом уже, если получится, поменять тачку. Поэтому у наших киношников все хорошо с тачками, а у их — с фильмами.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня