
В прокат вышел «Рестлер» — фильм-возвращение Микки Рурка, снятый режиссером Дарреном Аронофски («Пи», «Реквием по мечте», «Фонтан»). На «Оскаре 2009» Микки был фаворитом, но его обошли. Зато в Венеции «Рестлер» взял главный приз — «Золотой лев». На днях 40-летний режиссер, чьи корни, оказывается, ведут в Одессу, посетил Москву и Петербург, где встретился и с нашим корреспондентом
«СП»: — Скажите честно, Микки Рурк расстроился, запил из-за того, что «Оскара-2009» ему не дали?
— Мы очень долго собирали деньги на фильм, хотя он и малобюджетный. Микки это было только на руку. Он мог спокойно качаться почти полгода, набрал нужную мышечную массу, усиленно питался (поглощая по семь тысяч калорий в сутки), загорал, чтобы войти в форму, построить тело рестлера. Сыграл правдиво, блистательно, как только он один умеет. Вернулся в большое кино, вернул симпатии миллионов…
Микки был очень близко к «Оскару», практически взял его. Шон Пенн, получивший «Оскара» (за роль в картине «Харви Милк» — прим. авт.) замечательный актер, и человек прекрасный. Мне очень жаль, что Микки обошли, потому что я видел, как он вкладывал душу в эту роль. Но главное случилось: Микки вернулся, и теперь мы увидим его еще во многих фильмах. Кстати, набрав прекрасную форму, он теперь продолжает тренироваться, хотя и сбросил ненужную мышечную массу.
Я видел его спустя час после церемонии, и, конечно, он был немного расстроен. Но тут еще дело в том, что Микки и Шон Пенн — не просто коллеги, а очень близкие друзья.
«СП»: — Не кажется ли Вам, что Микки и Шон — как два матерых рестлера!
— Настоящие рестлеры во время поединков и после боя очень заботятся друг о друге, чтобы не нанести сопернику травм, благо в их нелегком деле увечений и сотрясений и так хватает. Вот и Микки и Шоном — такие друзья, что обижаться не станут, а будут искренне радоваться за друга! Дома у Микки я видел целую полку наград и призов («Рестлер» получил «Золотого льва» на 65-м Венецианском фестивале. — Прим. Авт.), так что он в порядке, и вообще его все обожают…
Конечно, с ним было непросто работать, мы постоянно ругались на съемочной площадке, но на Микки невозможно обижаться, к тому же он человек творческий, развивается, ищет. Кстати, он никогда не репетирует, играет с листа, с трех-четырех дублей, боясь потерять искренность. С головой погружается в роль. Даже ткани на лосины своего рестлера сам выбирал, причем удивил меня, предложив купить самые уродливые, синтетические, которые потом оказались как нельзя кстати…
«СП»: — После такой яркого возвращения Микки Рурка даже не верится, что поначалу роль старого рестлера Рэма должен был играть Николас Кейдж…
— Во многом это кино документальное, основанное на реальных событиях из жизни Микки Рурка. Нас вдохновила именно его история, но мы совершенно не были уверены, что Микки согласится сниматься, сможет это сделать, обрести нужную форму. Думаю, если бы мы утвердили Николаса Кейджа, он бы справился отлично. Но и я, и Николас сразу считали, что фильм предназначен для Микки, и когда он согласился, Николас без обид уступил.
«СП»: — Мистер Ароновски, скажите, кровь и слезы у Микки Рурка на экране натуральные, или их вызывали подручными средствами?
— Микки всегда все делает правдиво, по-настоящему. Если слезы, то настоящие. И даже кровь — натуральная… Чтобы добавить драматизма происходящему рестлеры перед боем глотаю пару таблеток аспирина, запивая стаканом виски. Аспирин разжижает кровь, ее трудно остановить, и в какой-то момент они кусочком лезвия режут себе лоб, после чего кровище просто хлещет, вызывая зрительский восторг и ужас. Когда мы только приступали к фильму, я решил проверить, насколько Микки изголодался по работе, или ему больше нравится лежать на диване, а по ночам тусить. Я рассказал ему об этом аспиринно-виски-бритвенном приеме добычи крови и спросил: «Согласен ли ты проделать это?» Конечно, я не думал калечить артиста, просто такая проверка на прочность. На съемках же мы потратили три тысячи долларов (для нашей малобюджетной картины — это деньги!), чтобы создать такой искусственный слой кожи, который Микки должен был разрезать. Но в день съемки этой сцены Микки заявил, что не надо никаких гримеров, он возьмет бритву и сделает все по-настоящему. Конечно, я запретил: «Если ты не дай Бог занесешь инфекцию, а потом заболеешь, никакая страховка не покроет задержку съемок, вот это будет трагедия!» На что Микки сказал, послав меня подальше: «Я буду делать, что захочу!»
Три тысячи баксов выкинуты на ветер: камера заработала — Микки вонзил бритву в лоб.
«СП»: — Профессиональный рестлинг, в отличие от спорта, в большей степени — развлечение, шоу-бизнес…
— Но рестлерам бывает очень больно. Эпизод со степлером, вонзающимся в тело, не нами придуман, а взят из реальности — это просто один из приемов в арсенале рестлера. Кстати, кто-то распространяет слухи, что профессиональные рестлеры обиделись на нас, но это полный бред, потому что они нас всячески поддерживали и во время съемок, и после премьеры. Это поразительно, но есть множество фильмов про бокс, однако нет картин про рестлинг. Микки тоже поначалу не вдохновляла идея сыграть рестлера (он же бывший профессиональный боксер!), но я сумел увлечь его именно рестлингом. Хотя мне пришлось «изъять» у Микки мобильник и часы, а то поначалу он то и дело норовил улизнуть в какой-нибудь ночной клуб.
«СП»: — У нас в России рестлинг не популярен.
— Зато в Европе так любят цирк. А корни рестлинга, конечно же, в цирковом искусстве, а цирк завезен за океан из Европы. Так что, возможно, предками современных рестлеров были русские циркачи. Кстати, мой дедушка родом из Одессы.
«СП»: — Вашего рестлера зовут Рэм… По-русски — либо Таран, либо Баран. Почему в русской версии фильма он все-таки Баран?
— У него есть даже в одежде символ Барана — он таранит противника, бодает. Рэм и есть Рэм — это непереводимо.
«СП»: — В 2006 году вы сняли картину «Реквием по мечте», философско-фантастическую притчу, ставшую культовой во всем мире, очень любимую и в России. Не планируете ли «Реквием по мечте-2»?
— Мне очень понравилось работать над «Реквиемом по мечте». Надеюсь, когда-нибудь сниму еще что-то похожее, но пока не собираюсь делать этого.
«СП»: — Правда, что Вы отказались снимать «Бэтмена»?
— Я никогда не был по-настоящему заинтересован в Бэтмене, не рвался его снимать… Но был эпизод, когда я прикоснулся к этому проекту, и то, потому что в том момент собирал деньги на фильм «Фонтан». Но потом быстро утратил интерес. Продюсеры все равно не дали бы мне снять Бэтмена так, как я этого хотел… Для них было важно собрать в прокате миллиард, а потом продать как можно больше игрушек с изображением Бэтмена и Джокера.
«СП»: — Тогда почему вы согласились в 2010 именно снимать ремейк «Робокопа»?
— Пока еще не написан сценарий, и все это просто разговоры. А что касается кино независимого и продюсерского-коммерческого, то мне интересно и то, и другое. Люблю работать на стыке независимого и коммерческого кино.