Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Культура
6 апреля 2013 12:35

«Пытаюсь привести себя к какой-то гармонии»

Беседа с Леонидом Федоровым накануне концертов-презентаций нового альбома

402

Про отметившего в январе 50-летие Леонида Федорова давно уже неправильно говорить просто «лидер группы АукцЫон». Нет, он по- прежнему остается движущей силой самой необычной группы, вышедшей из ленинградского рок-клуба, но плюс к этому очень востребован как концертирующий сольный артист, а еще — регулярно выпускает совместно с контрабасистом Владимиром Волковым (с позапрошлого года также считающимся постоянным участником «АукцЫона») не-пойми-какие альбомы на стихи русских поэтов-авангардистов. 4 апреля в петербургском клубе А2 и 6 апреля в московском ЦДХ пройдут представления нового альбома дуэта, названного «Если Его Нет», уже доступногодля онлайнового ознакомления и покупки. На нем нет больше песен на тексты обериута Александра Введенского, служившего для Федорова источником вдохновения на предыдущих шести дисках, зато появились, кроме текстов давнего приятеля — художника Артура Молева и постоянного соавтора по «АукцЫону» Дмитрия Озерского, две песни на стихи относительно малоизвестного поэта 20-х годов Константина Вагинова. А также — фортепианные опусы Волкова и вещь, ранее не встречавшаяся: римейк песни «Конь унес любимого» с диска 20-летней давности. С нее и начался наш разговор. Довольно быстро, впрочем, съехавший в сторону политического акционизма и матерого авангарда.

«СП»: — Как на этом альбом попал, извините за выражение, римейк песни «Конь унес любимого»? По-моему, на «Чайнике вина», с клавесином и струнными в конце, она звучит просто потрясающе.

— Получилось это так. Нам предложили записать ее для кино. Мы записали, давно, еще одновременно с «Юлой», но в кино, как водится, эта запись так и не попала. И в «Юлу» не попала. А когда стали думать с Вовой над новой пластинкой, у нас возникла идея сделать альбом… про Питер. Мы стали подбирать композиции, а потом возник «Нет никого…», и все сложилось.

Я ведь приезжаю в этот город, смотрю вокруг, да, это мой родной город, но никаких ностальгий у меня не возникает. Скорее — остывание чувств, выпадение тебя самого из этого пространства. Именно это вот: «нет никого». И в то же время здесь полно друзей, воспоминаний… То же касается и «Коня…». Ведь Хвост и Анри (Алексей Хвостенко и Анри Волохонский — «СП») писали эту песню в Питере, это одни из самых ярких питерских людей поколения наших отцов — для меня, во всяком случае.

На этот раз мы сделали ее в строгом барочном звучании. Я играл на барочной гитаре, а Вовка — на виоле-да-гамбе, и всё. Никакой театральности, которую в свое время привнес Хвост. Так, как она могла бы звучать в барокко.

«СП»: — Хотя на самом деле эта музыка сочинена в 1960-е годы Владимиром Вавиловым — тоже, кстати, питерским человеком — и лишь приписана им Винченцо Галилею.

— Да, похоже, что вся эта его пластинка «Лютневая музыка XVI—XVII веков» сочинена им самим. Там, скажем так, сильное упрощение настоящей барочной музыки.

«СП»: — Самая знаменитая мистификация Вавилова, подхваченная Хвостенко и Волхонским - «Канцона», известная как «Город золотой» в исполнении Гребенщикова. В одной из своих песен, лет 30 назад, Гребенщиков объяснял: «Моя работа проста, я смотрю на свет, ко мне приходит мотив, я отбираю слова». Вы тоже «отбираете слова», но несколько другим образом — из чужих стихов. Как это происходит?

— Да как попадает настроение… я не знаю… Озерский написал «Домой», когда мы заканчивали «Юлу». Молев прислал мне эти несколько текстов, проведя ужасную (для него) зиму в Питере. Они мне понравились как раз по попаданию в дух города — по моему ощущению. Он же прожил несколько лет в Амстердаме, а тут приехал и его накрыло. А Вагинов появился благодаря тому, что вышла его книга в издательстве ОГИ. Я давно читал его роман «Козлиная песнь», а стихов раньше не видел. А тут стал читать и не сказал бы, что это прямо какие-то гениальные стихи, но кое-что показалось мне странным, тоже очень питерским, ни на что другое не похожим. Так вот и появились эти вещи. Такое посвящение нашему с Вовкой родному городу. В котором Вова, собственно, и продолжает жить — и написал свои, музыкальные видения этого города.

«СП»: — То есть вы на части альбома чуть ли не впервые выступаете в роли «чистого вокалиста»? Волков придумал музыку, слова Молев и Вагинов — слова, а Фёдоров — просто поет?

— Ну, получается, что так. Хотя я тоже что-то, придумываю, конечно. Партию вентилятора, например. Да и тексты, конечно, отбираю.

«СП»: — Как получилась такая сложная форма у предпоследнего номера, «Поезд»? Прямо трехчастная симфония какая-то.

— Я хотел, чтобы весь альбом оставлял ощущение движущегося поезда… И уже отсюда появилась музыкальная мысль. Я записал болванку, минут на восемь, набросал сверху разные звуки движущихся поездов, и оказалось, что они все точно легли — и в ритм, и чуть ли не в тональность. А потом уже появился этот текст Вагинова — «у каждого во рту нога его соседа» и «я в мертвом поезде на север еду, в город, где солнце мертвое, как лед, блестит». Такого образа нашего города я еще нигде не видел!

«СП»: — А возможно ли в наше время в песне не образное, а прямое высказывание? Как раньше было возможно «All you need is love» или «Перемен требуют наши сердца».

-Почему нет? Просто сейчас, наверное, время не пришло. Должны появиться новые люди.

«СП»: — Могут ли они появиться из политической активности последней пары лет, с «Болотной площади»?

— Я не думаю. Мне кажется, такие прямые конкретные вещи должны придти откуда-то изнутри, снизу — как Цой, вышедший из спальных районов Питера, а не из таких кажущихся декораций. Это же все декорации, Болотная площадь и прочее. Цой же пел о переменах, когда ни о каких переменах еще и речи не шло. Может, конечно, он что-то чувствовал, но не думаю, что это было осознанно.

«СП»: — «АукцЫон» же сейчас исполняет на концертах «Остановите самолет, я слезу«? Чувствуете ли вы, что он звучит и воспринимается по-другому, чем в 1990-м году?

— Мне трудно сказать. Наверно, по-другому. Когда я пою, я не воспринимаю песни как объекты материального мира. Для меня это мое внутреннее ощущение существования… существования в музыке, назовем это так. Я помню, когда мы впервые исполнили в концерте «Спи, солдат», ко мне потом подошел мой близкий друг и стал хвалить: «как вы круто попали! Прямо в точку! Война в Чечне, всякое такое». А я если и думал о войне, то скорее еще о той войне, о Великой Отечественной. Слова, в принципе, могли быть другими. Просто эти хорошо ложились. И пелись — для меня это самое главное.

«СП»: — Я читал в вашем недавнем интервью, что в 80-е годы в ленинградском рок-клубе вас считали не пойми кем…

— Засланными казачками нас считали!

— «СП»: — Засланными — откуда?

— От кэгэбешников! И что мы специально придумываем такие гадкие глупые тексты, чтобы дискредитировать рок-движение. У «Аквариума», Алисы" - серьезные песни на серьезные темы, а у нас «Он идет к своей волчице», «Деньги — это бумага» — что это вообще такое? Так что за провокаторов нас держали. Не все, конечно.

«СП»: — А может, воспринимали как скоморохов? И воспринимали ли вы сами себя так?

— Я так не воспринимал. Кому-то казалось, что мы изображаем юродивых. А мне как раз была не очень интересна театральная составляющая, а больше интересна музыкальная. Мне очень нравились и «Алиса», и «Кино», но мы всегда подшучивали над их серьезностью. А сами просто веселились. И старались так играть, чтобы самим было хорошо. В общем, мы и до сих пор так играем.

«СП»: — Но вы соотносите себя со скоморошеской традицией?

— У меня не было никогда амбиций… но сам жанр, этот самый рок-н-ролл, он предполагает синтетизм. Мы с Вовой хоть и ушли от всяких жанровых рамок — рок, джаз, но основа та же. Это такой постмодернистисткий ход, разом воплощающий то, о чем мечтали поколения музыкантов, писателей, актеров. Какие-то волосатые люди с гитарами из подворотен, что-то такое забубонили — и мир у их ног! Вроде всё на поверхности, всё просто, и в то же время вдруг получается какое-то поразительно точное попадание в главное. Наверное, по сути это скоморошество. Но надо не забывать про такой важный момент, как появление электромузыкальных инструментов. Конечно, еще Штокхаузен использовал электронику. Но у него все равно мозги образованного европейца, его музыка очень рассудочна и отстранена. А эти рокеры — они же просто коновалы какие-то! хотя по битлам видно, что они слушали того же Штокхаузена. И сделали всё точнее, чем он. В том числе — точнее чисто музыкально. Подняв, в общем-то, массовую, поп-музыку на большую высоту, нравственную высоту в том числе. То же самое All you need is Love — вроде простенькая песенка, и вдруг становится посланием человечеству.

«СП»: — У Pussy Riot получилось тоже «послание человечеству»… Вам не обидно, что эти политические активистки воспринимаются во всем мире как «панк-рок-группа из России», то есть как явление музыкальное? Будто у нас другой музыки нет.

— Да ради бога, пускай. Панк — это просто один из музыкальных стилей XX века. Стравинский — это для меня тоже отвязный панк. Хоть и в другом роде. Другое дело, что здесь мы имеем дело с чисто политическим актом, который мне не нравится именно в силу того, что он политический. Потому что мне кажется, что политика — дело недостойное. Как ростовщичество. Я не понимаю, как можно давать деньги в долг под проценты. И то же самое с политикой — не понимаю! И тем более не понимаю, как можно делать из музыки политику. На мой взгляд, две самые плохие песни Леннона и Маккартни, которые они написали уже после распада «Битлз» — это Give Peace a Chance и Give Ireland back to the Irish.

«СП»: — Ну, «Дайте миру шанс» — это вообще не песня, это речевка на два аккорда.

— Да дело не в аккордах! У Sex Pistols тоже песни на два аккорда, на один аккорд, а всё равно хорошие. Тем-то они и ценны, что показали: песня может быть на два аккорда. Их God save the Queen — это просто шедевр, именно музыкальный шедевр, политика здесь вообще ни при чем, хотя, конечно, пиара вокруг них было предостаточно.

«СП»: — А может ли и в наши дни музыка — альбом, песня — стать событием?

А почему нет? Может, такие вещи и есть, просто мы их не знаем. Когда Кейдж делал свои 4'33, мало кто думал, что это будет важнейшим музыкальным событием XX века. Но оно им стало. Или взять Вудстокский фестиваль. Я читал воспоминания барабанщика Хендрикса, он писал, что всё было ужасно — дождь, неразбериха, ничего не слышно. Но это вдруг стало величайшим фестивалем в рок-н-ролле, а кто бы мог знать!

«СП»: — Они попали в свое время.

— Это скорее не попадание во время, а наоборот — выпадание из времени. Если ты попал во время, ты в этом времени и останешься.

«СП»: — Вы тоже пытаетесь выпасть из времени?

— Да нет, я просто пытаюсь привести себя к какой-то гармонии… поймать кайф от того, что я делаю. Сделать так, как мне нравится сейчас. Может, через полгода мне это уж разонравится.

«СП»: — На первом большом выступлении «АукцЫона» за пределами рок-клуба — совместном с «Академией старинной музыки» перформансе «Зимы не будет» в январе 2004 года в зале Чайковского, вдохновитель этого беспрецедентного действа Николай Дмитриев перед началом объявил как ни в чем ни бывало, что в концерте прозвучит музыка композиторов Антонио Вивальди, Генри Пёрселла, Михаэля Преториуса и Леонида Фёдорова. Мы уже никогда не узнаем, шутил Дмитриев тогда или действительно воспринимал вас в одном ряду. А как вы сами воспринимаете?

— Никакой я не композитор. К музыке, конечно, я какое-то отношение имею, но я занимаюсь абсолютно другим делом. Композитор — это человек, который музыку пишет. А я ее скорее ловлю. Это совсем другая технология, чем у Перселла или, скажем, у Мартынова. Мартынову, чтобы сочинять, вообще ничего не нужно, кроме ручки и листа разлинованной бумаги. У него музыка в голове. А я ее слышу. Слушаю и слышу.

У меня есть друг — флорентийский скрипач. Он рассказал мне такую историю. Лучано Берио, итальянский авангардист, уже покойный, попросил его сыграть соло в своей последней опере. Но не дал нот, а сказал: «Придумай что-нибудь такое, в духе еврейской скрипочки». Мой друг, который «еврейской скрипочкой» много занимается, придумал, сыграл Берио, тот одобрил и попросил записать нотами. Нет проблем — он академический музыкант, концертмейстер, записал и дал сыграть другому скрипачу. И оказалось, что это не имеет ничего общего с тем, что он придумал! Хотя он сам записал. «Это, — говорил он мне потом, — был для меня первый звоночек: в музыке есть вещи, которые ты записать не можешь! И то, что ты не можешь записать — это и есть музыка!» И я его здесь очень понимаю. Хотя сам пришел к этому пониманию совсем с другой стороны. Сейчас невозможно писать музыку как Бах. Если бы Бах жил в наше время, он бы писал совершенно по-другому. Потому что музыка — это то, что происходит сейчас.

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Виктория Журавлева

Руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО

Вадим Трухачёв

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня