Культура
18 мая 2013 10:17

Альтернативная вселенная Star Trek

Вышел в прокат очередной эпизод легендарного сериала

2584

На этой неделе, 16-го мая, в российских кинотеатрах стартовал один из самых ожидаемых блокбастеров года — фантастический фильм режиссера Джей Джей Абрамса «Star Trek Into Darkness», в нашем переводе «Стартрек: Возмездие», хотя вернее было бы «Звездный путь во тьму».

Правда, еще в конце апреля в Москве состоялась закрытая премьера с участием режиссера и актеров Криса Пайна, Закари Квинто и Элис Ив, которые приехали поддержать свой проект в России. Возможно, по той причине, что в отличие от США и Европы, где несколько поколений поклонников выросло на «вселенной Стар Трека», ведущей свою историю аж из шестидесятых, нас эта история по понятным причинам обошла стороной.

Что же это за вселенная такая, и почему нам может быть любопытно ее посетить?

В России до сих пор жива ностальгия по великому советскому космическому проекту; как бы то ни было, мы были первыми, и улыбка Юрия Гагарина, наверное, до сих пор — самый универсальный и позитивный символ страны. Американский сериал «Star Trek» («Звездный путь») родом из той же эпохи. Его придумал в середине шестидесятых бывший летчик (во время Второй Мировой воевал на бомбардировщике, потом служил вторым пилотом в «Pan American») и энтузиаст покорения космоса Джин Родденберри. Первый сезон вышел на экраны в 1966-м году, через пять лет после полета Гагарина и за три года до высадки американцев на Луне. Скоростью, с которой в то время развивалась эта сфера, обусловлен чрезвычайный оптимизм фантазий Родденберри: действие телефильма происходит в XXIII веке, корабль Звездного флота объединенной Федерации планет «Enterprise» совершает пятилетний исследовательский полет в поисках новых обитаемых планет. Солнечная система давно освоена, на борту звездолета — интернациональный экипаж: англосакс капитан Кирк, мичман Павел Чехов, лейтенант связи африканка Ухура (родной язык — суахили), и даже дитя дружбы разных планет, полуземлянин-полувулканин коммандер Спок, старпом «Enterprise» с зеленой кровью, железной логикой и острыми эльфийскими ушами. Один из российских поклонников «Стар Трека» пишет, что «любовь и обожание (сериала — прим ред.) возникли не на пустом месте, но были порождены огромной, детальной, манящей и притягательной вселенной победившего космического коммунизма».

Забавно также, что, хотя оригинальный сериал Родденберри сложно назвать научно-фантастическим, современного зрителя он скорее поразит некоторой, гм, технической наивностью, обратное влияние «вселенной Стар Трек» на реальность сложно переоценить. Так, внешний вид современных мобильных телефонов-раскладушек весьма напоминает коммуникаторы, которыми пользуются герои сериала, в 1977 году NASA переименовало шаттл «Constitution» в «Enterprise», да и современная компания Virgin Galactic, занимающаяся развитием космического туризма, предполагает назвать свое первое судно «V.S.S. Enterprise». Забавно также преображение слогана сериала, которое может служить первым примером межпланетной политкорректности — со временем во фразе «To explore strange new worlds, to seek out new life and new civilizations, to boldly go where no man has gone before» выражение «no man» (ни один человек) было заменено на «no one» (никто). Причем сделано это было даже не по гендерным причинам, но скорее из пиетета перед самым, пожалуй, популярным персонажем истории — инопланетянином Споком, роль которого «приросла» к замечательно обаятельному актеру Леонарду Нимою (кстати, потомку эмигрантов с Украины).

Даже выборочно проследив историю корабля «Enterprise» и его команды (полная версия включает 6 сериалов, 12 полнометражных фильмов, включая последний, ворох книг, игр и фанфиков: жизни не хватит освоить!) можно уловить динамику восприятия человечеством себя и своих задач. На смену чрезвычайно симпатичному, пусть и наивному пафосу исследований и открытий, которым подкупали ранние телефильмы, приходит проблематика войны человечества с самим собой. Так, в одной из лучших полнометражных лент «Star Trek II: The Wrath of Khan» (Гнев Хана) 1982-го года герои пытаются не отдать в руки злодея-сверхчеловека из прошлого изобретение современной им цивилизации, которое способно как создавать жизнь, так и уничтожать ее. Показательно, что в этом фильме, пытаясь спасти корабль, гибнет верный долгу старпом Спок… правда, фантастическое кино на то и фантастическое, чтобы полюбившегося героя можно было воскресить в следующих сериях.

Новые фильмы Абрамса (премьерный «Star Trek Into Darkness» — второй по счету у этого режиссера), сохраняя большинство примет оригинального мира, ведь Джей Джей, по-видимому, настоящий фанат, из тех, кто называет себя «trekkies», несут уверенный отпечаток нашего времени, когда на спецэффекты для блокбастеров расходуется едва ли не больше средств и творческой энергии, чем на исследование космоса. Это роскошные дорогие аттракционы с рукопашными схватками чуть ли не в стратосфере, крушениями кораблей и планет: так, в фильме Абрамса 2009 года гибнет родная планета Спока, Вулкан — довольно остроумный ход, учитывая, что в астрономии Вулкан — планета-фантом, которую в свое время искали между Меркурием и Солнцем. Впрочем, сценаристы и режиссер были честны, поместив действие новых фильмов в альтернативную вселенную, где герои Родденберри, можно сказать, начинают жизнь с чистого листа. Своеобразный оммаж старому сериалу — появление в фильме 2009-го года Леонарда Нимоя, который в роли Спока «из шестидесятых» дает советы Споку двухтысячных (актер Закари Квинто). Сюжет ленты охранялся создателями тщательнее, чем планы какой-нибудь «Звезды смерти», тем не менее, предварительные премьеры и интервью создателей и артистов уже фактически «продали» его. Впрочем, и без того несложно было предугадать основной конфликт «Звездного пути во тьму» нашего времени — речь в фильме пойдет о террористической угрозе, которую в образе своего инфернального героя воплотит британский актер Бенедикт Камбербатч, известный как современный Шерлок Холмс из сериала BBC. Еще одна забавная черточка, которая показывает степень укорененности героев «Стар Трека» в современной культуре — в новом «Шерлоке» доктор Уотсон в шутку называет своего одержимого логикой друга Споком. Логика же подсказывает нам несколько грустный вывод — на смену идеям познания и позитивного развития, которые были важны для «Стар Трека» шестидесятых, уверенно пришла несколько параноидальная и в основе своей консервативная тема поддержания хрупкого равновесия мира, которому из раза в раз угрожают всякие безумцы. При этом мир, застывший в стагнации у компьютерных мониторов, похоже, сам вызывает их к жизни и действию.

Последние новости
Цитаты
Роман Травин

Политолог, руководитель проекта «Открытая аналитика»

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Вячеслав Тетёкин

Политик, общественный деятель, КПРФ

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня