Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Культура
29 июня 2013 10:43

Одиннадцать тицианов

В ГМИИ им. Пушкина на Волхонке открылась представительная выставка венецианского гения

2137

Лето 2013 года имеет шанс войти в историю Москвы как самое богатое на развлечения — с 1775 года, то есть с того года, что Екатерина II провела в старой столице, в особняке Голицына на Волхонке. Но если беспрерывную череду бесплатных концертов и фестивалей во всех московских садах и парках можно объяснить продуманной политикой московских властей по отвлечению наиболее активной части населения от политики («фестивали вместо митингов»), то ГМИИ им. Пушкина в политической конъюнктуре заподозрить трудно: эта институция возвышается над сиюминутной суетой как мраморная скала.

И, тем не менее: всего лишь через две недели после открытия поразительной выставки английских прерафаэлитов в музее на Волхонке (кстати, в соседнем здании с бывшим дворцом Екатерины) открывается выставка еще более поразительная: 11 картин Тициана, отражающие все шестьдесят с лишним лет творческого пути одного из самых знаменитых Старых мастеров — от прилежного ученика Джорджоне до 86-летнего патриарха, не расстававшегося с кистью и в последние минуты.

На пресс-конференции в итальянском посольстве, стоя перед специально привезенной в посольство «Флорой», многоопытная директор музея Ирина Антонова казалась немного растерянной: даже она словно до сих пор не могла поверить, что все «срослось» и выставка действительно состоится. Если учесть, что одиннадцать картин на три месяца прибыли в Москву из десяти разных музеев и, стало быть, об этом пришлось договариваться с десятью региональными управлениями культуры — изумление Ирины Александровны можно понять: кто знаком с российской бюрократией, тот имеет представление о бюрократии итальянской. И здесь необходимо отметить роль посла Италии в России Антонио Дзандари Ланди, который с самого начала своей деятельности на этом посту отдавал «нематериальной» составляющей в отношениях двух стран много сил — в частности, в поиске серьезных спонсоров, готовых вложить средства, сопоставимые с бюджетом небольшого города.

Сам Ланди на той же пресс-конференции подчеркнул, что Тициан оказался первым итальянским художником, чья слава перешагнула границы Апеннинского полуострова: венецианскому мастеру заказывали портреты короли и герцоги со всей Европы. И это всеевропейское значение Тициана подчеркивает неожиданная «рифма»: в этом году в русском павильоне на венецианской биеннале представлена инсталляция живущего в Германии русского художника Вадима Захарова «Даная», который иронично обыгрывает древний сюжет о пролившемся на красавицу золотом дожде — а в Москву привезли из Неаполя картину венецианского художника, который одним из первых, пятьсот лет назад, вообще «открыл» этот античный сюжет и сделал его откровенно чувственным.

Здесь самое время спросить: благодетельные меценаты, культурные связи и изысканные ассоциации — это все замечательно, а чем выставка Тициана интересна простому посетителю, не искусствоведу?

Этому самому «простому посетителю» стоит вспомнить вот что: Тициан, воспринимаемый нами сейчас как Старый мастер, непререкаемый авторитет — был в свое время авангардистом и ниспровергателем, которого, по интенсивности и диапазону поисков можно сравнить разве только с Пикассо, тоже прожившим долгую жизнь, и чье творчеством тоже можно разделить на периоды. Без Тициана, особенно позднего, когда он накладывал краски не только кистью, но и шпателем и даже пальцами, не боясь фактуры и текстуры, не было бы ни Рембрандта, ни Рубенса, ни даже Мане (который откровенно повторял некоторые тициановские сюжеты триста лет спустя).

Мало того: два привезенных в Москву анонимных женских портрета — «Флора» и «Красавица» — были первыми в истории европейской живописи портретами, на которых запечатлены не христианские или мифологические персонажи, не королевские особы, а просто молодые женщины в расцвете лет и красоты. И, судя по выкрашенным особой венецианской золотистой краской прядям волос и богатому платью — с удовольствием следующих всем мирским соблазнам.

Сам Тициан тоже знал толк в земных соблазнах: его дом в Венеции был настоящим центром богемной жизни, он водил дружбу с умнейшими интеллектуалами, вроде Пьетро Аретино, знатнейшими аристократами и красивейшими куртизанками своего времени. И при этом сохранял работоспособность и, главное, способность искать что-то новое, до глубокой старости — он умер в 86 или 88 лет (данные о годе его рождения расходятся) — и не от какой-то возрастной болезни, а от чумы, которой заразился от собственного сына.

«В чем секрет вечной молодости Тициана?» — спросили журналисты у куратора выставки, профессора Джованни Виллы. «Об этом лучше спросить у него самого, — от души рассмеялся обаятельный итальянский синьор. — Но, возможно, дело в том, что Тициан очень мало тратил сил на путешествия: он почти всю жизнь прожил в Венеции, а если куда-то и выбирался, то в королевской или герцогской свите, то есть в очень комфортных условиях».

Ответ интересный. Но, возможно, есть и другой. По свидетельству современников, Тициан умер в своей мастерской, с кистью в руке — до последнего борясь со смертью не молитвами или лекарствами, а работой. Такая невероятная преданность своему делу не может не отразится в картинах. Особенно в тех тщательно отобранных одиннадцати шедеврах, на которые в течение трех месяцев есть возможность взглянуть на Волхонке.

На снимке: Москва. Посетитель у картины Тициана «Венера, завязывающая глаза Амуру» (1559−1561 гг.) на открытии выставки «Тициан. Картины из музеев Италии» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Фото ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин

Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Игорь Николайчук

Эксперт по международной безопасности Центра специальных медиаметрических исследований

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня