Но для начала хочу исправить чудовищную несправедливость, допущенную по отношению к нашим глухим и плохо слышащим соотечественникам, а также тем, кто по какой-либо причине вынужден был пользоваться телеприемным устройством с выключенным звуком. Дело в том, что 5 ноября, смотря на государственном канале «Россия» прямую трансляцию послания Главы государства к Федеральному собранию (а потом и многочисленные ее повторы), эта категория граждан так и не смогли узнать, что русский язык стал еще более великим и могучим, окончательно утвердив в своем официальном словаре яркий глагол «кошмарить», прозвучавший в речи Д.А.Медведева. По какой-то нелепой причине сотрудниками ВГТРК в бегущей строке он был заменен на банальное «запугивать»…
Как могло произойти такое? Не будем предполагать худшее — чей-то злой умысел. Видимо, дело всего лишь в том, что речь президента в титры переводили люди косные, чуждые свежих лингвистических веяний. Что ж с того, что глагола этого не было до сих пор в толстых академических словарях?! Давно известно, что язык — организм живой, развивающийся, не стоящий на месте. И если высшие должностные лица страны несколько раз подряд в публичных выступлениях говорят «кошмарить», значит, пришло время именно «кошмарения», а не какого-то там банального запугивания. Слова, звучащие из уст премьеров и президентов и обращенные ко всему народу или представителям высших ветвей власти, случайными не бывают. И уж, казалось бы, кому, как не рупору их, труженикам телевидения, знать об этом!
Страшно подумать, но если б в начале нынешнего века мощное словосочетание «мочить в сортире» какие-нибудь умники в студии заменили бы на вялое «лишать жизни в местах общественного пользования», глядишь, и новейшая российская история пошла бы по-другому…
Ну а теперь непосредственно о событиях и датах. Действительно, начало минувшей телевизионной недели изобиловало ими. Во-первых, это славная 396-я годовщина изгнания польских завоевателей с земли Московской и окончания Смутного времени, ныне именуемая Днем народного единения. Во-вторых, вышеупомянутое послание, в котором президент кошмарил Америку «Искандерами», которые собираются установить в Калининградской области, а коррупционеров новыми, более суровыми, чем во все предшествующие века, законами.
Еще состоялись воистину исторические выборы в США.
Ну и, наконец, состоялось, то, что раньше мы называли ноябрьскими праздниками, трансформировавшееся сегодня в торжественный марш в честь военного парада на Красной площади в 1941-м году. Скромней всего на ТВ освещалось именно это, последнее событие. Оно и понятно, перед идеологами эфира стояла трудная задача: отдать дань уважения отцам и дедам, прямо с Красной Площади ушедшим на поля сражения и вступившим в смертельную схватку с фашистами, рвущимися к столице СССР, и в тоже время — свести до минимума упоминание годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (или, если угодно, октябрьского переворота), по поводу которой тот самый памятный парад и состоялся. На некоторых каналах расстарались вовсю: комментоторы, сказав много благородных и правильных слов, ВОСР не упомянули вообше. У юных зрителей, которые путают Ленина с Брежневым, вполне мог возникнуть вопрос: а зачем тот самый легендарный парад был нужен?
Зато выборы в Соединенных Штатах на всех заключительных этапах комментировались столь подробно и обстоятельно, что по объему эфирного времени на российском ТВ наверняка оставили далеко за кормой президентскую и парламентскую избирательные кампании в родной стране вместе взятые. Впрочем, что у нас показывать? Серьезные люди заняты серьезным делом. Думают о благе народном. А там не политическое событие — а какое-то бесконечное шоу.
Зато теперь мы знаем до мельчайших подробностей биографию избранного президента США. Его предки вплоть до третьего поколения знакомы нам, как соседи по лестничной клетке. Вот выяснилось, например, что тетка Обамы незаконно проживает в Штатах. И политик тут же отрекся от нее: раз незаконно, пусть убирается! Представьте себе ситуацию, что у кого-то из наших высокопоставленных лиц вдруг обнаружилась бы близкая родственница, живущая в Москве без регистрации. Или, хуже того, без российского гражданства. Кто-нибудь от кого-то стал отрекаться?
Да, выборы ТАМ — это именно шоу, построенное по стандартам блокбастеров. Грешен, но в голове даже мелькнула кощунственная мысль, что смерть бабушки Обамы за день до голосования наверняка привела в восторг его пиарщиков.
А вообще все увиденное на телеэкране создавало твердое убеждение, что в начале в Америке появился Голливуд, а потом уж Билль о правах, Конгресс, Белый Дом
А вот с Днем народного единства телевизионщикам, как и в прежние годы, пришлось помучиться. Во время репортажей с праздничных митингов им предстояла нелегкая задача отыскивать в толпе людей, которые знают, в честь чего праздник. И могут сказать что-то внятное на этот счет. Сформировать эфир таким образом, чтобы он был достаточно патриотичным, но в тоже время и политкорректным. Это по поводу ВОСР было снято столько фильмов, что с лихвой хватало для всех каналов на оба выходных дня. А теперь что показывать, если даже историки толком не знают, что именно произошло в 1612 году?
На всякий случай стали заполнять эфир фильмами про битвы разных времен. В результате получилось сплошное батальное полотно. Только Первый канал показал подряд «Офицеров» про Гражданскую и Великую Отечественную войну, «Турецкий гамбит» про русско-турецкую, многочасовое историческое полотно «1612», первую попытку художественно осмыслить события, послужившие поводом для праздничного дня. И — под занавес — первые серии полной версии михалковских «12», построенных на теме войны чеченской.
Чтобы соединение столь разных картин выглядело не случайным, а продуманным патриотическим актом, в эфире с внеочередным выпуском программы «Однако» появился Михаил Леонтьев. Используя свойственный ему глубоко гражданский лексикон и фрагменты из фильма «Адмиралъ», он все объяснил. Но, если честно, его программа больше была похожа на пиар этого самого «Адмирала», созданного при участии Первого канала, чем на публицистику.
Что же касается самих фильмов, то вдаваться в подробный анализ нет возможности. Если же коротко… Жаль хорошего режиссера В. Хотиненко и хороших актеров, сделавших развесистую псевдо-историческую клюкву под названием «1612». Что же касается «Двенадцати», то это тот самый случай, когда больше — не значит лучше. В прокатной версии картина держала зрителей в постоянном напряжении. Раздутая же до пяти серий, она показала, что, увы, далеко не все наши актеры умеют держать «мхатовскую паузу». Смотреть на них было бы одно удовольствие, если бы не постоянный зуд внутри; ну ты уж скажи что-нибудь!
Премьеры теленедели
«Последний герой»
1 канал 16 ноября, 22.00
Не думаем, что новый сезон этой программы будет принципиально отличаться от предыдущих. Но интересно следующее: в самом начале съемок проекта его со скандалом покинули писатель В. Ерофеев и актер Н. Джигурда. Оба обвинили создателей программы в неуважении к личностям участников и даже в «фашизме». Сами они готовы были пройти любые испытания, но только при условии изменения поведения членов съемочной группы по отношению к женщинам. Уже вернувшись в Москву, бунтари рассказали, что телевизионщики признали, что «переборщили» и даже предлагали им большие деньги за то, чтобы они все-таки остались. Ерофеев и Джигурда отказались. Но предположили, что путем хитроумного монтажа их поступок все же будет представлен в программе как проявленная ими трусость перед лишениями, а не как демонстративный гражданский акт. Вот теперь и посмотрим, на что способно наше ТВ в трактовке событий.
«Мой муж — гений»
1 канал 14 ноября, 21 39
Премьере этого фильма, повествующего о жизни академика Ландау и выходящего в рубрике «Закрытый показ», предшествовал громкий скандал. Картина создана на основе воспоминаний жены Ландау Коры Дробанцевой. Фильм снят в жанре документальной драмы: то есть наряду с актерами, играющими исторические персонажи, в нем участвуют реальные люди, дающие интервью. В данном случае — это сын Ландау Игорь Львович. Против показа фильма категорически выступила группа видных отечественных ученых, членов РАН (в том числе, и телеведущий Петр Капица). По их утверждению, в книге Дробанцевой изображен не великий физик, Нобелевский лауреат, а прежде всего человек с бурной сексуальной жизнью. Руководство Первого канала с мнением академиков не согласилось. И вот — момент истины.