Мета-гостиная Сергея Сибирцева — открытая трибуна для легендарных творцов всего мира. Новым гостем стал знаменитый американец Элис Купер, с его убойно-веселыми музыкальными черными перформансами. Предваряя концерты рок-звезды в столице России, мы решили встретиться с Элисом Купером в Санкт-Петербурге, и в дружеской беседе прояснили для себя и для читателей «Свободной прессы» множество интересных деталей биографии музыканта.
«СП»: — Давайте вернёмся назад, в далёкое прошлое. Дети часто идут по стопам своих родителей, когда речь заходит о будущем выборе профессии. Как же получилось, что вы выбрали музыку в своё время, при том, что ваш отец был священником? Кроме того, помимо музыки у вас была масса интересов…
— Мой отец был не только священником, но и музыкантом. Он играл на саксофоне, сам писал музыку. Поэтому моим родителям было легко понять и принять разносторонние интересы своего сына. Мы (Элис Купер и музыканты оригинального состава группы — прим. авт.) все увлекались журналистикой и все играли в группе. Музыка просто взяла верх, поэтому мы и пошли в этом направлении. Любой мог, например, сделать карьеру в журнале «Тайм» или на ESPN (американский спортивный телеканал — прим. авт.), если бы всё сложилось по-другому. Но музыка увлекла меня и влияла на меня в большей степени.
«СП»: — Всё же, когда дети выбирают творческую профессию, реакция зачастую идет негативная…
— В этом плане мне повезло — родители всегда меня очень поддерживали. Они говорили: «Попробуй, мы знаем, у тебя это хорошо получается. Но если ты собираешься и дальше этим заниматься, не бросай». Они в буквальном смысле толкали нас вперёд. Моя мама и мама Денниса (Dennis Dunaway — басист оригинального состава группы — прим. авт.) шили нам концертные костюмы, когда мы только начинали. Папа смастерил паутину, которую мы использовали на сцене, выступая ещё как The Spiders (изначально группа Alice Cooper носила название The Spiders — дословно «Пауки» — прим. авт.). Мне действительно повезло: ведь у меня были родители, которые позволяли раскрываться в том, что представляло для меня интерес.
«СП»: — Как следует далее из вашей богатой биографии, вы были знакомы с великим художником Сальвадором Дали. Каково это, разговаривать с гением, чьим творчеством вы восхищались?
— Когда я встретился с Сальвадором Дали, то сразу понял, что он не с нашей планеты. Он не думал как все, не разговаривал как все. Дали был самым странным человеком, которого я когда-либо встречал. Я неделю работал с ним и едва мог понять хоть слово из того, что он говорит. Однако он был великолепен. Сложно сравнить этого художника с кем-нибудь ещё, потому что он уникальный. Я до сих пор не знаю, был ли Дали гением или сумасшедшим! Но по технике живописи он обошёл всех. Я коллекционирую его живопись и графику, и до сих пор в восторге от опыта работы с этим художником.
«СП»: — Сальвадор Дали — мастер сюрреализма в живописи. Тим Бёртон, с которым вы тоже знакомы лично, — мастер сюрреализма в кино. Интерес к чему-то необычному роднит вас с Дали и Бёртоном, поэтому Элиса Купера можно назвать мастером сюрреализма в музыке. Как вы познакомились с этими людьми?
— Тим Бёртон — большой поклонник рока и оригинального состава группы. Вместе с Джонни Деппом они хотели заполучить меня для съёмок в фильме «Мрачные тени», также они оба хотели, чтобы я исполнял там песню «Ballad of Dwight Fry». И песня действительно идеально вписалась в фильм. Их просто тронула музыка, которую мы создали, и они обратились ко мне с просьбой поучаствовать в их искусстве. Когда кто-то влияет на вас, всегда большая честь, если вы можете поработать с этим человеком в вашем собственном творческом мире. Также было и с Дали. Его полностью поглотило то, что мы делали. Он увидел наше шоу и сказал, что это — одна из его картин, которая воплотилась в жизнь.
«СП»: — С какими другими известными людьми вы находитесь в дружеских отношениях? Чем они вам нравятся?
— Да проще сказать, с кем я не знаком! Я со всеми в дружеских отношениях. Я думаю, некоторые люди просто рождаются творческими личностями. Поскольку я тоже творческая личность, меня привлекают такие люди. Творчество и искусство завораживает меня. Творчество — это то, что отличает человека от других существ".
«СП»: — Возвращаясь к вашей карьере, в какой момент вы почувствовали, что стали знаменитым? Вам не казалось, что вы «теряете себя», когда этот момент настал?
— Некоторые люди верят в свою «крутизну» и в итоге оказывается, что в своём представлении они более крутые, чем есть на самом деле. Моя известность
приходила постепенно, я всегда старался держать её под контролем, разделять, что кажется мне и что есть в действительности, хотя это было нелегко. В конце концов, я и правда фактически «потерял себя». Всё время я оставался своим персонажем, Элисом Купером. Друзья, которые находились вокруг меня, умирали из-за того, что старались быть в жизни теми, кем они были на сцене. Они никогда не переключались. Это всё плохо сказывается. Мне пришлось отделить себя от «Элиса на сцене», и я придерживаюсь этого до сих пор.
«СП»: — Кстати, помимо Элиса, в ваших песнях много и женских персонажей. Не могли бы вы рассказать о них? В связи с «женской» темой, согласны ли вы с утверждением о том, что «за каждым великим человеком стоит сильная женщина»?
— Я думаю, важно, чтобы где-нибудь в нашей жизни была сильная женщина. Мужчины никогда не смогут разгадать женщин. Женщины — это тайна, и поэтому о женских образах так легко писать песни. Я полагаю, что для артиста женский образ всегда будет представлять мать, любовницу, или являться воплощением сексуальности. Они очень интригуют. И я бы сказал, что да, за каждым великим человеком всегда стоит женщина. Особенность гения в том, что ему всегда чего-то не хватает, а женщина может заполнить этот пробел.
«СП»: — Поскольку мы постепенно перешли к вашему творчеству, давайте остановимся на такой вечной проблеме: что важнее, текст или музыка? Для современной музыки типично вообще забывать про текст…
— Классическая песня — это песня, где слова и музыка живут в идеальном браке. Например, «Yesterday» или «Bridge over troubled water» — это классика, потому что музыку и текст в них нельзя развести. Некоторые композиции делают больший упор на слова, другие на мелодию. Я пытаюсь создать идеальный баланс. Большинству музыкантов удается достичь такого равновесия лишь в десяти процентах случаев. Это сложно, но если получается, то это гениально.
«СП»: — А если не получается вообще? Я имею в виду, если у вас проблемный период в творчестве и вдохновение не приходит… Как вы справляетесь с этим?
— У меня могут наступить тяжёлые времена, если я загнал себя в угол, например, закончив строчку словом «апельсин». Но творческих кризисов у меня никогда по-настоящему не бывает. Ну, допустим, если бы вам было нужно, чтобы я написал сегодня песню о жирафе и слоне, которые живут на Северном полюсе и без ума друг от друга, я бы мог написать такую песню. У меня всегда так было. Боб Эзрин (музыкальный продюсер и соавтор многих композиций Элиса Купера — прим. авт.) тоже такой же, поэтому мы так хорошо сработались. Он выявляет лучшее и худшее во мне, что и является главной целью, когда мы пишем песни для Элиса.
«СП»: — Больше всего в вашем злодее Элисе поражает то, что вы играете его с большим чувством юмора…
— Я думаю, вокруг каждого хорошего злодея должно происходить что-то неприлично смешное. Чем злее персонаж, тем веселей, когда он поскальзывается на банановой кожуре! В любом злодее есть некая доля высокомерия, и если он совершает простую ошибку, он выглядит по-идиотски. Тогда он должен вернуться назад, чтобы снова обрести свою заносчивость. Эта метаморфоза очень забавна.
«СП»: — А как насчёт черного юмора?
— Черный юмор отличается тем, что в этом случае смеются над чем-то, над чем смеяться не положено. Обычно параллельно происходит какая-то очень серьёзная вещь, что только делает всю ситуацию ещё смешнее. Например, испортить воздух в храме, смеяться на похоронах, угорать, когда кто-то кувырком летит вниз по лестнице или через потайную дверь падает в яму со львами… Это чёрный юмор — юмор, который неуместен до абсурда. Его можно с лихвой найти и в моём шоу.
«СП»: — Во времена, когда ваши шоу и группа «Элис Купер» стали популярными (70−80-е), музыка, в особенности рок, стремительно развивалась. Сегодня можно говорить о кризисе музыки — она застопорилась в своём развитии. Вы тоже это ощущаете?
— Да, у меня такое же чувство. Кажется, я появился в самое творческое время, когда не было никаких правил. Зато было огромное количество новых жанров, возникающих из одного общего рок-н-ролла. Это была очень креативная пора. Группа Emerson, Lake & Palmer могла существовать наряду с Led Zeppelin, King Crimson, Alice Cooper и Joni Mitchell. Каждый мог идти в том направлении, в котором ему хотелось, до тех пор, пока это было здорово и нравилось публике. Сейчас мы в яме. Поклонники не интересуются ничем, что заставляет их думать. Наступил очень предсказуемый и скучный коммерческий период. Хотя все это повторяется по кругу — в 80-е мы уже проходили через нечто подобное, и я чувствую, что мы выйдем из этого застоя, и опять начнётся творческий этап…
Беседу провела и подготовила Диана Солобуто.
Фото и видеосъёмка — Максим Колесников.
Метагостиная и портал Свободная Пресса выражает благодарность менеджменту Элиса Купера в лице Тоби Мэмиса и Кайлера Кларка.
Редакция благодарит отель «Taleon Imperial» в Санкт-Петербурге и его сотрудников Екатерина Чекмарёву и Людмилу Лившиц за предоставленные интерьеры и помощь в организации съёмок.