Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Культура
16 ноября 2013 15:02

Допрос

Спектакль о государственной ошибке восприятия

1765

Спектакль «Допрос», сотворённый тремя скопинскими земляками Захара Прилепина, показали в моднейшем театральном месте, в Гоголь-центре. Это хорошо, потому что спектакль отличный, двухэтажный, похожий на литературно-театральный рок-концерт. Этот спектакль показывают по городам и весям, но в Москве он бы тоже собрал кассу, непременно. Владимир Дель, режиссёр, Михаил Сиворин и Роман Данилин, актёры, совместным творчеством поставили рассказ Захара Прилепина «Допрос» из книги «Восьмёрка».

Музыку к спектаклю составила Ирина Дель. Захар Прилепин выступает во втором отделении, общается со зрителями, остроумно импровизирует, отвечая на любые вопросы. Смотрится стэнд-ап очень органично, писатель мог бы давать собственные моноспектакли. Но он предпочёл кино и скоро, в начале 2014 года, выйдет фильм Алексея Учителя «Восьмёрка», где Прилепин играет эпизодическую роль таксиста.

Музыка важна для истории об обыденной государственной ошибке восприятия. Треки в спектакле точно сопровождают пиковые нагрузки на сознание героев. Пики — битьё со всей силой бутылкой по сырой печени, столу, нервам зрителей в ритме техно. Некоторые зрители возмущались — что это, пропаганда насилия? Нет, это выявление государственной ошибки восприятия (ГОВ), из-за которой следователям, операм, судьям и прокурорам неведомо, что люди — не отбивные котлеты.

СПБЧ — оркестр, Adam Clayton, Larry Mullen, The Animals, редкая группа «Шумы России» и в финале — Bryan Ferry. Ну, раз Брайан Ферри, всё закончилось хорошо. Особенно к месту оказались «Шумы России», где на фоне техногенного визга медленным басом раздаются зрителям слова — Боль. Тоска. Отчаяние. Вспомнилось, как журналисты «Афиши», открывшие приятное, консьюмеристское слово «хипстер», его же и закрыли, исследовав довлеющую социальную сеть «В Контакте». В VK была обнаружена «боль и пустота». Какие хипстеры, когда счастья нет. Но есть покой и воля.

Итак, главное в рассказе «Допрос» — хроническая ментовская, пардон, полицейская ошибка восприятия. Повязали на улице двоих друзей, обычных московских хипстеров, на которых ошибочно показала свидетельница убийства — они, мол, это сделали. Хипстеры? Уже не работает это слово как обозначение тихого работника книжного магазина, не служившего, и его друга детства, кинооператора, тоже не служившего в армии. Для мужественных оперов они — девочки, пидоры и прочая «мерзота».

Заметили, как слово «хипстер» стремительно кануло в лету? После десятка «болотных» и прочих «пусси"-приговоров игры кончились. А скоро, подозреваю, после очередной социальной мутации, от бывших хипстеров останутся две противоположные категории молодых модных людей — идущих на футбол и русские марши вместе с кандидатами наук и не идущих на русские марши, никогда ни за что ни на какие марши, даже на футбол, даже под угрозой смерти. А идущие на русские марши автоматически становятся социально близкими государственным опричникам. Это не меняется в веках. Но мы отвлеклись.

Сиворин (Новиков) и Данилин (Алексей) играют друзей, свинченных с парапета операми и доставленных в комнату для избиений. Причём следователей они же играют. Данилин показывает основного, серьёзного, программного опера, а Сиворин опереточного, эпизодического садиста. Кроме того, Роман Данилин минималистично, карикатурно, но убедительно изображает всех родственников Новикова — маму, невесту, отца, брата отца, ещё какую-то толстуху в окне, закидываемую мешками с мусором гневным Новиковым. Но не это больше цепляет в игре Данилина, хотя он умудряется одним жестом показать любую фактуру, цепляет его намёк на «проблему» Жеглова. Он и тон, и жест даёт чисто жегловский, разве только не завершает фразы сакраментальным вбиванием гвоздя «я сказал». Так что это за проблема?

Глеб Жеглов народный герой. Ну да, интеллигента придавил начищенным сапогом, придушил, и если бы не иконический комсомолец Володя Шарапов, так и отправил бы подследственного за несовершённое убийство в лагерь. Ошибка восприятия? Нет, подпольный закон государственной жизни — лес рубят, щепки летят, а главное, если смотреть на основания — чтобы неповадно было иметь собственное мнение.

Внутренний критерий интеллигентности всегда упускается, этот критерий прост, парадоксален, но чрезвычайно сложен для бытовой жизни, этот критерий предельно недемократичен и предельно нетираничен, этот критерий — оплот неравенства и враг государства, этот критерий — всего лишь наличие собственного мнения по любому вопросу.

Так вот, Жеглов — идеальный цепной пёс государства, он нравится народу, он сказал, что вор должен сидеть в тюрьме, и у него есть собственное мнение по любому вопросу. Идеально? Проблема в том, что у таких героев, как Жеглов и, особенно, у измельчавших жегловых нынешнего времени собственное мнение почти всегда есть чистая ошибка восприятия. Что существенно отменяет всякие потуги на обаяние «нашей службы и опасной и труднОй».

Обычный московский опер Романа Данилина — тот же Жеглов, имеет принципы — бьет всякую мерзОту с открытым забралом. Только попроще его натура, только рассказ пооткровеннее у Прилепина. Опер избивает книжника Новикова неведомым Жеглову оружием, бутылкой с минералкой, опер ведётся на фантазию Новикова о якобы поданной жалобе в прокуратуру и о якобы спрятанном в кабинете зубе — опер проще Жеглова. И он также как Жеглов извиняется за свою ошибку, он ведёт книжника в бордель, он значительно проще Жеглова.

Проще, но кровавей, потому что откровенней. Со времён правления отца народов ничего не изменилось, опер на сцене символично бьет книжника сырой печёнкой по голове и по-кагэбэшному душит полиэтиленовым пакетом. Попал к операм — прощайся со здоровой печенью, почками, нервами. Аромат свежей крови так окутал зрителей малого зала Гоголь-центра, что возник вопрос — почему бы этот хитовый спектакль не показывать в большом зале? Удивительно, но никто не сбежал из зала, зато спрятали носы под платками.

Алексей, кинооператор, играемый тем же Данилиным, друг Новикова, избит другим опером-садистом (в исполнении Михаила Сиворина, в стиле модерн-данс) и не выносит унижения, и вешается. Тут вопрос о нервах. Нет, бери выше — вопрос осознания. Книжник Новиков после избиения идёт в метро. Сиворин изображает Новикова типичным начитанным мальчиком, и, как особенно подчёркнуто в рассказе — боящимся физической боли. То есть мысль Прилепина определённа — боишься боли, боишься драки, избегаешь армии, бежишь настоящей жизни. Однако именно Новиков вступает в борьбу с опером, миром и системой навязанных с детства представлений о мире.

Сцены в метро не было в первом московском спектакле год назад, зато во втором появилась. Это важная сцена осознания машинной природы государства, внедрённых с детсада автоматических мыслей и нечеловеческой силы подавления всяческой живой мысли, основы независимости. Новиков это всё понимает прямо перед турникетом метро, обнуляя свой проездной, создавая затор и вопрошая метро-тётеньку и метро-полицейского — почему я должен соответствовать вашей системе механизации всего и вся? Это покруче рассеянного внутреннего отвращения к обычному метро-промыванию мозгов «если вы обнаружите подозрительных лиц, сообщайте…». Эта сцена придаёт обычной оперативной ошибке восприятия вселенский размах, какую-то «индейскую» ауру незабвенного романа «Пролетая над гнездом кукушки».

Последние новости
Цитаты
Александр Калинин (ФЗП)

Генеральный директор Национального фонда защиты потребителей

Константин Блохин

Эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН

Андрей Суздальцев

Заместитель декана факультета Мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня