Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Культура
20 апреля 2014 12:05

Авангард forever

Питер Гринуэй в Манеже: русский авангард в магическом кристалле британского арт-хауса

1195

Заходя под классицистическую крышу московского Манежа, посетитель обходит черную выгородку… и замирает в изумлении — даже если он уже подготовлен анонсами и телерепортажами. Огромное пространство, в котором некогда маршировал целый полк, погружено в полутьму — и в ней резко выделяются огромные ромбические экраны, составленные в три квадратные «поляны». На них в кажущемся беспорядке проецируются репродукции необычных, угловатых и округлых, пестрых и монохромных артефактов русского «нового искусства» 1910−1930 годов. А главное — эти проекции картин чередуются заснятыми на видео театральными сценами, в которых двенадцать красивых, броско одетых и по-театральному загримированных молодых людей и девушек, смотря прямо в центр образующихся «полян», на зрителей, яростно спорят друг с другом об искусстве, революции, и месте художника в ней, обрушивая на сидящих на разбросанных подушках посетителей хлесткие лозунги: «мы не хотим старого. Мы не хотим нового. Мы хотим нужного!». «Искусство не должно отображать жизнь. Искусство — это и есть жизнь!». И в это же время на других экранах, уже более традиционного прямоугольного вида, развешанных по периметру зала, ведется рассказ о ста деятелях русского авангарда, от самого раннего до позднего, с демонстрацией их произведений. Причем звук отрегулирован так, что параллельно ведущиеся рассказы слышны отовсюду, но друг друга не заглушают, как на многолюдной вечеринке, в каждом углу которой ведется по беседе.

Поначалу это многоголосье и многоцветье сбивает с толку и ошарашивает. Лишь постепенно зритель начинает понимать: вот этот высокий парень в шарфе — Маяковский. И, соответственно, молодая дама, тщательно одетая по последней моде 1915 года — Лиля Брик. Страшноватого вида верзила — Павел Филонов. Всклокоченный мальчик — Сергей Эйзенштейн. Круглолицый юноша в очечках — Александр Родченко. Полноватый мужчина, на вид чуть старше остальных — Казимир Малевич, а другой персонаж, тоже вышедший уже из юношей, с гладко зачесанными назад длинными волосами, говорящий почему-то исключительно по-французски, что не мешает остальным прекрасно его понимать — Василий Кандинский (это немного обескураживает, потому что расцвет творчества Кандинского связан с немецкой группой «Синий всадник» и Баухаусом — но с приходом к власти фашистов он действительно переезжает во Францию). Юная красавица с прической диадемой и истеричными нотами в голосе — обреченная на раннюю смерть Любовь Попова, а девушка с гладкими волосами и неподвижными глазами, монотонно рассказывающая зловещую сказку про Лиса, перехитрившего и сожравшего жителей леса — это Вера Ермолаева, единственная из основных персонажей мультиэкранной проекции (не считая возникающего на несколько секунд Мейерхольда), расстрелянная в 1937 году.

Их реплики — не просто эффектные выдержки из дневников, мемуаров, переписки. Это страстный спор живых и эмоциональных людей. Он, как и всякий спор в компании единомышленников, лишен линейной последовательности, но зрители, бродящие от экрана к экрана и от полянки к полянке, могут погрузиться в эту удивительную атмосферу - и вынести из нее вполне определенное представление, каким удивительным, неповторимым и, главное, значимым явлением был русский авангард того краткого периода, когда новая власть и новое искусство искренне пытались понять друг друга.

Но еще удивительнее то, что автор этой грандиозной новаторской инсталляции, которую можно сравнить (с учетом разницы масштабов) разве что с расхваленной церемонией открытия Олимпиады в Сочи — не топ-менеджер от госидеологии Константин Эрнст, а британец, столп арт-хауса Питер Гринуэй и его жена, голландский архитектор Саския Боддеке — утонченнейшие европейцы, предельно далекие от каких бы то ни было идеологических штампов и госзаказов.

Надо признать, что Гринуэй не впервые занимается «переводом» живописных произведений в формат мультиэкранных видеоинсталляций, которыми он явно заворожен. Но предыдущие его «сюжеты» — «Ночной дозор» Рембрандта и «Брак в Кане Галилейской» Паоло Веронезе — всё-таки были и масштабом поскромнее и, что более существенно, относятся к мейнстриму западноевропейского искусства, впитанного Гринуэем и Боддеке от рождения. В этой же работе артистическая чета впервые обращается к совершенно чуждому материалу (достаточно сказать, что они не в состоянии полностью оценить, как именно расставляют акценты в своей речи русские актеры) — и делают это с такими любовью и явным восхищением, которые передаются самому неискушенному зрителю. «Да!, - словно говорит выставка в Манеже, — мы можем гордиться не только Чайковским и Достоевским, но и Малевичем с Родченко!».

Выставка продлится до 18 мая. Право, она заслуживает посещения «москвичами и гостями столицы» не меньше, чем Третьяковская галерея и Большой театр. Потому что показывает, как смехотворно противопоставление искусства на «авангардное» и традиционное". И снимает вопросы о том, можно считать искусством пресловутый «Чёрный квадрат».

Фото ИТАР-ТАСС/ Павел Смертин

Последние новости
Цитаты
Айнур Курманов

Лидер Социалистического движения Казахстана

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Спиридон Килинкаров

Бывший депутат Верховной рады, оппозиционный политик

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня