Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Культура
28 августа 2014 15:36

Ключи к Москве

В столице появится Музей замка — крупнейший в России

1794

«Свободная пресса» завершает серию публикаций, посвященных павловскому замку — забытой странице культурной истории нашей страны. Висячие замки, производимые в Павлово-на-Оке, были таким же брендом дореволюционной России, как гжельская керамика, костромские ювелирные украшения, каслинское литье или кузнецовский фарфор.

Мы уже рассказали об истории павловских замков, про единственный в нашей стране частный музей старинных замков и ключей в Тарусе, а также об уникальной замочной коллекции Государственного Исторического музея (ГИМа).

Сегодня поговорим еще об одной крупной замочной коллекции, и о том, что в Москве, возможно, уже в ближайшее время появится крупнейший в России частный Музей замка.

Наш собеседник — антиквар и коллекционер Михаил Синайский.

— Я начал коллекционировать замки в 1990-е, — рассказывает Синайский. — Однажды мой близкий друг, коллекционер Дмитрий Жданов, подарил мне старинный ключ. И я «заболел» коллекционированием.

Замков в те времена было побольше, чем сегодня, еще попадались интересные экземпляры. Мы — немногочисленные коллекционеры замков — покупали их годами.

Во всем мире обеспеченные люди вкладывают в антиквариат. Все может упасть: доллар, рубль, золото. Но, скажем, галерея художников первого ряда никогда не обесценится. Так как я не могу покупать Айвазовского, Поленова и Шишкина — я занимаюсь замками. Но и это — прибыльное дело. 20 лет назад старинный замок стоил примерно 10−20 долларов, сегодня — 500−600 долларов, просто потому, что изделий в продаже немного.

«СП»: — Как к вам попадают замки?

— Замки поступают ко мне за счет связей: за несколько десятков лет собирательства я ими оброс. В антикварных магазинах, на рынках, где могут появиться старинные замки, в разных городах, где я бывал, — от Архангельска до Камчатки, — у меня оставлены визитки. С Камчатки, правда, замков не привозили — только кандалы. Но это тоже запорные устройства, и они есть в моей коллекции.

Русские замки я скупал по всему миру. Их, например, вывозили в Израиль эмигранты из СССР. Однажды я зашел в антикварную лавку в Тель-Авиве. Смотрю — симпатичный замок. Думаю, надо купить: у меня в коллекции израильских нет. Принес, рассмотрел его как следует, а на замке надпись: Стаханов. Стало быть, замок русский, артельного производства.

Я занимаюсь бизнесом — продаю оборудование и заготовки для изготовления ключей в мастерских. Это обычные мастерские, разбросанные по всей стране. Когда клиенты приезжали за товаром, я обязательно говорил: я собираю старинные вещи, если что-то попадется — выкуплю за тысячу рублей, и отдам не деньгами, а заготовками для ключей (заготовка стоит 5 рублей, а готовый ключ из нее — уже 100 рублей). Это срабатывало. Мне тащили старье сумками, и я брал все, потому что один раз не возьмешь — в другой не привезут. Если попадались интересные вещи, обменивал их на вернисаже в Измайлове на замки.

Однажды я купил замок 60-х годов XIX века с дворянским гербом. Прошло месяца два. На Таганке есть антикварный магазинчик, который держит мой друг, коллекционер широкого профиля. Как-то встретил его зимой — бежит раздетый, возбужденный, в руках старинная русская бутылка. Вот, говорит, купил по дешевке — за пять тысяч долларов. Кроме бутылок, он собирает сундучки. Так вот, зашел к нему, смотрю — лежит деревянная коробка. Открываю — что такое? Знакомый герб и отпечаток замка! Оказалось, это коробка из-под моего замка. Я не мог представить, что она найдется на Таганке, в двух шагах от моей работы.

Есть у меня замочек: бочонок размером с большой палец руки, на нем дужка. Замок кодовый (состоит из вращающихся колец, на которых выбиты разные буквы) — таких было много, вроде простенькая вещь. Но этот уникален тем, что на одном его торце надпись «1936 год. Вова», на другом — «Память Лели». Набираешь слово «любовь» — он открывается. Оценить такие вещи невозможно. Кому-то он не стоит ничего, но такой замок — один на земном шаре.

Однажды, пару лет назад, зимой, я приехал в Измайлово на вернисаж. Смотрю, стоят незнакомые ребята из Архангельска, и замочек у них простенький. «А есть что-то поинтереснее?» «Есть, но замок дорогой, привезем через неделю».

Короче, я три субботы мерз на вернисаже. На четвертую они позвонили: «Мы в Москве, в милиции на Ярославском вокзале». Я — туда, в отделение. Милиционеры знакомые: вот, объясняют, задержали, потому что везут старые вещи… Отпустили ребят, те достают замок. С первого взгляда понимаю: уникальный. «Сколько?» «Восемьсот». Продавец с виду простой, в чем он считает — рублях или долларах — спросить неудобно. Я поступил просто: стал шарить по карманам, достал банкноту в пять тысяч рублей. Парень спрашивает: «А мелких нет?» Тогда я понял, чего он хочет — дал ему восемьсот рублей, и, счастливый, удрал с этим замком.

Замок попался замечательный: сибирского производства, в виде купола церкви, весь резной. Я заплатил бы за него и 800 долларов, но — повезло…

Шутников на вернисаже тоже много. Один все обещал привезти замок, который якобы был в старину установлен на ботике Петра I. «Ты купишь?» «Куплю, — говорю, — за любые деньги. Если будет документ, что замок в самом деле висел на ботике».

Очень много среди старинных замков попадается и подделок. Впереди планеты всей в производстве фальшивок — Индия. Индусы берут какой-нибудь старый замок, и украшают его литыми фигурками — например, зверушек. Средняя цена такого замка — полторы тысячи рублей, но с точки зрения коллекционера — это хлам.

«СП»: — Вы занимаетесь и реставрацией замков?

— Конечно. Старинные кованые замки не ржавеют, в отличие от современных, и могут служить лет по двести. Но приходят они не в идеальном состоянии, ими нужно заниматься.

Технологии восстановления довольно сложные. Старинный замок нельзя пескоструить, погружать в химический раствор, полировать. Он должен сохранить патину — налет времени, и в то же время быть чистым. Я сам, долго промучившись, изобрел очищающий раствор — состав его сохраню пока в тайне. Берется бак литров на тридцать, туда на неделю складываются замки. Потом очищаются щеткой — и приобретают вид, как будто только вышли из-под наковальни.

Реставрация — хобби не дешевое. Например, профессиональная газовая горелка для пайки меди, сделанная в Швеции, стоит 600−700 долларов. Хороший надфиль — 50−60 евро, а их нужно минимум десяток. У меня бормашина, небольшой токарно-фрезерный станок, качественный ручной инструмент.

Часто встречается некомплект: замок без ключа. В этом случае ключ изготавливаю сам. У меня огромный чемодан советских ключей. Подбираю тот, который открывает старинный замок, и на копировальном станке переделываю по полученной модели старинный кованый ключ. Станок перетачивает только бородку ключа — в результате переделка абсолютно незаметная.

Мне реставрационная работа доставляет удовольствие: могу сидеть в мастерской ночи напролет. Могу сделать новую дужку, ключ, навесные элементы вроде ребер. Можно отремонтировать и внутренний механизм, но тогда замок — он неразборный — придется распаять, чтобы он распался на детали, а потом снова собрать. Это не так-то просто.

Встречаются замки сложные, которые имеют по пять-шесть секретов. Например, замки с часовым механизмом, которые могли открыться только в определенное время — для этого его заводили, как будильник. Особой сложность, конечно, отличались сейфовые замки, и лучшие сейфы делались в Германии и Швеции.

В России сейфы были не особо популярны. Для хранения ценностей и денег в ходу были сундуки-подголовники. Это низкий ящик со скошенной крышкой, в виде трапеции, разных размеров — от обувной коробки до небольшого чемоданчика. На них спали, используя вместо подушки. Русские подголовники делали из дуба, окованного железом — это настоящее произведение искусства, — и в них использовались уникальные замки. Сейчас такие сундуки стоят бешеных денег — их, подголовников, на антикварных рынках практически не осталось.

«СП»: — Где вам встречались интересные замки?

— Раньше хорошие старинные замки можно было встретить в московских особняках, сейчас — уже нет. Я знаю несколько зданий, в которых имеются интересные замки. Один из них — в доме Пашкова, врезной замок в одной из дверей. Неплохой замок висит в Иерусалиме, на внутренних воротах храма Гроба Господня. Причем, на мой взгляд, это русский замок. Я знаком со смотрителем храма, и предлагал ему договориться: забираю замок, но вношу крупное пожертвование на храм. Но смотритель — ни в какую.

Очень хороший замок имеется на Украине, в городе Браслав — висит на воротах православного храма. Предлагал батюшке: мол, пожертвую на храм, он же в запустении, а вы отдайте замок — сделаете благое дело. Тоже ни в какую.

Интересный замочек я видели в Коканде. Там есть краеведческий музей, который размещается во дворце Худоярхана. На его дверях — винтовой замок сантиметров 25 длиной, желтого цвета, весь в насечках. Насечки не восточные: среди них крест, стало быть, замок славянского производства.

Но самый интересный замок я видел только на фотографии. Владел им коллекционер Петр Иванович Щукин. Это замок тульского производства, две ладони в длину, полторы в ширину. На нем клейма с профилями царей, сложные узоры. Замок со множеством секретов. На бородке ключа имелось около 25 прорезей, сделанных под разными углами, и запирался щукинский замок на четыре оборота. Это значит, в нем стоял очень сложный механизм.

Я знаю хорошего мастера, который занимается вскрытием сейфов — если владелец потерял ключи, или сейф старинный. В этом случае нужно сделать дубликат ключа, не сломав замка. Это очень квалифицированная, дорогая работа, для которой требуется спецоборудование — например, рентгеновский аппарат. Мастеру, о котором я рассказываю, по силам любой сейф, а стандартную стальную дверь, которые ставят на входе в квартиру, он откроет, затратив от одной минуты до пятнадцати. Но, думаю, и он щукинский замок не открыл бы: совершенно незнакомый механизм.

Этот замок — верх слесарного искусства, вещь уровня аукциона Сотбис. Я бы заплатил за него любые деньги.

«СП»: — И где этот замок сейчас?

— Если бы знал, я бы уже был там. Местонахождение замка неизвестно.

«СП»: — Вы с рядом коллекционеров и меценатов обсуждаете возможность открыть в столице Музей замка. В чем его идея?

— Замки — часть нашей культуры. Однако ни в одном московском музее нет крупной экспозиции русских замков. Специализированный Музей замка, причем мирового уровня, могут создать несколько человек, владельцы крупных коллекций.

Речь идет о том, что экспозиция должна насчитывать несколько тысяч экспонатов. Думаю, Павловский музей мог бы поделиться частью экспозиции, в создании Музея замка готов участвовать тарусский коллекционер Дмитрий Жданов. Если такой музей удастся создать — это будет крупнейшая коллекция замков в России, и одна из крупнейших в мире.

Нужно торопиться: много времени упущено, многих вещей сейчас не найти. Исчезли даже замки, которые делали русские артели в 1920—1930-х годах.

В австрийской Граце есть частный музей замков и ключей Ганса Шелла — три этажа общей площадью 2500 метров, на которых выставлено около 12 тысяч экспонатов. Там представлены ключи и замки от времен Древнего Рима до XX века. Этот музей — гордость Граца. Почему бы не сделать Музей русского замка в нашей столице?

В Москве 350 музеев — больше, чем в любом другом мегаполисе мира, и интерес к московским музеям год от года возрастает. Как отметил столичный мэр Сергей Собянин, городские власти «приняли решение постепенно совершенствовать и развивать музейные пространства». Почему бы мэрии не помочь в создании Музея замка? Лично я уверен: такой музей необходим, чтобы россияне помнили историю, и могли прикоснуться к великолепным образцам утерянного ныне русского ремесла…

Мнение эксперта

Николай Федотов, директор Павловского государственного музея:

— Музеи замков есть во многих странах мира. В основном, они базируются в местах замкового производства. Это Уиленхолл в Великобритании, Фельберт в Германии. Недавно после реставрации открылся Рейксмюзеум в Амстердаме — главный государственный музей Королевства Нидерландов. И хотя основная часть его экспозиции — это живопись, причем классная, голландцы нашли место для коллекции замков местного производства, делавшихся когда-то в городе Делфт и его округе.

В общем, замок — вещь, которая играла большую роль в жизни не только россиян и жителей Европы, но и всего человечества. Кроме того, вещь — если говорить о висячем замке — уходящая в прошлое. Ни кустарного, ни художественно оформленного замка сегодня не существует. Поэтому сейчас самое время специализированную коллекцию замков собрать и представить.

К сожалению, не только хороших частных, но и хороших государственных коллекций замков в России очень немного. Есть коллекция замков в Государственном историческом музее, но она слабо представлена в основной экспозиции. Политехнический музей, который, по идее, должен был бы заниматься сбором замков, ими практически не занимался, и его коллекция очень куцая.

Редкий музей обходится без старинных замков, их любят выставлять в экспозициях, но дело, как правило, ограничивается тремя-четырьмя предметами. Коллекции крупной, по которой можно было бы судить об истории развития замка, о его разновидностях, о выдающихся мастерах замочного дела, в России не существует.

Поэтому Музей замка в Москве был бы, на мой взгляд, интересен и востребован.

Снимок в открытие статьи: Святой Петр, первый Папа Римский, с ключами от Царства Небесного. Гравюра Эрхарда Альтдорфера из Niederdeutche Bibel/из архива Дмитрия Жданова; Виды Москвы / ИТАР-ТАСС.

Последние новости
Цитаты
Михаил Федотов

Советник президента РФ по правам человека

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня