Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура / Кино и театр
5 января 2020 15:17

О Мастере и о любви: МХАТ им. М. Горького ведет к свету даже через тьму

1371

Бал Воланда на большой сцене МХАТ, громыхают жестяные пластины, отражая сполохи пламени — и не разобрать, пламя ли это преисподней, огонь рассвета или костер любви, на котором готова сжечь себя Маргарита.

Всегда с аншлагом более 10 лет идет постановка по Михаилу Булгакову во МХАТ. Меняются лица, актеры меняют роли, но главное остается — даже в этой мистической пьесе, даже через кромешную тьму МХАТ ведет своего зрителя к свету. Потому что именно здесь, на большой сцене, темным зимним вечером проходит граница между добром и злом.

И этот грохот через времена…

Конечно, спектакль необычен в своей сценографии — народный артист России, режиссер Валерий Романович Белякович, умудрился при минимуме декораций создать полное ощущение присутствия в разных исторических временах.

«До дрожи пробирает этот гул жестяных листов и грохот молота по ним — ты понимаешь, дальше действие изменится, откроется новая страница великого романа и прекрасного спектакля», — отмечают зрители.

Действие спектакля, в котором прошлое тесно переплетается с настоящим, а реальность — с вымыслом, разворачивается в Москве 1930-х годов и в древнем Ершалаиме. С Патриарших прудов, где объявился дьявол со своей свитой, зрители переносятся во дворец Ирода Великого, в котором прокуратор Понтий Пилат вершит суд над бродячим философом Иешуа, а из психиатрической клиники профессора Стравинского, где томится Мастер, написавший роман о Пилате, — в квартиру дома 302-бис на Большой Садовой, в которой обосновалась нечистая сила… Зрители знакомимся с возлюбленной Мастера — Маргаритой, готовой заключить сделку с дьяволом, чтобы вернуть себе Мастера. Но прежде чем они вновь обретают друг друга, через сцену проходит череда смешных, обаятельных, отталкивающих и трагических образов, рожденных фантазией Булгакова.

Режиссеру и актерам удалось найти убедительное сценическое воплощение всем поворотам сюжета и персонажам романа. Неожиданные декорации — подвешенные над сценой жестяные щиты — превращаются то в рукопись романа, то в облака, то в закат, а красочные костюмы и яркое музыкальное оформление дополняют цельное впечатление от спектакля. Получилось феерическое масштабное зрелище, достойное великого романа.

Среди обычных лиц — необычные герои

Это спектакль обычно не отпускает актеров, вот и Олег Цветанович, чей Мастер становится для многих откровением, играет уже не первую роль и не первый год: «Я выпускал этот спектакль десять лет тому назад, играл Афрания, потом уходил к Беляковичу на Юго-Запад играть Пилата, теперь играю Мастера. Могу сказать, что мой Мастер — Это Валера Белякович. Это до безумия одержимый был художник, если что-то получается у меня, то благодаря ему, а если не получается, то благодаря мне. Мастер сжигает себя, он и говорит о себе, что уже в принципе мертвец, и лишь Маргарита горит другим желанием — спасти его».

К Ирине Фадиной роль Маргариты тоже пришла мистическим путем: «Все и каждая мечтает сыграть Маргариту, но мечтать и быть… Меня эта роль нашла в переломный день — я узнала о смерти Маргариты Эскиной, которая помогала мне здесь в Москве очень много, и вот идя с прощания с ней, я получаю весть, что меня назначили на Маргариту. Это был шок. Белякович сразу отмел мои мечты о романтической Маргарите — ему была нужна этакая Родина-мать, стихия, гроза, явление природы, древнегреческая богиня, что среди живых людей прикидывается обычной женщиной…»

Вряд ли, конечно, зрители согласятся с определением «обычные» по отношению хоть к кому-то из героев спектакля — настолько он ярок и глубок. Вновь и вновь люди возвращаются к этой истории о любви и прощении, об ошибках и возможности их исправить, о человеческих слабостях и силе. Актеры танцуют, общаются с залом как с равным, втягивая в этот водоворот истории, где каждому в свой срок делать выбор, на чьей ты стороне.

От тьмы к свету

Постановка МХАТ, что для многих откровение, получила благословение Патриарха Кирилла, а значит, театру действительно удалось выступить в роли некоего проводника над бездной, которую открывает Воланд, к свету, который таится в душе каждого человека. Главное — идти к этому свету, через все боли и страдания, через все испытания, не боясь защищать то, что тебе дорого и свято.

Объемное произведение, которое входит в школьную программу, со всеми его сюжетными линиями создателям удалось показать за четыре часа. Все это время зрители напряженно следят за самоотверженной любовью Маргариты к сходящему с ума писателю Мастеру, за бесовскими развлечениями Воланда и его свиты, за зарождением веры в сердце Понтия Пилата, за добротой и всепрощением Иешуа.

Сделать собственные выводы о добре и зле по Булгакову в трактовке МХАТ вы сможете 7 и 24 января, а также 9 и 29 февраля.

Новости дня
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня