Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Культура
7 сентября 2021 11:30

В Москве покажут русскую глубинку

Масштабная экспозиция Сергея Чиликова продолжит свою работу в рамках выставки современной фотографии «ФотоТоп» до 19 сентября

247
Из проекта «Провокации». Йошкар-Ола. 1995.
Из проекта «Провокации». Йошкар-Ола. 1995. (Фото: Сергей Чиликов)

На выставке «ФотоТоп» в Галерее Классической Фотографии продолжает свою работу экспозиция избранных произведений Сергея Чиликова — одного из самых ярких лидеров новой фотографии, появившейся в СССР в 1970-е годы. В неё вошло 50 снимков, в том числе — серия из русской глубинки, принёсшая фотографу мировую известность.

Сергей Чиликов умер 21 июня 2020 года, не дожив пяти дней до своего 67-летия. Чиликов был по образованию философом, кандидатом наук, преподавал в институте, а с начала 1990-х стал профессиональным фотографом. На его работы обратили внимание в начале 2000-х благодаря выставкам Московской фотобиеннале и многочисленным зарубежным показам. В прославивших Чиликова сериях, сделанных в деревнях, на пляжах, в квартирах и домах, изобилующих эротическими и абсурдистскими мизансценами, опознаются приметы времени. При этом их автор не стремился документировать действительность: его герои разыгрывали перед камерой заранее продуманные мизансцены и в этой игре вдруг неожиданно раскрывали себя настоящих. «Чиликов был блестящим, очень одаренным режиссёром, — говорит о нём куратор выставочных проектов Евгений Березнер. — У него было чувство фотографической пластики, его снимки — своего рода пантомима, миманс, театр человеческих инстинктов, страстей, погруженных в некий социум».

Из цикла «Колоризмы», Алатырь, 1995
Из цикла «Колоризмы», Алатырь, 1995 (Фото: Сергей Чиликов)

Сам Чиликов характеризовал свои работы не иначе как «бесконечное восхищение беспредельной жизненной непосредственностью». Он воспевал простого русского человека в его естественной среде, ничего не приукрашивая и не добавляя. Фотограф мог найти своих моделей на просёлочной дороге, в городском парке, возле деревенской дискотеки и даже на собственном огороде. «Чиликов не заигрывал с реальностью, но провоцировал ее. То, что было ночным кошмаром фотографов документальной школы: человек с камерой одним присутствием меняет реальность, вызывает, как камень, брошенный в воду, круги обратной реакции в отношении себя, отчего снятое им оказывается «испорченной» или неподлинной фиксацией живой жизни, — Чиликов превратил в метод, позволяющий провокацией своим присутствием вскрывать внешний спокойный слой реальности, вторгаться в него так глубоко, чтобы архетип, скрытый под обыденностью, проявил себя. Ничего подобного «постановочным фотографиям (как называли их многие критики) Чиликова, в русской фотографии до него сделано не было», — писала о нём историк фотографии Ирина Чмырёва.

Сергей Чиликов
Фото: Сергей Чиликов

Проблема восприятия творчества Чиликова заключается в том, что он не поддается редукции до существующих канонов: его работы ведут напряженный диалог и противоречат друг другу. В случае Чиликова мы имеем насыщенный, даже перенасыщенный изобразительный язык, требующий не упрощения до известных контекстов, но осмысления «с нуля». Западные аналоги Чиликова — Джефф Уолл и Филипп-Лорка ДиКорсиа — визуально мало что имеют общего с Чиликовым, но они тоже выражают концентрированные эмоции и тревогу через тщательно сконструированную банальность и «незначимость». При этом про окружающую реальность они говорят больше, чем самая отчаянная репортерская правда.

Сергей Чиликов многократно участвовал в московских «Фотобиеннале», биеннале «Мода и стиль в фотографии», фестивале «Международные фотографические встречи в Арле» (2002), «Международном месяце фотографии» в Риме, художественной программе Photo London и др. Он также участвовал в коллективных выставках в Европейском доме фотографии и других европейских музеях. Работы Сергея Чиликова находятся в собраниях МАММ/МДФ, а также в частных российских и зарубежных коллекциях.

Представляя 50 цветных и чёрно-белых работ из наиболее знаковых циклов Сергея Чиликова, галерея предлагает максимально полное, комплексное прочтение творчества автора.

Из цикла Колоризмы, из серии Кузьма, 1995
Из цикла Колоризмы, из серии Кузьма, 1995 (Фото: Сергей Чиликов)

Выставка «ФотоТоп» была открыта 10 июня и должна была завершиться 22 августа. Но в связи с повышенным интересом публики было принято решение продлить работу экспозиции — сначала до 8 сентября, а потом до 19 сентября 2021 года.

Выставка «ФотоТоп» представляет собой своеобразный срез современной российской фотографии. В общей сложности она охватывает творчество 85 авторов. Гости смогут увидеть работы Андрея Чежина, Валерия и Натальи Черкашиных, Вадима Гущина, Олега Виденина, Сергея Борисова и других фотографов. В экспозиции представлены репортаж, психологический портрет, пейзаж, пикториальная и уличная фотография — всего более 200 произведений, созданных с начала 1990-х и до наших дней.

В ближайшее воскресенье, 12 сентября, в 19.00 в Галерее Классической Фотографии состоится презентация альбома выставки «ФотоТоп 2021». Издание включает в себя полный каталог представленных в экспозиции работ ведущих российских фотографов. В том числе, снимки советского фотоклассика Леонида Лазарева, а также избранные работы Сергея Чиликова — одного из знаковых мастеров отечественной фотографии конца ХХ — начала XXI века. Возрастное ограничение 16+.

Новости дня
Цитаты
Андрей Суздальцев

Заместитель декана факультета Мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

Олег Царёв

Политик, общественный деятель

Фоторепортаж дня