«Мы сейчас наблюдаем существенное замедление экономического роста...»
Татьяна Куликова
Лондонская публика и журналисты в понедельник вечером увидели новую постановку столичного театра Young Vic о гибели российской атомной подводной лодки (АПЛ) «Курск» в 2000 году во время учений в Баренцевом море.
Действие разворачивается на вымышленной британской субмарине, которая шпионит за «Курском» в эти трагические моменты, поясняет газета The Financial Times.
Смерть российских моряков не будет показана на сцене — это было бы неуважительно и безвкусно, отметил Марк Эспинер, поставивший спектакль вместе с другим режиссером Дэном Джонсом. Оба они работают в труппе Sound&Fury, специализирующейся на звуковых эффектах для театра и кино, пишет «Инопресса». Режиссеры ставят перед героями и зрителями острые нравственные, политические и гуманистические проблемы: мог ли экипаж британской подлодки догадаться о катастрофе на «Курске» и как-то помочь морякам?
Постановщики постарались переместить зрителей на настоящую подлодку. «Нас интересовало, что заставляет человека на 12 недель добровольно заточить себя в жестяной банке. Из бесед с подводниками выяснилось: все они, без учета национальности или вражды, чувствуют братские узы между собой», — отметил Эспинер. «А море называют своим врагом», — добавил Джонс.
Оказавшись на реальной подлодке, сценограф спектакля Джон Бозор был поражен отсутствием окон и странным соотношением военной техники с предметами быта: «Все машины вдвое больше, чем следовало бы, а все человеческое — вдвое меньшей величины». Но главным инструментом в постановке можно считать звук. Здесь он весьма разнообразен — гул, свист, грохот, призванные создать у зрителя гнетущее ощущение непреодолимой беды.
Young Vic называет себя театром для всех, но в первую очередь — для молодых артистов и молодой публики. Это театральная арена: в центре — актеры, зрители — вокруг. Такое пространство отчасти напоминает шекспировский театр.