Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

«Именно сегодня и именно сейчас»: 34 года назад погиб культовый ленинградский рок-музыкант Виктор Цой

Легендарного певца нескольких поколений не стало 15 августа 1990 года

1743
27 / 29
 Фото: Russian Look/Global Look Press
На фото: Виктор Цой и Марина Смирнова в фильме «Игла» режиссёра Рашида Нугманова. Казахфильм. 1988. СССР.

Более 500 антикварных предметов, посвященных жизни и творчеству Виктора Цоя, представлено на винтажном маркете в центре столицы, на Чистопрудном бульваре в рамках фестиваля «Лето в Москве. Все на улицу!».

На экране большого телевизора будут транслировать клипы и фильмы с участием рок-звезды. Каждые два часа гостей ждут викторины, состоящие из трех туров: горожанам предстоит угадывать песни группы «Кино» по первой строчке, которую зачитает ведущий. Победитель выберет следующую песню для прослушивания.

«Цой жив» — уверены его поклонники всех возрастов. Эту фразу, а также другие посвящения любимому певцу они напишут мелом на доске — импровизированной стене Цоя, которую установят на винтажном маркете.

Ко дню памяти артиста коллекционеры организовали дискуссионный клуб, выставку пластинок, открыток и других аутентичных предметов, выпущенных при жизни Виктора Цоя. Кроме того, на маркете состоится аукцион. Мероприятия проходят с 15 по 17 августа. Гости услышат записи знакомых и не самых известных песен Виктора Цоя на виниле и смогут погрузиться в атмосферу советских квартирников и рок-концертов, хором споют хиты «Кукушка» и «Звезда по имени Солнце».

Стать обладателем одной из пластинок, а также других артефактов времен Виктора Цоя можно будет на аукционе, который пройдет 15 августа. Вырученные средства пойдут на помощь подопечным проверенных благотворительных фондов Москвы, указанных на сайте mos.ru.

Среди прилавков с открытками, значками, книгами, вымпелами, статуэтками, пластинками и другими предметами эпохи Виктора Цоя расположится мини-фотовыставка из восьми черно-белых снимков музыканта. Цой создал десятки невероятных, крайне сюрреалистичных и не до конца понятных широкому зрителю картин. Тягу к рисованию Цой испытывал с детства. Родители даже отдали его в художественную школу. Его преподаватель вспоминала: «Витя это Витя. Он был в своём мире — весьма импульсивный, страстный ребёнок! Если у него было вдохновение — он мог такую картину написать, что диву даёшься! А если нет — ни под каким предлогом не возьмёт в руки кисточку».

Виктор Цой родился в 1962 году, а его творчество актуально до сих пор. «Группа крови», «Восьмиклассница» и другие хиты группы «Кино» звучали повсюду 40 лет назад, и сегодня их поют под гитару подростки и студенты.

Легендарный рок-певец 1980-х годов работал кочегаром, реставратором, уборщиком, актером и начал писать песни в 17 лет. Будучи лидером группы «Кино», он прославился на весь Советский Союз. «Кино» — одна из самых популярных советских рок-групп 1980-х годов. Лидером и автором почти всех текстов и музыки неизменно оставался Виктор Цой. Кроме того, он также снялся в нескольких фильмах — 18 работ в 14 проектах. Был назван лучшим актёром 1989 года по версии журнала «Советский экран». Летом 1981 года Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский основали группу «Гарин и Гиперболоиды», которую уже осенью приняли в Ленинградский рок-клуб. Первая песня, написанная Цоем, называлась «Мои друзья». Вскоре Валинского призвали в армию, и группа, сменив название на «Кино», весной 1982 года приступила к записи дебютного альбома. Культовые произведения Виктора Цоя продолжили жить и после его трагической гибели в аварии на прибалтийской трассе.

Виктор Цой погиб 15 августа 1990 года в автокатастрофе на 35-м километре автомобильной дороги Р-126 (ныне — Р128) Слока — Талси в Тукумском районе Латвии (ныне — Семская волость (латыш. Sēmes pagasts) Тукумского края) в 70 километрах от Риги (координаты: 57°06′55″ с. ш. 23°11′10″ в. д. HGЯO).

Пребывая в отпуске в Латвии (в посёлке Плиеньциемс) после гастролей, Цой в 6 часов утра отправился порыбачить на небольшое озеро в лесу (возможно, Энгурес или Ридели). Рыбалка заняла 5 часов, и приблизительно в 11 часов утра музыкант отправился домой на своём автомобиле модели «Москвич-2141» (государственный номерной знак — «я 68 32 ММ»). В это же время по той же трассе со скоростью 60−70 километров в час ехал автобус «Икарус-250» государственный номерной знак «0518 ВРН» (иногда его ошибочно принимают за 280-ю модель). Точное время столкновения автобуса с автомобилем Цоя — 11:38. Через две минуты оно было замечено жителями близлежащего дома, ими же была вызвана машина «скорой помощи».

За полгода до гибели Цой успел написать семь картин, центральной темой которых стала дорога". Как было отмечено в публикациях, музыкант пророчески «нарисовал свою смерть». Впервые мотив дороги и автомобиль появились в работах Цоя в 1988 на картинах, названных «Колхозница» и «Фантом». На первой картине изображена женщина в косынке, сидящая за рулём, а на второй — будто бы призрак самого Виктора. В том же году появилась картина на целлофане под названием «Лабиринт», на которой улавливается силуэт самого Цоя. На последней картине музыканта (весна 1990 года) — «Дорога» — изображён человек, едущий по ночному городу.

Дмитрий Мишенин вспоминает, что на экспозиции был выделен «спейс, куда входил сделанный в автомобиле полароидный снимок „Дорога“, где Виктор сам себя обвёл чёрной рамкой; перенесённый на холст фотокадр „Дорога“, клеёнка „Дорога“ и маленькая картина на бумаге „Фантом“, где похожий на Виктора призрак занимает пассажирское сиденье, — чтобы подчеркнуть очевидность навязчивого образа автомобиля и дороги в его творчестве. Такое сочетание работ на одну тему создают тревожную атмосферу неотвратимости надвигающейся угрозы. То, что спустя несколько месяцев жизнь Виктора Цоя оборвалась за рулем автомобиля, делает финальную картину — „Дорога“ — действительно пророческой».

В момент автокатастрофы Виктор слушал в магнитоле кассету своих коллег по питерскому андеграунду — «Новых композиторов»… И звучал трек «Именно сегодня и именно сейчас». Этот факт находится уже за рамками любых случайных совпадений. Когда это было установлено, все произошедшее приобрело форму законченной киноленты со своим специально подобранным саундтреком и окончательно превратило жизнь Виктора Цоя в кино и легенду.

Смотрите также
Последние новости