Вся экономическая политика российских реформаторов, включая действенное подавление российских инвесторов, была нацелена на «привлечение иностранных инвестиций». Самые ужасные и разрушительные для национальной экономики меры — вроде расчленения РАО «ЕЭС России» под видом реформы электроэнергетики — осуществлялись под флагом интересов иностранных инвесторов.
И в настоящее время крах этой политики маскируется всеми методами, в том числе и статистическими.
В частности, российская статистика (а вслед за нею и официальная пропаганда) пышно именует «иностранными инвестициями» приток иностранных капиталов, примерно на 90% являющийся кредитами, подлежащими возврату. В том числе около половины того, что считается прямыми инвестициями, является кредитами, выданными иностранными совладельцами предприятий-кредитополучателей (в I квартале 2009 года их доля составила 37,6%).
Поэтому существенное улучшение динамики движения частного капитала (его бегство в 34,8 млрд.долл. в I квартале 2009 года во II квартале сменилось чистым притоком в 7,2 млрд.долл.) должно вызывать лишь относительное облегчение: да, ситуация стала лучше, — но не за счет притока инвестиций как таковых, а лишь за счет кредитов.
Более того: эти кредиты даются, как правило, не на развитие производства, не на новые проекты, а всего лишь на рефинансирование и реструктуризацию старых долгов. Эти кредиты призваны не столько развивать российский бизнес, сколько скрывать финансовые проблемы его зарубежных кредиторов от их регулирующих органов и акционеров.
Для России же такой «приток капитала» означает не развитие, но, как и в 90-е годы, погружение в долговую кабалу.
В самом деле: внешний долг нашей страны достиг максимума (542,1 млрд.долл.) к 1 октября 2008 года и в следующие полгода неуклонно снижался: не имея внешнего финансирования, российский бизнес расплачивался с долгами. К 1 апреля внешний долг страны уменьшился до 450,8 млрд.долл., и многие аналитики надеялись на его дальнейшее сокращение.
Однако этого не случилось: во II квартале 2009 года внешний долг не просто прекратил сокращение, но и увеличился сразу на 24,3 млрд.долл. — до 475,1 млрд.
Это было вызвано достаточно серьезным, более чем на 20 млрд.долл. (до 294 млрд.) ростом внешнего долга нефинансового сектора, то есть предприятиями и населением (понятно, что долг граждан внес в общую динамику намного меньший вклад).
Существенно, что росли все виды долгов российских предприятий: обязательства перед прямыми инвесторами выросли с 32 до 41 млрд. долл., кредиты — с 226 до 233 млрд., прочая задолженность — вдвое, до 5,2 млрд., долговые ценные бумаги — с 8,1 до 9,0 млрд. и даже задолженность по финансовому лизингу — с 5,9 до 6,0 млрд. долл.
Сравнение с графиком выплат по внешнему долгу позволяет оценивать масштабы общего внешнего финансирования российской экономики — как за счет кредитов, так и путем отсрочек. В I квартале 2009 года банки сокращали долг даже быстрее графика, а вот реальный сектор уменьшил свою задолженность в два раза меньше, чем должен был, — на 10 млрд. вместо 20 млрд. долл. Таким образом, его внешнее финансирование уже тогда, в условиях продолжающегося общего сокращения долга, составило 10 млрд.
Во II же квартале банковский внешний долг, который должен был сократиться на 11 млрд., уменьшился лишь на 4,0 млрд. долл., а долг нефинансового сектора вместо сокращения на 16,0 млрд.долл. увеличился на 20,1 млрд. — таким образом, он получил более 36 млрд.долл.
В результате «антикризисное» внешнее финансирование частного сектора России в первой половине 2009 года превысило 53 млрд. долл. Которые еще только предстоит отдавать.
Понятно, что в условиях современной конъюнктуры, улучшения которой не предвидится, подобные средства в массе своей могут предоставляться не для «инвестиций в посткризисное будущее», но лишь для сокрытия «плохих» долгов.
Беда в том, что, как и в 90-е годы, это приведет не к «рассасыванию», но лишь к нарастанию последних, которые уже к концу следующего года вполне смогут превратиться из корпоративной в общесистемную проблему.
Конечно, описанное — лишь гипотеза, хотя и подтвержденная статистикой. Нельзя исключить, что чистый приток частных капиталов в Россию не связан с кредитами и вызван иными причинами — например, беспрецедентно большим для этой категории денег чистым притоком во II квартале 2009 года 6,3 млрд. долл. «черных» капиталов, не видимых для государства. И учитываемых поэтому в платежном балансе в категории «пропуски и ошибки».
Михаил Делягин — директор Института проблем глобализации, д.э.н.
Фото [*]