В первой половине 2009 года в Россию поступило 32,2 млрд. долл. иностранных инвестиций, а Россия осуществила инвестиции за границу в размере 43,5 млрд. долл. Таким образом, инвестиционный баланс стал резко отрицательным. В первой половине прошлого года, когда глобальный экономический кризис уже развивался, иностранные инвестиции в Россию составили 46,5 млрд., а российские инвестиции за границу — 52,3 млрд. долл. Баланс, в принципе, также был отрицательным, но вдвое меньшим сегодняшнего.
Существенно, что темпы замедления притока иностранных инвестиций относительно прошлого года в первом и втором кварталах были примерно одинаковыми (чуть менее трети). В целом за полугодие иностранные инвестиции уменьшились на 30,9%. Таким образом, переход кризиса в острую фазу, хотя и ускорил замедление притока иностранных инвестиций (в докризисной первой половине прошлого года их сокращение составило несколько менее четверти), не привел ни к какому качественному ухудшению ситуации.
Больше всего в первой половине этого года сократились прямые иностранные инвестиции — на 45%, до 6 млрд. долл. (а в первой половине прошлого года они сократились на 30%).
Взносы в капитал, после прошлогоднего роста на 4.7%, сокра-тились более чем вдвое — до 3 млрд. долл. Правда, продолжило расти реинвестирование: после прошлогоднего увеличения в 6,7 раза оно выросло более чем на треть, но осталось незначительным — менее 0,5 млрд.долл.
Кредиты от зарубежных совладельцев заемщиков, в первой половине прошлого года сократившиеся в 2,4 раза, в первой половине этого года уменьшились почти на треть — до 2,45 млрд. долл.
Лизинг, выросший в первой половине прошлого года в 1,4 раза, в первой половине 2009 года уменьшился почти на четверть, остав-шись смехотворным по масштабу — 50 млн. долл.
Портфельные инвестиции, немного выросшие в первой половине прошлого года, в первой половине этого уменьшились, несмотря на ралли на фондовом рынке, на четверть — до 0,9 млрд. долл.
Прочие инвестиции (то есть кредиты) являются основной частью приходящих в Россию иностранных инвестиций: после сокра-щения более чем на одну пятую в прошлом году и более чем на четверть в этом — они достигли 25,2 млрд.долл.
В целом кредиты составляют 86% иностранных инвестиций (в том числе кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий-заемщиков, составили более 40% прямых инвестиций), еще 2,7% - портфельные инвестиции. Таким образом, как и раньше, иностранные инвестиции носят возвратный характер и оказывают незначительное в целом влияние на развитие российской экономики.
В страновом разрезе главными инвестиционными партнерами российской экономики являются оффшорные юрисдикции. Это позволяет предположить, что значительную часть так называемых «иностранных инвестиций» на самом деле образуют российские капиталы — частью возвращающиеся в Россию после бегства, частью пользующиеся формально иностранным происхождением для защиты от произвола российской бюрократии. Распространенным явлением представляется и кредитование олигархами своих российских предприятий со стороны их оффшорных структур. Такие кредиты позволяют контролировать предприятие из-за пределов страны, а при необходимости быстро «высасывать» его средства.
Главный инвестор в Россию — Люксембург: из него пришло 5,4 млрд. долл., а в него ушло лишь 0,2 млрд. долл. российских инве-стиций.
На втором и третьем местах Нидерланды и Кипр, инвестиционный баланс с которыми является резко отрицательным для России: из Нидерландов пришло 3,6 млрд. долл., в то время как в их экономику было вложено 5,6 млрд., а для Кипра данное соотношение составило 2,9 против 4,6 млрд. долл.
Четвертый по величине источник иностранных инвестиций в Россию — Германия (2,9 млрд.долл. против 0,5 млрд., вложенных в нее из России), пятый — Великобритания (2,2 против 1,0 млрд.долл.). Затем следуют Франция (из которой в Россию пришло 1,1 млрд. долл. инвестиций), США (для них характерен почти точный инвестиционный баланс: 1,0 против 0,9 млрд.), Япония (из которой вложено 0,7 млрд.), Британские Виргинские острова (0,6 против 0,5 млрд.) и Ирландия (направившая в нашу страну 0,4 млрд.долл.).
Источниками зарубежных российских инвестиций, откуда не приходили значительные инвестиции в нашу страну, стали Швейцария (в которую было вложено 18,7 млрд.долл.), а также дружеские Белоруссия (3,1 млрд.) и Украина (0,8 млрд.долл.), в которой даже довольно средний российский бизнесмен до сих пор может стать олигархом национального масштаба.
Несмотря на общую панику и вывод капиталов с развивающихся рынков, к которым относится и наша страна, в этом году наблюдается и парадоксальная, встречная тенденция: приток российского капитала, ранее выведенного из страны и вкладываемого, исходя из стратегических соображений, на срок от 5 лет, а в ряде случаев и на 10 лет. Многие российские предприниматели, считая относительно длительный и болезненный кризис неизбежным, тем не менее убеждены в его успешном преодолении, — а следовательно, и в том, что «столбить» стратегические позиции на будущее надо прямо сейчас. Приток средств таких инвесторов только по некоторым их группам (и только по тем средствам, объекты для вложения которых им удалось найти) уже превышает 20 млрд. долл.
Однако, несмотря на радость по поводу наличия таких инве-сторов, приходится констатировать, что в целом они идут «против течения», — и, возможно, оптимизм их вскоре иссякнет.
Михаил Делягин — директор Института проблем глобализации, д.э.н.