Как реально помочь России

Малое предпринимательство может стать двигателем экономики, если убрать барьеры

5999

Медленное развитие и даже уничтожение уже народившегося малого бизнеса в России объясняется многими причинами. И решающую тормозящую роль осуществляет несовершенное законодательство и практика его применения.

1. Во-первых, естественная нехватка средств на функционирование (оборотные средства) и развитие (чистая прибыль) усугубляется некоторыми положениями налогового кодекса и бухгалтерского законодательства, возлагающие на малый бизнес непомерные налоговые и административные расходы.

За счет произвольного толкования не в пользу бизнеса статьи 346.11 Налогового кодекса, на бумаге объявившей малый бизнес свободным от налогообложения налогом на добавленную стоимость (НДС), с малого бизнеса берут этот налог косвенным образом через поставщиков, выставляющих НДС в своих счетах к цене поставленной продукции и услуг! И величина этого изъятия составляет, в зависимости от вида бизнеса, до 12 процентов выручки малого предприятия, а это уплаченное он не выставляет к возврату.

То есть совокупная реальная налоговая нагрузка вместе с 6% налогом и социальными сборами при упрощенной системе достигает до 18% от выручки, что является абсолютно непосильной ношей.

И, кроме того, такое толкование этой статьи Налогового Кодекса ведет к тому, что малое предприятие, уплатив НДС поставщикам, затем вынуждено завышать цену на эти 10 — 12%, то есть в отпускную цену своей продукции включают ранее уплаченный ими НДС, но это они не могут открыто указать в своих счетах, и потребители не засчитывают это удорожание (скрытый НДС) при своих налоговых платежах, что делает малые предприятия неудобными партнерами крупных потребителей, сужая клиентскую базу малых фирм. Полезного животворного симбиоза малого и крупного бизнеса в России, как это организовано во всем мире, не достигается! Если же малые предприятия опускают свою цену на эти 18% НДС, чтобы крупные покупатели (торговые сети, производственные фирмы и т. д.) покупали их продукцию без убытка для себя, то тогда владельцы и акционеры малых фирм практически имеют почти нулевые дивиденды. Если же они уходят от упрощенной системы и начинают вести полную бухгалтерию и налоговую отчетность, то увеличивают свои административные расходы и снова приближаются к нулевой прибыльности для акционеров. То есть придумывать малые бизнесы, вкладывать деньги в их создание фактически бессмысленная затея, как в анекдоте, когда человек продает вареные яйца за ту же цену, по которой он купил сырые, получая за такой бизнес навар в виде «пустой» воды.

Но так как большинство малых фирм не понимает механизма этого чрезмерного реального налогообложения, то отсутствует сильное протестное движение. И малые фирмы, как правило, плохо развиваются, или вынуждены вести «теневую» отчетность со всеми ее отрицательными последствиями.

Все заверения государства о «поддержке» малого бизнеса фактически декларативны, а отдельные, даже серьезные, поблажки — неэффективны! Чрезмерная налоговая нагрузка ликвидирует все благие намерения.

Необходимо уточнить статью 346.11 п 2. Налогового Кодекса, записав ее однозначно в следующей редакции: «Малые предприятия не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, не начисляют его потребителям и не оплачивают поставщикам».

Остающаяся при такой записи в распоряжении всех малых предприятий страны часть выручки (оборотные средства) увеличится минимум на 10 — 12%, что позволит сделать более эффективными все государственные программы, в том числе — по компенсации малым фирмам процентов за кредиты, которые сейчас, не продвигая малый бизнес к успеху, выполняют роль насоса по перекачиванию бюджетных денег в карманы финансовой системы. А отпускные цены малых фирм получат возможность снизиться на 8 — 12%. Это резко повысит их конкурентоспособность, что особенно важно после вступлении в ВТО и разбушевавшемся кризисе!

Итоговые налоговые поступления в бюджет страны не уменьшатся, так как дополнительные средства через налоги на повышаемую зарплату и социальные отчисления и из других организаций вольются в бюджет. А из-за резко увеличившегося оборота поступят даже в значительно больших размерах, чем сегодня поступает от чрезмерного и удушающего налогообложения.

2. Развитию малого бизнеса мешают ограничения по объемам выручки и стоимости основных средств для перехода на упрощённую систему налогообложения, дающую лучшую защищенность от налогового террора, проклинаемого государством в лице и Президента, и Премьер Министра, и уменьшающую административные расходы. Из-за этих ограничений для малых фирм становятся недоступными современное дорогостоящее оборудование, обеспечивающее высокую производительность, к чему также зовут бизнес со всех высоких трибун и даже в Давосе, и высокую выручку.

Целесообразно в ст. 346.12 Налогового Кодекса исключить часть ограничивающих пунктов: пункт 2 и пункт 2.1, первую строку подпункта 14 пункта 3, подпункт 16 пункта 3. Это позволит малым фирмам неограниченно увеличивать объем производства и производительность до лучших мировых показателей, используя самое лучшее оборудование (объективно очень дорогое), а крупным предприятиям диверсифицировать производство, выделяя наиболее прогрессивные свои части в малые фирмы, не прибегая к различным манипуляциям и не теряя управляемости. Сегодня потолок производительности труда для фирмы в 100 человек — это 600 тыс. рублей в год на одного работника, что как минимум втрое ниже минимального порога долговременного легального выживания на рынке. Ведь 600 тыс. рублей в год это должна быть только зарплата!

Соответственно должны быть внесены поправки в ст. 346.13 НК. В абзаце 1 пункта 1 необходимо исключить упоминание о размере дохода и величине стоимости основных средств и нематериальных активов; в пункте 4 и пункте 4.1 оставить ограничение только по максимальной численности в 100 человек.

3. Необходимо исключить требование Закона об акционерных обществах по исчислению чистых активов для малых предприятий, намеревающихся выплачивать дивиденды участникам и учредителям фирм, так как это ведет к содержанию излишнего дорогостоящего и абсолютно бесполезного бухгалтерского персонала, что в расчете на одну фирму из 10 — 15 человек только по зарплате с начислениями составляет не менее 500 тыс. рублей в год. А так как из 12 млн. зарегистрированных малых фирм почти 3 млн. отчитываются о какой-то деятельности, то малый бизнес на абсолютно бесполезные учетные процедуры просто выбрасывает до 1,5 триллионов рублей в год!

Существующий порядок не приносит практически никакой пользы ни государству (захламляет отчетность), ни акционерам, т.к. обычно уставной капитал малого ОАО, ЗАО, ООО составляет 10 — 50 тыс. рублей, а на расчет чистых активов, т.е. на подтверждение того, что они больше этого мизерного уставного капитала тратится до 500 тыс. рублей в год (а часто и больше), которые правильно считать чистым убытком фирме. Акционерам же такой фирмы достаточно знать лишь размер дебиторской и кредиторской задолженности и «залоговых обязательств», для чего дорогостоящий бухгалтер фактически не нужен.

Государство несет огромные убытки. Не желая связываться с громоздким бухучетом, фирмы выплачивают много денег «в чёрную», не уплачивая никаких налогов.

С вводом же с 2013 года полномасштабной бухгалтерии многие фирмы просто разоряются и будут разоряться, и, вместо ожидаемого увеличения числа малых фирм и рабочих мест в малом бизнесе, произойдет их сокращение и падение бюджетных доходов.

Поэтому в ст. 346.24 НК необходимо ввести пункт 1: «Запрещается испрашивать у предприятий и организаций, использующих упрощенную систему налогообложения, какую-либо учетную отчетность, кроме книги доходов и учетных документов по зарплатным операциям, необходимым для пенсионного обеспечения работников и полноты уплаты подоходного налога и социальных взносов независимо от того, что требуют другие законы, инструкции и разъяснения». С последующим приведением в соответствие с этим принципиальным положением Налогового Кодекса других законов, в том числе — об акционерных обществах и бухгалтерском учете. Даже такая практика, как обязательная аренда офисов, так как нельзя зарегистрировать фирму дома, вредит и существенно!

Реализация данных предложений не исчерпывает весь перечень мер по повышению роли и эффективности малого бизнеса в экономике России, но имеет исключительно важное экономическое и консолидирующее значение, для всей деятельной части общества.

Сила, которая возглавит работу по решению этих простых предложений, сможет принести пользу миллионам самых активных граждан нашей страны, которые увидят реальность действий, а не риторику речей.

Необходимо вовлечь в процесс продвижения этих законодательных решений самих участников малого бизнеса, т.е. миллионов «адресатов». Один из вариантов реализации предложений — это направление в Госдуму, правительство, президенту и другим участникам законодательного процесса поток писем и обращений с требованием внедрения этих простых решений участниками малого бизнеса. Очень не повредят миллионы писем или голосование до 100 тыс. заявителей в Интернете.

При внесении этих полезных поправок в законодательство, налог по упрощенной системе налогообложения может быть увеличен до единого платежа в 10% с включением в него и социального сбора, расщепляемого самим налогосборщиком. Бюджет прирастет большими доходами, а социальная атмосфера станет комфортнее для жителей России. А вдохновляющий, но трудно реализуемый закон, инициированный президентом России Путиным В.В. в конце 2014 года, о невзимании налогов со вновь созданных малых предприятий в течении первых двух лет после регистрации лучше отменить. Все работники должны вносить свою лепту в финансирование государственной деятельности, а государство не должно понуждать к ненужным и паразитным расходам на различное администрирование, хотя в порядке квалифицированной помощи, например, может создать в многочисленных бюджетных организациях и передать малым предприятиям комплекты программ и документов по ведению бизнеса, а также и оказать не рекламную, а реальную помощь, которую целесообразно обсудить с бизнес-сообществом.

Автор — кандидат экономических наук, лауреат Государственной премии СССР

Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Последние новости
Цитаты
Валерий Скурлатов

Эксперт Института инновационного развития, кандидат исторических наук

Андрей Коновал

Сопредседатель профсоюза работников здравоохранения «Действие»

Владимир Штоль

Профессор Дипломатической академии МИД России, доктор политических наук

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня