Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Новости Украины
27 февраля 2015 16:46

Латвийский парфюм покидает Россию

Из-за событий на Украине страдает даже рижская фирма Dzintars

6137

Украинцам с их майданом, горящими шинами и окопами в богатой черноземом земле не до замечательных латвийских одеколонов и духов Dzintars. Эксперты сообщили: украинский рынок уже потерян. А теперь выяснилось, что и Россия не очень жалует рижский парфюм.

Были попытки создать серьезную розничную сеть в России, но не приживается у нас Dzintars, как было в советские годы. Спад продаж рижской парфюмерии на российском рынке в прошлом году по сравнению с 2013-м составил 20%. Хотя и до этого объемы были не ахти.

Финансовому директору компании Dzintars Дагнии Майке все ясно. По ее словам, происходит это из-за «российско-украинского» конфликта. Но не пояснила, почему конфликт так повлиял на продажи духов и одеколонов. Поэтому нам приходится строить предположения. Однако уже в политизированной оценке конфликта — «российско-украинский» — угадывается одна из причин. Та самая, из-за которой часть россиян раздражаются даже при виде латвийских шпрот. С чего вдруг мы должны любить тех, кто не любит, не уважает нас, зачем помогать им в их бизнесе? Особенно если в продаже есть отечественные духи и одеколоны и — тем более — французские.

Дагния сообщила: оборот Dzintars упал на 1,5 миллиона евро по сравнению с 2013 годом. У предприятия возникла налоговая задолженность в размере 1,13 миллиона евро. Вовремя покрыть долги не удается. Приходится договариваться со Службой госдоходов. Банки не очень верят в будущее Dzintars, кредитовать не хотят. Финансовый директор уверяет, что спад на российском и украинском рынках предвидели еще… три года назад. Это интересно. Три года назад на Украине не пахло майданом.

Ну да ладно. Финансист говорит, что уже тогда приступили к поиску новых рынков сбыта в Азии, инвестируют туда крупные средства. Ну, уж не знаю, если россиянам «не по нюху» традиционная продукция, которую любили в СССР, то как её воспримут в Азии? Да и три года — немалый срок. Ориентировались-ориентировались да не переориентировались.

А ведь мы помним, каким подарочным чудом была продукция Dzintars в советские годы. Даже мужчины радовались, получая 23 февраля подарочный набор с таким флаконом. Это считалось престижным. И женщинам в отсутствие французских духов, при крайнем их дефиците, дарили 8 марта рижские флаконы. И все были рады.

Знаменитые духи «Тайна рижанки» появились еще в 87-м, как сейчас принято говорить, прошлого века. На самом деле всего-то 28 лет назад. И сразу полюбились советским женщинам, несмотря на высокую цену — 15−17 рублей. Еще бы. Даже французы с их утонченным обонянием высоко оценили эту «тайну» советского периода: на парфюмерном конкурсе в Париже ей присудили первое место.

В СССР Dzintars был ведущим производителем духов, входил в объединение «Союзпарфюмерпром». Хоть и жалуются ныне прибалтийские патриоты, что приходилось ездить в Москву на утверждение местных решений, зато сейчас из Брюсселя не вылезают, чтобы соответствовать стандартам ЕС даже по форме морковки. А высокий уровень профессионализма московских специалистов позволил рижским парфюмерам достичь высот: именно в столице СССР утверждали рецептуры на больших дегустационных советах. То есть до Парижа была Москва. Но и с французами в те годы Dzintars поддерживал тесные связи — такая вот была «советская оккупация», как называют тот период в Риге.

Сейчас — независимость. Как сработаете — так заработаете. В СССР это старинное парфюмерное производство не погубили, а, наоборот, развивали. История предприятия началась с 1849 году с мыловаренной и парфюмерной фабрики Генрика Адольфа Бригера. При советской власти были национализированы мыловаренные и парфюмерные заводы, один из них получил название Dzintars («Янтарь»). А в 1958 году его объединили с мыловаренной фабрикой Sarkanā Ausma («Красный рассвет»), и был создан парфюмерно-косметический завод Dzintars, ставший знаменитым на всю Европу.

Ушла ли его парфюмерная слава с распадом СССР? Трудно сказать. Запахи-то остались, и специалисты говорят, что они по-прежнему замечательные. Но рынок есть рынок, а долги остаются долгами. В России если и тоскуют по продукции предприятия Dzintars, то лишь ностальгически, вспоминая не столько ароматы, сколько советское прошлое. Но этого явно мало, чтобы предприятие справилось с рыночными трудностями.

А вообще, это — всего лишь частный случай бизнеса в Латвии. Казалось бы, какое отношение имеют духи к молоку? Через экономику — прямое. Латвийский центральный союз производителей молока направил открытое письмо руководителям республики. В отрасли сложилась критическая ситуация. Кстати, именно из-за украинской трагедии и реакции Запада на действия России, взаимных санкций. Союз просит принять меры для спасения отрасли от массовых банкротств.

От редакции: После публикации мы получили ответ из офиса фирмы Dzintars, который публикуем ниже без сокращений.

27 февраля 2015 на портале «Свободная пресса» была опубликована тенденциозная статья С. Орлова о том, что Латвийский парфюм покидает Россию. Вдаваться в риторику не будем — недоброжелательный тон статьи с достаточной долей желчи сообщает, что Dzintars покидает Россию.

Dzintars никогда не участвовал в политике. Поэтому тенденциозность статьи непонятна, тем более, что она не соответствует действительности. Но разве не известно, почему падают в России продажи парфюмерии и косметики? Абсолютно известно каждому — так как мы импортеры, мы целиком зависим от курса рубля и, конечно, испытываем повышенные затруднения на этом рынке сегодня. А разве мы одни? А что французские и другие импортеры этого не испытывают? И это — объективная реальность.

Кроме того, в России в последние годы происходил передел рынка с созданием больших сетей гипермаркетов, региональных сетей, требующих особых условий взаимоотношений, не таких как во всех странах, а именно: высокая степень коррумпированности менеджеров, «входные билеты», несвоевременные оплаты за товар препятствуют продвижению и нормальной честной конкуренции. И покупатель не имеет возможности объективно выбирать.

Dzintars не уходил и не собирался уходить с рынка России. Мы развиваем в России сеть франшизных магазинов и достаточно успешно. На сегодня у нас 40 франшизных магазинов в разных городах. И запросы на франшизные проекты продолжают расти. К сожалению, в Москве нам пока не удается открыть франшизный магазин, так как не адекватная арендная плата.

К нам в Ригу приезжает много россиян со списками продукции Dzintars, заготовленными заранее, и делают покупки в наших магазинах на сотни евро. Не секрет, что так же нашу продукцию возят «челноки». Продукция была и остается высокого качества, современно оформленная, особенно косметика по уходу за кожей, которая конкурирует с любой французской косметикой премиум-класса. Мы хотим заверить всех наших поклонников и покупателей, что статья не имеет ничего общего с нами.

Что касается Украины — хотим сказать два слова: мы оттуда тоже не ушли и наши франшизные магазины там продолжают работать. Хотя, по понятным причинам, продажи сократились.

Мы очень успешно продвигаемся в регионах Азии и Индокитая, и развиваем в этих регионах продажи нашей продукции. Но для этих регионов нам пришлось разработать специальную продукцию — на это и ушло 3 года. Отдача начинается только сегодня.

Мы пережили все кризисы Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, России, Украины с 90-х годов по сегодняшний день. Не раз мы терпели многомиллионные убытки, как и сейчас. Но мы всегда выходили из плохой ситуации и всегда развивались на перспективу. Еще раз заверяем всех наших покупателей, что с нами все в порядке, и мы из России не уходим.

Председатель правления АО «Dzintars» Илья Герчиков

г. Рига, Латвия, 2 марта 2015 года

Фото: Виктор Лисицын / ТАСС

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня