Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Разгон РАН
14 марта 2015 12:05

Геополитика в заложниках у реформаторов

Планы по освоению Арктического шельфа оказались под угрозой из-за безответственности чиновников

13065

Реформа РАН, о негативных последствиях которой предупреждало ученое сообщество, уже начала давать свои горькие плоды. Заложником структурных изменений стал экипаж научного судна «Академик Николай Страхов», находящегося больше года в порту Коломбо государства Шри-Ланка. Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) не может найти средства на ремонт корабля и оплату портовых издержек.

Ранее судно принадлежало Геологическому институту РАН (ГИН РАН). За почти 30 лет своей работы корабль провел десятки экспедиций, его команда сделала более десятка научных открытий в области изучения рельефа дна Мирового океана. За последние четверть века ЮНЕСКО по заявкам нашей страны утвердила названия 54 объектов морской поверхности, из них 30 были открыты с помощью «Академика Николая Страхова».

Незадолго до реформы РАН Геологическому институту РАН (ГИН РАН) удалось оснастить судно новейшим оборудованием. На корабль установили два датских многолучевых эхолота и современную систему связи. В августе 2013 года в районе Мальдивских островов Индийского океана на судне сломался гребной вал, и оно было отбуксировано в порт Коломбо. Институт оплатил изготовление в Голландии нового гребного вала и проведение планового регистрового ремонта, который делается раз в пять лет.

Но тут началась реформа РАН, все необходимые для этого законодательные акты были приняты в кратчайшие сроки. И теперь владельцем научного флота стало ФАНО, а академические институты — лишь эксплуатирующей стороной. Но у ФАНО, как оказалось, денег на содержание корабля нет. Не заложены они и в бюджете организации на 2015 год. В итоге, «Академик Николай Страхов» оказался прикован к чужеземному берегу. Каждый месяц долг перед Шри-Ланка за простой в порту увеличивается на 25 тысяч долларов. О завершении ремонта речь пока тоже не идет.

На борту корабля в настоящее время находится дежурная команда из 14 человек. Из-за отсутствия финансирования люди фактически оказались заложниками ситуации. Сейчас они не могут ни покинуть судно, ни ремонтировать его. Российский МИД заявил, что денег у него нет. Из администрации президента приходят пока только отписки. «Ваше обращение поступило, рассмотрено, вы будете проинформированы о дальнейшем рассмотрении»…

Как рассказала «СП» научный сотрудник Геологического института РАН (ГИН РАН) Ксения Добролюбова, ситуация сложилась просто критическая:

— Корабль из-за долгов сейчас отключили полностью от систем жизнеобеспечения. На прошлой неделе им включали электричество на два часа в день, люди могли приготовить себе пищу, связаться с нами. Сейчас же электропитание полностью отрублено. Экипаж как-то выживает, но как — большая загадка. На улице температура плюс 40, внутри металлической конструкции судна — плюс 60. Есть информация, что нашли деньги для эвакуации одного заболевшего.

«СП»: — Какую поддержку получает экипаж сегодня?

— Ежедневно наш институт перечисляет деньги капитану на банковскую карточку, чтобы можно было купить продукты. Институт всячески старается помочь, достучаться до чиновников. Уже больше года мы шлем письма в ФАНО, которое не выделяет деньги с тех пор, как получило судно в собственность. Видимо, там забыли, что у Академии был свой флот.

ФАНО пока ограничивается финансовыми проверками. Постоянно приезжают в институт ревизоры, которые удивляются, что у нас нет денег.

Есть распоряжение Рогозина, о ситуации знает Дворкович. ФАНО был поставлен крайний срок — 27 февраля, чтобы ведомство решило проблему и изыскало средства на портовые штрафы и привоз сделанного уже год назад в Голландии гребного вала. Но пока никаких действий чиновники не предпринимают. Может, они рассчитывают, что ситуация решится сама собой.

Мы должны понимать, что судно оснащено новейшим оборудованием, всё оно двойного назначения. Из-за санкций у России больше не будет возможности не только поставить похожее оборудование на другой корабль, но и купить запчасти для имеющегося на «Академике Николае Страхове». А при такой температуре образуется конденсат, и оборудование выходит из строя. Может, у нас и двух недель не осталось, чтобы спасти технику, ведь кондиционеры на борту уже не работают.

Другая проблема — на судне наши люди, россияне, которых унижают, не выпускают на берег. Только в сопровождении местного агента они могут сходить в магазин за продуктами и вернуться обратно.

Складывается очень интересная ситуация. В ноябре прошлого года моряки вышли на гепрокурора России Юрия Чайку. Но они не могут подать в суд на ФАНО, только на Геологический институт РАН (ГИН РАН), который распоряжается кораблем. Чайка инициировал прокурорскую проверку. Она показала, что Институт сделал всё возможное для спасения судна. ФАНО была передано соответствующее указание, чтобы агентство изыскало средства. Но пока результатов никаких нет.

«СП»: — Пока всё упирается в деньги.

— Пока да. Но судно в иностранном порту, люди не могут покинуть его. Это прямое унижение наших граждан. Еще год назад мы писали письма и предупреждали о возможных дипломатических последствиях. Мы писали, что когда закончатся деньги, корабль будет продан за копейки для покрытия портовых штрафов, либо он будет отбуксирован, в течение нескольких дней разграблен и затоплен. И вот в случае второго сценария, уже будет связанный с экологией международный скандал, России придется искать деньги, чтобы поднять судно.

Чтобы решить ситуацию сегодня, надо потратить порядка двух миллионов долларов, но новый корабль стоит порядка 150 миллионов, да и купить его из-за санкций мы не сможем. Сколько мы заплатим, если ситуация не разрешится сейчас, какие будут репутационные издержки для страны — сложно и представить.

Сотрудники Геологического института РАН (ГИН РАН) решили обратиться за помощью к депутату Госдумы Юрию Афонину. Парламентарий направил запросы главе ФАНО Михаилу Котюкову, генпрокурору Юрию Чайке и премьер-министру Дмитрию Медведеву. Но пока результатов нет.

— Ситуация, в которой оказалось научно-исследовательское судно «Академик Николай Страхов», требует принятия самых экстренных мер, — прокомментировал ситуацию депутат Государственной Думы Юрий Афонин. — Промедление угрожает здоровью членов экипажа судна, а также может обернуться потерей для России уникального научно-исследовательского комплекса, работа которого имеет прямое отношение к обеспечению национальных интересов страны. Исследования дна Мирового океана этим судном позволяют обеспечивать научными аргументами заявки нашей страны на участки морского шельфа. «Академик Николай Страхов» является судном ледового класса, что делает возможным изучение дна Северного Ледовитого океана, где в настоящее время проводится разграничение морского шельфа, содержащего запасы углеводородных полезных ископаемых стратегического масштаба. Мы, коммунисты, предупреждали о том, что лишение Академии наук возможности распоряжаться собственным имуществом приведет к катастрофическим последствиям. Разработанная в советское время система распределения средств на науку самими учеными работала в целом нормально, требовала лишь коррекции, но никак не полного уничтожения. Пришедшие на смену ученым «эффективные менеджеры» не способны думать не только о науке, но и о защите национальных интересов и даже о получении прибыли. Ведь «Академик Страхов» мог бы зарабатывать валюту для науки, выполняя исследования по заказам других государств. Вместо этого он стоит в чужом порту, приносит огромные убытки, экипаж переносит неимоверные страдания, и в конечном итоге судно могут пустить с молотка за долги. Вот о таком управлении имуществом мечтали единороссы два года назад, голосуя за «реформу РАН»?

Фото: atlantic.ginras.ru

Последние новости
Цитаты
Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня