Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Электрический вице-премьер

Зачем Дворковича отправили в совет директоров ОАО «РЖД»?

7555

Электрички потихоньку возвращаются на пригородные линии регионов, но не всех. На прошлой неделе было объявлено, что в Вологодской области вернут 12 пригородных поездов и 6 электричек. За это Вологодчина компенсирует компании-перевозчику 76 млн рублей, которые та недополучит из-за разницы между стоимостью проезда в электричках для населения и «экономически обоснованной» ценой РЖД. А следом региональные власти Псковской области договорились с пригородными перевозчиками о субсидировании проезда в поездах в 2015 году — это обойдется им в 109 млн рублей.

Но есть регионы, где у бюджета просто нет денег заплатить РЖД за то, чтобы их жители могли нормально передвигаться на электричках. Например, власти Челябинской области не могут взять на себя расходы пригородного железнодорожного сообщения — у них только долгов за газ на 9 млн рублей, заявил первый вице-губернатор Сергей Комяков. И что же им теперь делать — к лошади электропоезд приделать?

Не все же могут, как правительство Московской области, полагаться на щедрую помощь государства. На днях правительство России выделило РЖД очередной транш на 65 млрд рублей, из которых 22 млрд пойдут на развитие железнодорожной инфраструктуры Подмосковья и развитие транспортного комплекса Московского региона. А где взять денег остальным российским регионам?

Маршруты пригородных электричек во многих регионах, отмененные в начале 2015 года, были вновь запущены в феврале после того, как президент Владимир Путин потребовал от Минтранса немедленного восстановления пригородного сообщения. При этом отношения региональных властей, дотирующих пригородные перевозки, и транспортных компаний РЖД, до сих пор так и оставались неурегулированными. А значит, электрички в любой момент могут снова остановиться.

Эта тема стала ключевой на повестке пленарного заседания Совета Федерации 3 июня. Необходимо принимать срочные меры во избежание нового конфликта по пригородным электричкам, считают сенаторы. Да, согласно поручению президента, в регионах стали принимать меры для повышения эффективности пригородных перевозок. Но, к сожалению, в РЖД никаких конкретных действий для сотрудничества с региональными властями так и не предприняли. Мало того, с марта правительство начало оказывать давление на регионы, фактически вынуждая их удовлетворить все финансовые требования РЖД.

Как пишет «Парламентская газета» Совфеда, на заседании сенатор Сергей Лукин пояснил, в чем это выражается. «Сегодня предоставление межбюджетных трансфертов регионам на развитие дорожной сети увязано с решением проблем пригородного сообщения. При этом критерий анализа железнодорожных перевозок задается РЖД, которое пытается, таким образом, просто решить ряд своих финансовых вопросов с регионами, а не оценить реальную ситуацию», — пояснил сенатор. По его мнению, правительственное решение об увязке трансфертов с проблемами пригородного сообщения не является логически обоснованным, так как «ставит развитие одной отрасли в зависимость от состояния другой, совершенно не связанных между собой организационно и финансово». Но если межбюджетные трансферты не будут выделены в ближайшее время, то поручение президента будет сорвано.

И председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поддержала сенатора: «На правительственном часе вице-премьер Аркадий Дворкович нас заверил, что до 1 июня все средства, предусмотренные для регионов на дорожное строительство, будут переведены. Но у нас сегодня только 18 субъектов РФ получили такие дотации в полном объеме». В связи с этим, сенаторы решили подготовить обращение на имя премьер-министра Дмитрия Медведева, а также повторно «вызвать на ковер» Совфеда Аркадия Дворковича и главу Минтранса Максима Соколова.

«Человек — оркестр» российского правительства

Здесь стоит напомнить, что Аркадий Дворкович в правительстве ударно занимался почти всем: от сельского хозяйства до руководства фундаментальной наукой и расписания пригородных электричек. Он курировал вопросы ТЭК, являлся председателем правительственной комиссии по мониторингу продовольственных рынков, а также секретарем комиссии по модернизации и технологическому развитию российской экономики. Прямо «человек-оркестр» российского правительства!

Рано или поздно такое «многостаночничество» должно было закончится весьма печально не только для отраслей народного хозяйства, которые он курировал, но и для него самого.

Так оно и получилось, и именно отмена пригородных электричек, санкционированная правительством с подачи Дворковича, два раза вызвала публичный гнев президента Владимира Путина. После очередного разноса, как сообщали «Аргументы недели», со ссылкой на «знакомого с ситуацией правительственного чиновника», Дворкович даже «написал заявление об уходе и положил его на стол Медведеву».

После чего было много пересудов в печати, куда уйдет опальный вице-премьер: называли и пост вице-президента Сбербанка, которым руководит его близкий друг Герман Греф. Говорят, он даже встречался с Грефом и самим премьером по этому поводу. Но закончилось все совсем по-другому.

Как сообщила пресс-служба РЖД, 5 июня Аркадий Дворкович был назначен ответственным от правительства за разрешение проблемы пригородных электропоездов в самой РЖД — вошел в состав ее совета директоров. Кстати, в качестве кандидата от государства на эту должность, как оказалось, он был представлен еще 1 апреля.

Казалось бы, вроде и правильно: сам напортачил — сам и исправляй. Вопрос в том, справиться ли «электрический вице-премьер» с возложенной на него задачей? Сможет ли он заставить РЖД, которые регулярно выпрашивают у государства на пригородные перевозки миллиарды рублей, реально повлиять на ситуацию?

— Фигура Дворковича не вызывает оптимизма. Как в части решения проблем всего железнодорожного транспорта России, так, в частности, электропоездов пригородного сообщения, — считает экономист Владислав Жуковский. — К тому же, он вряд ли является той фигурой, которая способна угомонить крупнейшую российскую госмонополию, коей является РЖД. Поэтому, зачем туда отправили Дворковича, который вообще не разбирается в вопросах транспортной инфраструктуры и особенностях пригородного железнодорожного транспорта, мне не понятно. Конечно, если его поставили в качестве функционера, который будет выполнять поручения правительства, и ставить подписи под нужными документами, тогда, конечно, Дворкович вполне сгодится в качестве члена совета директоров РЖД. Вместо него вполне можно было бы поставить любого другого чиновника правительства — хоть уровня замминистра, хоть даже начальника отдела министерства.

«СП»: — А что нужно для того, чтобы навести порядок в РЖД?

— Если бы было желание президента страны или премьер-министра поставить на место естественную монополию РЖД, если бы действительно нужно было решить ее проблемы системно и комплексно, тогда бы нужно было ставить туда не Дворковича, а человека, который десятилетия проработал в системе железнодорожного транспорта. Кто действительно разбирался бы в проблемах РЖД и понимал бы, какие там накоплены колоссальные дисбалансы и перекосы. Тогда наши железные дороги не требовали бы постоянных государственных вливаний в сотни миллиардов рублей. А сейчас РЖД делает перевозку по железной дороге буквально «золотой», и абсолютно нерентабельной для основной массы производителей страны, кроме тех, кто перевозит по ней бочки с нефтью и бензином.

«СП»: — Что касается пригородных перевозок, здесь можно достичь рентабельности?

— Можно, но для этого нужно поднять цену билетов на электрички втрое, после чего большинство населения регионов просто не сможет на них ездить. Но и перекладывать нагрузку дотирования пригородных перевозок на регионы, как это делает правительство с подачи главы РЖД Владимира Якунина, сейчас просто нереально, потому у нас 45 субъектов Федерации сегодня находятся в преддефолтном состоянии. Так что решать эту проблему все равно придется государству, если оно, конечно, не хочет полного паралича пригородного сообщения в стране из-за остановки электричек. Но, видимо, пока «петух не клюнет» — как это было в начале года — наши чиновники не почешутся.

«СП»: — Может, Дворкович, будучи в совете директоров РЖД, почешется раньше?

— Знаете, при всем огромном масштабе работы Дворковича в правительстве, я не видел ни одного его достижения ни в области ТЭК, ни в сельском хозяйстве, ни в модернизации и технологическом развитии, ни в области продовольственного рынка, и где он там работал еще… И я сомневаюсь, что сейчас, после назначения его в совет директоров РЖД, ситуация изменится и пригородные электрички в регионах пойдут косяками, одна за другой. Аркадий Владимирович, может быть, замечательный человек, хороший друг и отличный семьянин, но как экономист он не эффективен.

Последние новости
Цитаты
Яков Кедми

Руководитель израильской спецслужбы «Натив» в 1992-1999 г.г.

Андрей Манойло

Политолог

Александр Романов

Бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня