Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Министр Абызов играет в хоккей

Зачем России затратное Открытое правительство?

2300

В рамках Петербургского международного экономического форума пройдут два товарищеских хоккейных матча с участием членов правительства, Как сообщил «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу хоккейного клуба СКА, в матчах примут участие вице-президент Аркадий Дворкович, министр Открытого правительства Михаил Абызов, а также зампред правления «Газпрома» Александр Медведев

Пока наши высшие чиновники играют в хоккей, экономика России рушится — ВВП страны, по новым данным, падает на 4,7% в годовом исчислении. В мае Минфин зафиксировал резкое сокращение доходов бюджета. За месяц их объем составил 809,6 млрд рублей, против 1,112 трлн в апреле и 1,128 трлн в марте. И особенно заметным оказалось падение налоговых поступлений от секторов экономики, не связанных с экспортом нефти и газа. В результате дефицит бюджета уже превысил 1,1 трлн рублей, а дальше — будет больше, прогнозируют в Минфине.

Однако эксперты считают, что правительство специально завышает убытки бюджета, чтобы потом отчитаться с прибылью. Например, аналитики «Уралсиб Кэпитал» подсчитали, что Минфин недооценивает доходы бюджета: его оценка бюджетных доходов на нынешний год равна 12,5 трлн рублей, а денег будет как минимум около 13,6 трлн.

Соответственно, этот триллион с лишним можно было бы направить на то, чтобы поддержать экономику, уходящую в глубокую рецессию. Но, судя по заявления министра финансов Антона Силуанова, правительство собирается, наоборот, еще больше резать бюджетные расходы по всем статьям — экономия, однако…

Напрашивается вывод: кто-то должен проверить эту ситуацию и дать авторитетную экспертную оценку действиям Минфина и правительства в целом. Вот для этого, казалось бы, и существует так называемое Открытое правительство, которое возглавляет «хоккеист» Абызов, состоящее из сотен авторитетных экспертов, и призванное обеспечить гражданский контроль за действиями правительственных чиновников. Но, похоже, ему некогда…

Открытый премьер Медведев

Впрочем, российская общественность и эксперты уже давно утратили надежду разобраться, чем занимается, тратя миллиарды бюджетных рублей, ОПР, возглавляемое Абызовым. В итоге решили, что раз в правительстве создали это ведомство, значит, оно работает на благо России. Хотя никаких реальных результатов работы Открытого правительства в открытых источниках обнаружить не удалось. Выходит одно из двух — либо это ведомство, полностью закрыто для гражданского общества, либо оно абсолютно виртуальное. Однако деньги на его содержание из бюджета идут вполне реальные, и не маленькие!

Напомним, что после того, как правительство возглавил премьер-министр Дмитрий Медведев, он сообщил, что не будет таким же «закрытым премьером», как его предшественник, а ныне президент Владимир Путин. И пообещал создать при правительстве «специальную палату советников и механизмы для организации широких общественных дискуссий по актуальным проблемам». Сначала это называлось «Большое правительство», которое потом переименовали в «Открытое».

Возглавить работу этой небывалой для российской практики экспертной площадки Медведев попросил своего советника, а впоследствии министра — Михаила Абызова, который до перехода на госслужбу был достаточно известным бизнесменом.

Здесь стоит обратить внимание на странное совпадение названия этого ведомства с программой Госдепартамента США «Открытое правительство», которую американцы в последнее десятилетие активно внедряют в странах с «недоразвитой» демократией. Делают они это для продвижения собственных геополитических и экономических интересов под благовидными предлогами — обеспечения прозрачности госсистемы, демократии, гласности и так далее. И что, Россия одна из них, хотя официально в состав американского «Открытого правительства» не входит?

Об этом история умалчивает, зато рассказывает много интересного о главе Открытого правительства Михаиле Абызове. Этот «виртуальный министр» российского правительства в последнее время прославился в основном судебными разбирательствами и претензиями к нему со стороны правоохранительных органов.

В начале года Главное управление экономической безопасности МВД России сообщило, что проверит заявление совладельца «Альфа-банка» Михаила Фридмана о том, что структуры Абызова, получая кредит, не собирались его возвращать. Банкир попросил правоохранителей проверить на предмет финансовых махинаций компанию «Е4», подконтрольную Михаилу Абызову, скорее всего с подачи другого совладельца банка — Виктора Вексельберга.

Дело в том, что в суде Британских Виргинских островов Абызов уже второй год судится с Вексельбергом, пытаясь получить с бывшего партнера 451 млн долларов за 40%-ю долю в «КЭС-холдинге», рассказывает Forbes. История судебного спора уходит в 2006 год, когда Абызов покинул должность управляющего директора РАО ЕЭС и стал инвестором компании Вексельберга «КЭС-холдинг», управляющей инвестициями в энергетические активы в России и на Украине. Однако акционерная доля Абызова в холдинге так и не была оформлена, а в начале 2012 года он ушел на госслужбу и передал эти активы в доверительное управление.

Бизнес на доверии

Тем временем, он является одним из самых богатых членов кабинета министров России, обойдя даже первого вице-премьера Игоря Шувалова. До ухода в правительство, Абызов был председателем совета директоров компании «Е4», но при переходе на госслужбу, также как и Шувалов, передал все свои активы в доверительное управление. Но значит ли это, что он больше не управляет своим бизнесом, как того требует закон о госслужбе?

— Дело в том, что доверительное управление активами бывает двух видов, — говорит управляющий активами инвесткомпании Chebotarev Lab Юрий Чеботарев. — Первый — когда владелец денег полностью доверяет свои активы в управление инвесткомпании, и эта компания управляет его капиталами по своему усмотрению, беря с него процент от прибыли. И второй — когда владелец денег де-юре, находит управляющую компанию, передает ей свои деньги, но де-факто продолжает ими распоряжаться. Тут надо внимательно читать договор доверительного управления, которое он подписывает с управляющей компанией. Как правило, второй вариант используют госчиновники, чтобы обойти закон, запрещающий им заниматься бизнесом. Какая форма договора у Абызова? Трудно сказать.

Чем же, все-таки, за годы своей работы отличилось Открытое правительство? Успехи его весьма сомнительны. Так, в 2012 году премьер Медведев попросил Абызова помочь ему в войне с коррупцией, и поручил обсудить с гражданами вопрос: надо ли приватизировать ту или иную госсобственность. Но Открытое правительство провалило общественные слушания: в результате обсуждений на двух сайтах и переписки с экспертами чиновники получили всего 301 отзыв (!) со всей страны. А сайт Открытого правительства, главная задача которого как раз и заключается в организации таких обсуждений, сумел привлечь всего лишь одного пользователя!

После чего Абызов попросил у премьера 1 млрд рублей, дескать, чтобы наладить работу с гражданами страны. Деньги были выделены, но с тех пор, ни о каких результатах не сообщалось. Между тем, как писал «Интерфакс», содержание правительства обходится бюджету в 3,9 млрд рублей в год — далеко не мелочь, по нынешним кризисным времена!

В начале нынешнего года был и еще один скандал: Абызова заподозрили в том, что он, желая спасти свою компанию «Е4», способствовал девальвации рубля. Такое предположение высказал в «Независимой газете» главный научный сотрудник Института экономики РАН, профессор Никита Кричевский. Он предположил, что на полученные кредиты «Е4» закупила валюту, чтобы сыграть на колебаниях курса, а потом вывела деньги за рубеж.

«Мозговой штаб» правительства Дмитрия Медведева, возглавляемый Абызовым, насчитывает 366 экспертов, среди которых академики, ректоры, предприниматели, общественники, журналисты и даже пианист с дирижером, — пишет Кричевский. — И осенью прошлого года, в период обвального падения рубля, ускорения оттока капитала, потребительской паники и инфляционной гонки, именно он должен был денно и нощно вырабатывать для правительства экстренные стратегические решения, направленные на стабилизацию ситуации в стране.

Должен, но не делал. Возможно, потому, что некоторые его руководители, включая министра Абызова, не знали, что предпринять, а может, и сами были заинтересованы в усугублении макроэкономической депрессии. Если верно любое из предположений, то мы имеем дело с той самой «неорганизованностью и безответственностью», которая в нынешних условиях, по мнению президента Владимира Путина «прямая угроза безопасности России»…

Сейчас правительство занято поисками направлений сокращений бюджетных расходов — кризис диктует необходимость экономии. Так ли нужна нашему кабинету министров бесполезная, как оказывается, функциональная единица — затратное Открытое правительство, с компрометирующим власть в глазах общественности федеральным министром во главе?".

Последние новости
Цитаты
Михаил Федотов

Советник президента РФ по правам человека

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня