Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика
20 июля 2015 12:31

С кем разговаривать?

Профессор Кричевский о плане либеральных реформ, подготовленном «правительством Кудрина»

14451

Конечно, это просто совпадение, но на следующий день после выхода изрядно нашумевшей статьи «Бесполезно разговаривать», где на нескольких примерах показывалась пропасть между аутичной и прикладной экономикой в исполнении статусных российских псевдоэкономистов, на популярном новостном ресурсе был опубликован материал «Либеральные реформы: вам это не понравится», в котором обозначались направления либеральных реформ, предлагаемых все теми же провластными отрешенцами.

В том материале не хватало разве что констатации авторитарного характера существующего политического режима, а так, как говорится — полный джентльменский набор. Но и без того главные герои второй публикации или, как они названы в тексте — «правительство Кудрина» (кроме Алексея Кудрина это, по алфавиту, Сергей Алексашенко, Евгений Гонтмахер, Евсей Гурвич, Сергей Гуриев, Евгений Ясин) предстают знатоками марксистско-ленинской теории, словно, вызубрившими ленинское: «Все народное хозяйство, организованное как почта… — вот наша ближайшая цель».

«Классический экономист», — когда-то издевательски написал Дэвид Ландес, — считает, что «рост является естественным явлением и происходит везде, где существуют возможности и безопасность. Удалите все препятствия, и рост сам о себе позаботится». Возможно, в современной западной экономической традиции так оно и есть. По крайней мере, очевидные проблемы социалистического хозяйственного механизма и последующее крушение всей системы многих в этом убедили.

И вот в конце 1980-х наиболее ретивые головы приступили к формированию и насаждению универсальной модели нарисованного государства с рыночной экономикой. От «единственно верного» неолиберального монетаризма (борьбы с инфляцией посредством сжатия денежной массы) и рекомендаций Вашингтонского консенсуса (приватизации и открытия внутренних рынков) до дерегулирования финансовой сферы (по сути, непротивления финансовым спекуляциям), по недоразумению для неолибералов закончившегося Великой рецессией 2008-го года.

Теоретическое подкрепление не отставало. Вот что, к примеру, по поводу политических институтов писал Мансур Олсон в книге «Власть и процветание», вышедшей в 2000 г.: «Переход к демократическому правлению может стать результатом внешнего влияния и даже может быть навязан извне. Демократия насаждалась силой, например, когда в ходе войны демократические государства одерживали победу над диктатурами».

Задорная цитатка, не правда ли? В данном случае Олсон одновременно и отражал, и цементировал господствовавшие на тот момент западные представления о путях «реформирования» третьих государств.

Столкновение России с капитализмом, когда в 1990-е, в-точь по Ландесу, были ликвидированы все препятствия для реализации индивидуальных предпринимательских возможностей, а власть, как могла, обеспечивала по крайней мере внешнюю безопасность, привело не к экономическому взлету а к глубочайшей депрессии (достичь показателя ВВП 1990 г. российская экономика смогла лишь в 2007-м), хищническому разграблению ставших бесхозными госактивов и беспрецедентной в истории мирного времени (без пандемий или природных катастроф) депопуляции.

Что-то пошло не так. Впрочем, что тогда, что сейчас о несовпадении навязываемых извне формальных правил и конвенциональных российских культурно-исторических и ментальных норм, с одной стороны, с недозрелыми правовыми рамками сопровождения рыночных отношений, с другой, никто не задумывался и не задумывается. Да и к чему забивать себе голову, если боготворимый либералами Запад до сих пор не определился с решением: как писали в 2001 г. Виктор Ни и Пол Ингрэм, «без теории происхождения норм и знания механизмов, при помощи которых институты формируют поведение индивидов, новые институционалисты не могут удовлетворительно объяснить разную экономическую эффективность разных стран». Иными словами, почему одни страны богатеют, а другие — как прежде остаются бедными.

Вернемся к «Либеральным реформам». Под реформами «кудринцы» подразумевают, прежде всего, заученные выхолощенные изменения в институтах (правилах). О реальной экономике — ни слова:

  • приватизация (подробный разговор ниже);
  • защита прав частной собственности (в российских исторических условиях крайне сложная задача, трудностей добавляет отсутствие интереса со стороны крупного бизнеса и бюрократии);
  • подавление коррупции (помнится, уже была в гоголевской России одна «вдовушка»);
  • политическая конкуренция (отсутствие взаимосвязи между качеством политических институтов и экономическим ростом доказано и теоретически, и эмпирически);
  • дерегулирование процессов, связанных с ведением бизнеса (уж не намек ли это на легитимацию финансовых спекуляций?);
  • сокращение военных и социальных расходов (Нобелевский лауреат Дуглас Норт писал: «Образовательная система общества просто необъяснима с точки зрения узких неоклассических понятий, поскольку значительная ее часть очевидно нацелена на внедрение ценностей, а не на инвестирование в человеческий капитал»);
  • повышение пенсионного возраста (во-первых, количество экономически активного населения в России не снижается, а… растет, во-вторых, это не что иное, как завуалированная попытка Кудрина загладить собственный провал десятилетней давности со снижением ЕСН, в результате которого наиболее сильно финансово пострадал именно бюджет ПФР).

Каждое направление достойно отдельного разбора, а потому остановимся лишь на первом пункте — на новой приватизации. Теме, в которой все недостатки псевдолиберального экономического подхода по-российски проявились во всей красе.

Приватизация

В «Либеральных реформах» отмечается, что «единое консолидированное мнение „правого фланга“ состоит и в том, что стране нужна масштабная приватизация, чтобы снизить долю государства в экономике». Пресловутый «правый фланг», очевидно, не знает (или не хочет знать), что в последние годы число организаций государственной и муниципальной форм собственности составляло порядка 7% от общего количества. Возьмем, скажем, 2012 г.: это 344 тыс. государственных (муниципальных) предприятий и 4195 тыс. частных компаний (остальные — общественные и религиозные организации, предприятия смешанных форм собственности, совместные предприятия).

Следующее соображение. В Китае (вторая экономика мира по итогам 2013 г. после США) на компании с госучастием приходилось 60% фондовой капитализации, а в России и Бразилии (соответственно, седьмая и восьмая экономики мира) доля таких компаний составляла 30−40%. Насколько успешны госкомпании? Шведский специалист Даг Деттер утверждал, что в развитой Швеции, где по его расчетам доля государственных предприятий в ВВП страны в середине нулевых достигала 25%, прирост стоимости таких компаний в 1998—2001 гг. в два раза опережал прирост индекса Стокгольмской биржи. А исследование инвестиционного банка Morgan Stanley, проведенное в 2012 г., показало, что компании с госучастием, функционирующие на формирующихся рынках, по объему капитализации демонстрируют устойчиво более высокие результаты, чем частные корпорации, более того, по отношению капитализации к прибыли госкомпании недооценены рынком.

По всей вероятности, «либералы» говорят не о нескольких тысячах «неинтересных» ГУП и АО с госучастием, который год числящихся плане приватизации Росимущества, а о «сливках», таких как «Роснефть», «Аэрофлот», ВТБ, Сбербанк или РЖД. О естественных монополиях «новые приватизаторы», уверен, даже не задумывались. Что касается первых трех, замечу, успешных компаний, то ни автору, ни обществу непонятно, с какой целью продавать успешные госструктуры, из года в год приносящие прибыль основному акционеру (государству или Центробанку) и выполняющие значительные социальные функции.

К тому же успешный опыт реформирования государственным менеджментом «Аэрофлота» или Сбербанка в очередной раз доказывает верность вывода, сделанного в 1932 г. Адольфом Берли и Гардинером Минзом в фундаментальном труде «Современная корпорация и частная собственность» о переходе корпоративного управления от акционеров к менеджменту (в 1967 г. в «Новом индустриальном обществе» Джон Кеннет Гелбрейт обосновал следующий эволюционный управленческий переход от менеджмента к носителям компетенций или техноструктуре).

Еще один «скользкий» момент — Сбербанк возглавляет завзятый либерал и, возможно, один из спонсоров либерального проекта Герман Греф. Впрочем, «новые приватизаторы» могут возразить, что формально Сбербанк принадлежит Центробанку, а потому под предлагаемую приватизацию не подпадает. В таком случае под «приватизационным ударом» оказываются госкомпании, в основном, возглавляемые ставленниками «авторитарного» режима, а это уже плоскость не экономической целесообразности, а борьбы за власть (замене авторитарной модели либеральной со всеми вытекающими капитуляциями и уступками).

Следующий и, по всей вероятности, крайне сложный для «правого фланга» вопрос: что означает «доля государства в экономике» — объем или силу? С объемом присутствия государства вроде бы разобрались. Что касается силового гнета, то приватизацией он не исправляется. Здесь впору говорить о бюрократической реформе, причем, не только и не столько антикоррупционной кампании, сколько о сломе многовекового служивого менталитета, когда со времен российского средневековья управление государевыми землями или исполнение иных государственных функций отдавались на кормление, а принадлежность к государевой службе (во времена СССР — к партийной работе) считалась своего рода гарантией неприкосновенности имущественных интересов и открывала доступ к дополнительным преференциям и привилегиям.

Наконец, «на закуску»: что делать с многомиллионным темным народом, находящимся, по мнению либералов, под «вуалью неведения» (the veil of ignorance) из теории Джона Роулза и не имеющим возможности по достоинству оценить все те преимущества, что несет в себе новая приватизация? Говоря по-другому, что делать с упоминавшимися выше культурно-историческими особенностями и менталитетом россиян?

Стойкое неприятие населением любого разгосударствления началось не в 1990-х, а с Манифестом Петра III от 1762 г. «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», когда дворяне в отличие от прочих сословий получили свободу; продолжилось с Манифестом Александра II от 1861 г. «Об отмене крепостного права», после которого российское крестьянство еще почти полвека не могло расплатиться с государством за «дарованную», но окруженную многочисленными сервитутами землю; и перетекло (здесь за неимением места перескочим) в категорическое неприятие ваучерной и залоговой приватизации тех самых 1990-х. В том числе, лелеемым либералами неидентифицируемым средним классом. Кстати, укорененность в массовом сознании безальтернативности авторитарного (самодержавного) правления со всеми его ресурсными мобилизациями, автаркиями и ксенофобией также берет свое начало не вчера, а в XV-XVI вв. во времена в целом одобренного обществом уничтожения Новгородской республики.

Что с этим «немытым» народом делать? Проигнорировать в полном соответствии с нарисованными мелом на доске фальшивыми либеральными канонами?

Мотивация

После прочтения тезиса, «Кудрин, а также ряд других либеральных экономистов и политиков… уверены, что России нужны срочные реформы, чтобы не погрузиться в стагнацию», вспомнилась «лохматая» публикация от 2004 г. о правительственном обсуждении бюджета-2005.

Тогда Кудрин, даже будучи федеральным министром, частенько выступал паникером: «Глава Минфина зачем-то вспомнил, как в 1985 году снижение цен на нефть совпало с перестройкой, а в 1991 году привело к „драматическим событиям“ и рыночным реформам. Из реминисценций министра получилось, что снижение нефтяных цен грозит России как минимум пересмотром экономического курса и как максимум сломом политического строя». И вот опять: «Новые санкции и очередной виток падения цен на нефть могут загнать российскую экономику в еще большую яму». Здесь можно ставить точку, мол, паникер, что с него взять, однако вопрос о мотивах Кудрина и К, останется без ответа.

Не секрет, что названные в этом материале персонажи входят в кудринский Комитет гражданских инициатив, участвуют в его работе лично (дистанционно) и свято верят, что очень скоро Владимир Путин подпишет Указ о назначении Кудрина премьером.

Скорее всего, в этом уверен и сам Кудрин, отсюда его долгосрочный алармизм — более десяти лет президент никак не отважится на «единственно верный» шаг, что, якобы, спасет Россию. При этом уменьшение ЕСН и возникший сразу после этого дефицит бюджета ПФР (дефицит, по словам Кудрина, сказанным им в 2004-м, должен был исчезнуть в 2012-м), антигосударственное размещение Стабфонда за границей в ущерб собственной экономике (а теперь еще и под угрозой замораживания) или запредельная централизация бюджетно-налоговой сферы считаются забытыми. Чистый лист.

Прочими фигурантами списка движут кем-то снова тщеславие, другими — алчность, третьими — ностальгия, есть и плохо скрываемая мизантропия. Одного лишь нет — радения о благе Отечества.

Но, может, так и надо? С быдлом-то? А?


Автор — доктор экономических наук, профессор

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня