Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

К Сингапуру подобралась вторая волна кризиса

Останется ли мегаполис, победивший коррупцию и транспортные пробки, «азиатским тигром»?

3190

Готов ли Сингапур к встряске нового времени? И чему мы учимся у него теперь, когда качество управления коммуникациями становится в силу «второго кризиса» более значимым для мегаполисов?

Шторм на азиатских рынках и общее замедление, кажется, мало затронули Сингапур. Его порт по итогам января-августа 2015 года увеличил грузооборот на 0,9% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Объем грузооборота достиг 390,34 млн тонн. Однако это совсем небольшой прогресс. Тем более что контейнерный оборот порта падает: сокращение за указанный период на 5,6%. А это указывает на ослабление потребительского спроса со стороны населения региона, что постепенно уменьшит заказы в формате «бизнес для бизнеса». Все это тревожные сигналы, учитывая, что Сингапур — один из четырех крупнейших портов планеты.

Ослабление международной торговли — это самая большая неприятность для Сингапура под влиянием второй волны кризиса. И что тогда удержит капиталы в этом центре? Будет ли достаточно того, что в этом городе-государстве побеждена массовая коррупция? Этим он более всего знаменит; но далеко не только этим был обусловлен успех.

Как Сингапур будет приспосабливаться к условиям второй волны — вопрос открытый. Однако базовых преимуществ он не лишится. Возникли они в основном вовсе не благодаря Ли Куан Ю, который только сумел использовать их в новых условиях. Если Москва как транзитный центр сформировалась на пересечении сухопутных путей, то Сингапур — на пересечении путей водных. Уже в Средние века город играл заметную роль в региональной торговле, являясь крупным транзитным пунктом. Когда в начале XVI века в тех местах появились португальцы, они сразу оценили значение и возможности Сингапура, и захватили портовый город.

Читайте по теме

В XVII веке Сингапур сожгли голландцы, пробившиеся в регион, чтобы выбить португальцев. Следом явились англичане. Сингапур попал под их контроль в XIX веке, и наряду с Гонконгом стал играть заметную роль в экономическом развитии региона. Однако даже когда Сингапур обрел независимость, большинство его жителей были бедны. Рост уровня жизни произошел, когда к порту (имевшему огромное значение) и морскому транспорту, добавился порядок в транспортной инфраструктуре.

К концу кризисных для мировой экономики 1970-х годов, Сингапур имел такие же транспортные проблемы, что Москва сегодня. В город без устойчивых транспортных коммуникаций между районами трудно было привлечь капиталы. Выручало счастливое географическое положение. Капиталы шли, но ставили свои условия. Власти приняли их, и взялись наводить порядок с транспортом. Возникшая в итоге упорядоченность города, является его приобретенным преимуществом, которое продолжает работать и теперь.

Сингапурский опыт изучали в России со всех сторон. Особенно активно у нас анализировали опыт борьбы с коррупцией. Но транспортная политика в этом «везучем мегаполисе» исследована сравнительно слабо. Между тем, именно она ныне находит повторение в России. В столице идет транспортная реформа, во многом основанная на опыте Сингапура — туда даже ездили чиновники для изучения его модели. Департамент транспорта, как это сделано в городе-государстве, интегрирует частных перевозчиков в единую систему общественного транспорта (их долю сохранят на уровне 30%). В Сингапуре это позволило подчинить перевозчиков правилам и требованиям города, переведя конкуренцию в общее русло, когда правила одинаково действовали для всех.

В Сингапуре существует легкое и классическое метро. Но до того момента, пока автобусы не вырвались из плена пробок, было очень сложно назвать наземный транспорт работающим эффективно. Власти ввели платные парковки, а затем стали взимать плату за пользование дорогами. Всего этого оказалось мало для ослабления заторов на дорогах, и ныне в Сингапуре для пользования автомобилем нужна специальная лицензия. Она обходится в несколько десятков тысяч долларов, но есть вариант и для выходного дня. В Москве мы таких решений не видим, власти действуют осторожно, пытаясь достичь транспортного баланса.

В столице России вполне по-сингапурски делают ставку на современный общественный транспорт, причем автобусы и микроавтобусы определены как слабое звено. Кстати, маршрутки сами способствовали пробкам, поскольку стаями поджидали пассажиров в пиковые часы, мешая движению. Но хуже всего было с авариями. К ним приводило частое превышение скорости и запрещенные правилами маневры, а также остановки по требованию — неожиданно для водителей вокруг. Все это уходит. Остановок становится больше. Маршрутки меняют на микроавтобусы, которые будут двигаться по расписанию. А повсеместное соблюдение расписания было одним из важнейших решений в сингапурской борьбе за оздоровление местного транспорта.

Электронные билеты с возможностью выбора наиболее удобной модели частых поездок, это также новшество для Москвы, которое можно было почерпнуть в Сингапуре. Там оно проходило апробацию одновременно с атакой на пробки, показав, что общественный транспорт это не только удобно и надежно, но и экономно. Как и в Сингапуре, в российской столице электронные билеты должны действовать у всех перевозчиков (муниципальных и частных), а пассажир не видит между ними разницы. Этот эффект достигается благодаря единым, ныне повышенным, стандартам комфорта и безопасности. А соблюдение расписания демонстрирует наличие порядка, который и в Сингапуре наступил далеко не сразу.

Городской транспорт Сингапура славится своими высокими стандартами, это касается даже автобусов. В Москве на них уже переориентировались: закупаются низкопольные машины, оснащенные кондиционерами, информационными табло и видеокамерами. Поднят экологический стандарт для двигателей до «Евро-4» и «Евро-5». Все это Сингапур уже проходил, но в отличие от своего континентального побратима у него не было и нет неразрывно соединенных с ним территорий. Сингапур обслуживал другие страны, и в этом его базовая слабость.

В сентябре на фондовой площадке Сингапура отмечалась позитивная динамика. Но отток капитала в «дружественные США» не прекратился, а даже активизировался. Сингапурский доллар также немного (рекорд за пять лет) упал к американскому собрату. Это, несомненно, является тревожным знаком. И хотя Сингапур всегда был промежуточным пунктом для капиталов, сейчас механизм заработал в обратную сторону. Отсюда ранее деньги двигались в Азию, сюда приходили, но нынешний уход средств в США может означать низкую оценку корпорациями перспектив окружающих «чудо-город» рынков. С того времени как экономика КНР начала вызывать опасения, более серьезно стали рассматриваться проблемы Индонезии, Малайзии и иных государств АТР.

Читайте по теме

Однако Сингапур подготовлен к тому, чтобы пережить вторую волну кризиса. Он никуда не исчезнет с торговых и финансовых путей, его система транспортной организации (удобная для банков и промышленных инвесторов) также останется в прежнем виде. Проблема совсем в ином. Страны, с которыми соединен Сингапур как центр, не являются его частью, а вернее, он не является частью их. И если там начнут учиться у Сингапура, а также проводить политику развития местного потребления, постараются не выпускать капиталы и улучшат инфраструктуру по его образцу, то смогут обойтись без Сингапура в его нынешнем виде.

Сингапур формально хорошо подготовлен к новому экономическому подъему. Он имеет отличную среду для ведения бизнеса (особенно транспортную), и никуда не делся с линий сообщений. Вопрос лишь в том, когда начнется этот подъем, и каким он будет. В неолиберальную глобализацию 1982−2008 годов город вписался отлично. Однако неясно, как встроится в новую структуру подъема, и какой она будет.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня