Долгожданное вступление в силу Соглашения об ассоциации с ЕС вместо того, чтобы оживить экономику Украины, приведет к ее окончательной деиндустриализации и деградации. Такое мнение высказал 14 января на пресс-конференции в Киеве научный сотрудник Института мировой экономики НАН Украины Всеволод Степанюк. По словам Степанюка, в договоре не предусмотрено ничего, кроме развития сырьевых и «грязных» отраслей экономики страны.
Помимо падения ВВП и уровня жизни, такая ситуация ведет к катастрофическому снижению валютных поступлений в бюджет «незалежной», а значит, и к невозможности расплатиться с долгами, которые накапливаются, как снежный ком.
Выступая на пресс-конференции 14 января, президент Украины Петр Порошенко заявил, что его страна согласна вести переговоры о возвращении России трех миллиардов долларов, срок выплаты которых истек в конце прошлого года, но Москва, якобы, затягивает вопрос по политическим мотивам. Дело, скорее всего, будет рассматриваться в международном суде. В то же время, российский «Сбербанк» оказался более сговорчивым и пошел на реструктуризацию украинских долгов. 13 января Минфин Украины сообщил, что договорился со «Сбербанком» о принципах реструктуризации кредитов предприятий «Укравтодор» и КБ «Южное». Общая задолженность в размере 636 миллионов долларов гарантирована государством.
Проблема для Киева в том, что помимо российских, у него достаточно других долгов. Если быть точнее, задолженность по российским обязательствам составляет лишь около 10% от их общей суммы. Всего же внешний государственный и гарантированный государством долг Украины на 30 сентября 2015 года составлял 46,5 млрд. долл. (из них более 35 млрд. — госдолг, а 11 — гарантированный государством). В 2016 году, по оценкам правительства, эти цифры существенно вырастут. Общий объем госдолга составит около 62 млрд. долл. или 66,4% от ВВП, а если учесть еще и гарантированные государством 18,6 млрд., то получится 86% от ВВП.
«Учитывая структуру государственных заимствований в 2015 году и прогнозных заимствований в 2016 году, на конец 2016 года доля внутреннего долга будет составлять около 35,5% от объема государственного долга, а доля внешнего долга — около 64,5%», — говорится в пояснительной записке к бюджету.
В 2016 году выплатить Украине придется более 10 миллиардов долларов. С учетом нынешних реалий в стране, сумма весьма серьезная. Например, все золотовалютные резервы «незалежной» — чуть больше 13 миллиардов. На обслуживание госдолга, то есть выплату процентов, из госбюджета будет выделено еще около 4 млрд. долл. Нельзя забывать и о таком понятии, как валовый внешний долг страны, который включает в себя и государственный (правительства и Нацбанка), и негосударственный (банков, национальных и акционерных компаний) внешний долг. Он, по состоянию на 18 декабря 2015 года, составлял 127,97 млрд. долларов.
Министр финансов так называемого оппозиционного кабмина Виктор Скаршевский на пресс-конференции отметил, что правительство обманывает граждан, когда заявляет, что достигнутая ранее реструктуризация с международными кредиторами облегчит долговое бремя. «Если в этом году на выплату процентов по внешнему долгу из государственного бюджета расходовалось 92 млрд. гривен (3,83 млрд. долларов), то в проекте на следующий год — 100 млрд. гривен (4,16 млрд. долларов). Причем эти деньги заберут у образования, у медицины, потому что именно на эти статьи расходов уменьшаются выделяемые суммы», — заявил он. По словам Скаршевского, у Украины остался только один кредитор — МВФ. Но ведь и с остальными придется расплачиваться. К примеру, Евросоюзу Украина должна 2,5 млрд. долл., Международному банку реконструкции и развития — 5,2 млрд. долл. и так далее.
Если учесть, что в 2015 году, по предварительным оценкам Минэкономразвития, падение ВВП Украины составило 10,3%, а в 2016 оно может упасть на 3%(в позитивном сценарии вырасти на 2,9%), не понятно, из каких средств Киев планирует погашать задолженности.
— Денег у Украины нет, — говорит украинский политолог и экономист Адександр Дудчак. — Золотовалютные резервы в размере 13 миллиардов долларов, о которых много говорят, на самом деле состоят из неликвидных ценных бумаг. Часть этих сбережений в валюте, очень небольшая часть — в золоте. Но полностью с их помощью вернуть долги нельзя. Тем более что Украина уже начала процесс невозврата. Не были возвращены три миллиарда долга России, а также почти миллиардный долг госкомпаний. Теоретически их можно было вернуть, но для этого пришлось бы идти на нарушение правил МВФ. В этом случае Киев остался бы без каких-либо средств для импорта, поэтому на это не пошли.
На что рассчитывают украинские власти, если честно, не понятно. Источник получения валюты — это, в первую очередь, экспорт, а не кредиты, которые никто постоянно выдавать не будет (и которые нужно отдавать). Ситуация с экспортом и так была непростой. Страна сама отрезала себя от российского рынка, товарооборот с Россией упал на 60%. А вступление в силу соглашения о свободном рынке с Европой окончательно добьет украинских производителей.
Если в прошлом году у нас каждый третий доллар приходил в страну благодаря сельхозпроизводителям, то сейчас по аграрному сектору наносится сокрушительный удар. По требованиям того же МВФ, отменяются более-менее льготные условия налогообложения для сельхозпроизводителей, будет введен НДС, который трудно возвращать. Это вызовет появление очередных коррупционных схем, без которых на Украине ничего не обходится. Цены на рынке заметно вырастут. Кроме того, Россия ввела ответные меры на украинские санкции, и та часть продукции, которая еще шла на этот рынок, останется невостребованной.
Ситуация тяжелая. Реальных источников поступления валюты для выплат по долгам не наблюдается. Нет никаких структурных изменений, Украине не удалось выйти на новые рынки. Напротив, мы добиваем то, что еще как-то держалось на плаву. 2016 год станет годом неприятных новостей для Украины.
«СП»: — А МВФ продолжит кредитовать Украину в таких условиях?
— Во-первых, с помощью кредитов МВФ нельзя расплачиваться по другим кредитам, можно погашать только задолженность перед самим фондом. Но это порочная практика. У нас фактически не осталось других кредиторов, кроме МВФ. Фонд стал монополистом, который подобрал все удила, надетые на Украину, и стал основным управляющим ее экономики.
Во-вторых, то, что готов выделять МВФ — это не те объемы, которые позволят Украине сохранять былой уровень жизни, не говоря уже о росте. Это существование в лучшем случае в реанимации, когда экономика будет ни живой, ни мертвой.
«СП»: — Насколько критичны показатели по долговым обязательствам Украины?
— Если смотреть чисто на цифры, все не так критично. К тому же, как ни парадоксально, чем более развита страна, тем зачастую выше у нее госдолг. У тех же США госдолг превышает сто процентов. А вот у некоторых развивающихся стран золотовалютные резервы позволяли полностью покрывать долги. Например, так было у Ливии до свержения режима Каддафи. Если бы до войны Ливия вдруг решила покрыть весь внешний долг, она могла бы это сделать, и после этого на каждого ливийца оставалось бы по 12 тысяч долларов из золотовалютных резервов. А вот если бы то же самое сделал Люксембург, то каждому жителю страны еще пришлось бы работать 50 лет для выплаты долга. Поэтому сегодня такие независимые страны, как Сирия, Ливия, Иран загоняют в экономический или военный тупик.
Возвращаясь к Украине, главное — не соотношение долга к ВВП, а то, есть ли у государства продукция, востребованная на внешнем рынке, и может ли экономика обеспечивать сама себя, не завися от импортной продукции. На Украине такого не было даже до 2013 года. Если бы исчез импорт, полки в стране опустели бы в два раза. Страны, в которых нормально функционирует экономика, могут позволить себе большие долги. Их капитал размещен в зарубежных странах, из которых они выкачивают прибыль и, в то же время, обеспечивают мир высококачественными товарами. Украина, понятное дело, на это рассчитывать не может.
«СП»: — Почему после того, как Украина не выплатила долг России, страна не объявила дефолт?
— Сам по себе отказ от выплаты долга является дефолтом. Сейчас начнутся судебные процессы, которые могут затянуться надолго. Но дело в том, что Украина уже некоторое время жила в ситуации дефолта, поэтому эффект сейчас не слишком заметен. А он состоит в том, что никто не инвестирует в страну. Никто не готов давать Украине кредиты. Есть определенные программы помощи, но они не способны реанимировать экономику.
В новом бюджете урезаны даже номинальные величины по расходам на медицину и образование. Это ситуация, которая была бы при официальном дефолте. Единственная статья, по которой выросли расходы — это оборона. Кроме того, на Украину идут только те инвесторы, которые скупают ставки госсобственности. Под вывеской приватизации началась распродажа станы, точно такая же, которая была бы при объявлении дефолта. Когда она будет закончена, можно будет поставить точку.
Экономист, преподаватель РАНХиГС при президенте РФ Владислав Гинько видит только один выход из ситуации для Украины.
— Нет иной альтернативы спасения экономики Украины, чем возобновление в полном масштабе экономических связей с Россией. Это отвечает интересам украинского общества, бизнеса, экономики в целом. Нужно признать, что так называемый европейский вектор может заключаться в оформлении безвизового режима, заключении каких-то договоренностей, но в реальности не способен решить проблемы экономики Украины.
Конечно, возникает вопрос, как украинские власти смогут вернуться к взаимодействию с Россией с учетом того, что они декларировали последние два года. Но исторический опыт показывает, что если говорить с точки зрения прагматизма и начать работу в этом направлении, а не жить старыми лозунгами, это возможно. Наступил новый 2016 год, у Украины огромные долги, вернуть которые нет никакой перспективы. Можно, конечно, взять новые кредиты, но это путь в никуда. Киеву приходится брать кредиты в валюте, и в ней же их отдавать. С учетом четырехкратного падения гривны это очень проблематично. Кроме того, страна очень сильно зависит от импорта и импортных технологий. На это также требуется валюта, взять которую негде.
«СП»: — Но ведь украинские власти говорят о том, что европейский рынок заменит российский?
— Можно привести простой пример. Размер европейской квоты на импорт украинской молочной продукции в 75 раз меньше, чем объем аналогичных продуктов, который Украина до известных событий поставляла в Россию в нормальном штатом режиме. Не менее тесная взаимосвязь была в промышленности, в оборонно-промышленном комплексе и так далее. В этих областях для Украины вообще нет никаких альтернатив, кроме восстановления связей с Россией.
Ситуация очень простая. Чем дольше в Киеве не смогут понять, что нужно принять волевое решение и сменить политическую парадигму и заняться нормальной работой по спасению экономики, тем хуже будет ситуация в стране. Кроме того, в Киеве забывают, что Россия — тоже часть Европы и, несмотря на все противоречия, взаимодействует и торгует с Евросоюзом. Украина, конечно, может строить отношения исключительно с Европой, но даже если процесс будет успешен, он совершенно несоизмерим с отношениями с нашей страной.
Мы готовы в любой момент пойти на восстановление отношений. Но первый шаг должен сделать Киев, мы не можем сделать этого за них. Уверен, что Россия готова протянуть руку помощи и оказать поддержку. Речь может идти о многомиллиардных инвестициях как частного бизнеса, так и государства. Но для этого в Киеве должны принципиально поменять политику.
«СП»: — Думаете, это возможно?
— Определенный шанс есть. Политические круги должны ориентироваться на запросы общества. Если такой запрос возникнет и будет значимым, то тот же Петр Порошеко будет вынужден изменить свою политику и сесть за стол переговоров. Пока что никаких альтернатив нет, и их сложно представить, учитывая, что по всем показателям экономики происходит ухудшение.
Можно надеяться, что политические декларации будут уходить с теми политиками, которые их выдвигали. Происходит ротация руководства Евросоюза, уходят президент США Барак Обама и вице-президент Джо Байден. Это повод для Киева пересмотреть свою политику. Иного выхода нет. Вместо того, чтобы брать новые кредиты для погашение старых, необходима обстоятельная программа, которая поможет вывести экономику из затяжного кризиса. А без возобновления экономических связей с Россией это невозможно.