В Литве — фурор. Местные эксперты празднуют победу… над «Газпромом». Министр энергетики Рокас Масюлис утверждает, что на рынке появилась реальная конкуренция российскому газу: норвежский концерн Statoil, поставляющий голубое топливо на терминал сжиженного газа в Клайпеде.
Причина радости: сотрудничавшая только с «Газпромом» компания Lietuvosdujutiekimas подписала договор со Statoil, обязывающий до октября купить более половины необходимого ей годового объема — около 300 млн. кубометров газа.
Власти Литвы «нагнули» и гигантский концерн Achema, являвшийся в СССР крупнейшим производителем азотных удобрений. Ему нужны большие объемы голубого топлива, и он закупал его только у «Газпрома», так как газ Statoi значительно дороже, однако Сейм под давлением консерваторов — главных недругов России — принял невероятный для рыночных отношений закон: обязал ведущих импортеров голубого топлива покупать не менее 25% на терминале сжиженного газа, несмотря на его дороговизну. Achema пыталась отбиться от такой установки в суде, но закон есть закон. За его нарушение концерну присудили штраф в размере 50 млн. евро. В данной ситуации оказалось выгоднее купить обязательный объем у норвежцев. И вот себе в убыток производители азотных удобрений заказали около 500 млн. кубометров газа у Statoil.
Ну и фирма торговли газом Litgas купит на терминале 350 млн. кубометров. То есть Литва, которой в этом году нужно примерно 2 миллиарда кубометров, приобретет у норвежцев немногим больше половины. Это расценивается как победа над «Газпромом», который до появления в начале прошлого года терминала сжиженного газа в Клайпеде был единственным поставщиком голубого топлива в Литву.
Такое положение очень сильно раздражало местную элиту. С высоких трибун постоянно делались заявления о том, будто Россия руками «Газпрома» ведет с республикой энергетическую войну. Вильнюсу не нравились цены, которые были определены контрактами, подписанными обеими сторонами. Вопрос экономических взаимоотношений с российской компанией крайне политизировался. И таким образом подвели базу под строительство терминала сжиженного газа.
В Южной Корее по заказу Вильнюса построили огромное судно-хранилище Independence («Независимость») длиной около 300 метров. «В 25-й год государственной независимости Литва снова может гордиться своей решимостью, мужеством и политической волей. Литва первой из Балтийских стран построила терминал сжиженного природного газа. Это стратегический энергетический проект, который определит наше будущее. Одновременно это и достижение нашего государства», — сказала президент Даля Грибаускайте на торжественном открытии терминала. «Себе и всему миру мы еще раз доказали способность нашего народа защищать свою независимость, — заявила она. — Самое важное самоопределение Литвы отражено в названии прибывшего сегодня судна».
Однако почти годовой опыт его эксплуатации показал: пока терминал экономически невыгоден. Вылезли сразу несколько проблем. Оказалось, что из-за необходимости заплатить за аренду плавучего хранилища в течение 10 лет 521 миллион евро цена топлива резко возросла, что и возмущало концерн Achema. В результате вместе с арендой и технологическими манипуляциями со сжиженным газом стоимость тысячи кубометров норвежского газа составила до 440 долларов за тысячу кубометров, в то время как «Газпром» в течение прошлого года продавал Литве газ по 370−280 долларов за тысячу кубометров.
Кроме того, оказалось, что из-за кризиса Литве не нужны такие объемы норвежского газа, к тому же столь дорогого. На волне эйфории подписали с компанией Statoil договор о ежегодных поставках в Литву 0,54 млрд. кубометров природного газа. Дело дошло до того, что корабль-хранилище оказался перегружен, и норвежский танкер в ноябре прошлого года развернули прямо в порту Клайпеды. Однако платить даже за неиспользованное топливо по договору Литва все равно обязана. Республика сумела взять в прошлом году лишь около 400 миллионов кубометров норвежского газа.
Все это вынудило литовскую сторону начать переговоры с компанией Statoil об объемах и цене. Причем в совершенно спокойной форме в отличие от общения с «Газпромом», которое абсолютно запутано политическими инсинуациями. Высокие, как казалось Литве, цены на российский газ трактовались, как стремление Кремля надавить на республику. А низкие, как казалось в Вильнюсе, для Беларуси, интерпретировались, как стремление Кремля купить эту страну. То есть любой вариант кроме дорогого норвежского топлива был плох.
И вот после переговоров с норвежской стороной объявлено: они завершились успешно, и теперь Литва будет получать газ компании Statoil на выгодных условиях. «Газпром» потерял часть рынка республики. Правда, для российской компании он составляет примерно 1%. А главное: пока не известно, какова все-таки цена норвежского газа. Когда заработал терминал в Клайпеде, тоже говорили о выгоде отношений с норвежским поставщиком. Но к концу 2015-го дело дошло до того, что некоторые эксперты предлагали… заморозить объект. Их не успели объявить «агентами Кремля», как объявляли тех, кто сомневался в экономической целесообразности проекта терминала на стадии разработки, удивляясь, зачем везти газ танкерами, если он поступает из России по трубе. Сейчас правительство Литвы успело сообщить об успехе переговоров с норвежцами. Правда, некоторые эксперты сомневаются в том, что норвежский бизнес взял, да и отошел от рыночных правил себе в убыток. Предполагают, что Statoil мог снизить цену на голубое топливо в связи с мировыми тенденциями, а не из-за просьбы литовского правительства.
Косвенно это предположение подтвердил руководитель Lietuvos duju tiekimas Мантас Микалаюнас. «С ростом предложения сжиженного природного газа и падением цен на нефть, сжиженный газ в определенные периоды может успешно конкурировать с газом, поставляемым по газопроводу», — сказал он. Но не стал акцентировать внимание на стоимости аренды судна-хранилища. Микалаюнас уверяет журналистов, будто норвежский газ выбран потому, что российская компания не проявила гибкость и предложила невыгодную цену.
«Если подтвердится информация о том, что новые условия Statoil в плане цены лучше, чем у „Газпрома“, то это станет доброй вестью для потребителей газа в Литве, потому что это должно привести к снижению стоимости содержания терминала и вообще сбить цены на отопление и другие услуги, связанные с использованием природного газа. Должны утихнуть дискуссии об экономической целесообразности терминала СПГ и о том, насколько безопасность поставок сочетается с экономической выгодой. Новая ситуация, похоже, позволит согласовать две эти цели», — сказал агентству BNS директор Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Рамунас Вильпишаускас. А если не подтвердится? И как все-таки быть с платой за аренду?
Но все же что заставляет Литву даже на невыгодных условиях покупать газ «лишь бы не у «Газпрома», как было в минувшем году и, возможно, будет впредь? Еще в октябре ответ фактически дал Рокас Масюлис. После встречи с председателем Комитета по энергетике и природным ресурсам сената США Лизой Мурковски он завил о большом оптимизме, связанном с возможным участием Америки в обеспечении республики энергоресурсами. «Литве и Европе нужны надежные поставщики энергоресурсов, а приобретение США статуса экспортера нефти и газа изменит ситуацию в нашем регионе, в котором сегодня все еще доминирует Россия», — сказал министр. Министерство энергетики сообщило о стремлении Литвы стать первой страной в регионе, которая начнет экспортировать сжиженный природный газ из США.
Правда, более надежного поставщика, чем Газпром", трудно найти. Ни разу не было сбоев поставок в Литву по трубе. А в январе пыл министра энергетики охладил руководитель холдинга Lietuvos energija Далюс Мисюнас. Он заявил, что республика пока не станет покупать сжиженный газ в США, так как «этот газ не отвечает требованиям качества в Литве». «В будущем, если будет удовлетворять, мы это обсудим», — сказал Мисюнас.
Тем не менее, политическая цель поставлена, и судя по действиям правительства Литвы, к ней будут стремиться вопреки экономической логике.