Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

«Роскосмос» отправили на переэкзаменовку

Поможет ли отрасли кадровая чистка?

14054

История с переносом на сутки первого старта с космодрома Восточный получила неожиданное продолжение. Руководителям всех предприятий «Роскосмоса» велено готовиться к переаттестации. Об этом сообщает «Коммерсант».

В четверг, 5 мая, завершила работу комиссия по выяснению причин инцидента. Осмотрев привезенные с Восточного изделия, эксперты пришли к выводу: отмена пуска стала следствием несоответствия разъема одного из кабелей ракеты конструкторской документации.

По информации «Коммерсанта», речь идет о производственной ошибке, допущенной в екатеринбургском НПО автоматики. Объединение занимается разработкой систем управления не только для космических «Союзов», но и для целого ряда военных изделий: в частности, для морских стратегических ракет «Синева» и «Булава», а также для перспективной шахтной межконтинентальной ракеты «Сармат».

«После того как специалисты установили на „Союз-2.1а“ новую бортовую систему „Малахит-7“ вместо „Малахита-3“, была проведена доработка и перепайка всех кабелей, ведущих к ней. Но из-за ошибки один кабель старого образца остался», — пояснил изданию источник в экспертной комиссии.

Злополучный кабель не заметил никто: ни контролеры самого НПОА, ни работавшая там военная приемка (она якобы проверяла установку новых элементов изделий, а не доработанных), ни специалисты самарского ракетно-космического центра «Прогресс» (в него входит НПОА).

В тот же день, 5 мая, гендиректор НПОА Леонид Шалимов, получивший предупреждение о неполном служебном соответствии от президента РФ Владимира Путина, подал в отставку. Предприятие, заметим, он бессменно возглавлял с 1997 года.

Читайте также

Сотрудники НПОА в открытом письме пытались оправдать Шалимова тем, что «разработка новой системы управления, ее отработка и внедрение происходили в сжатые сроки». Но ни в правительстве, ни в «Роскосмосе» письмо во внимание не приняли.

И вот теперь всем руководителям других предприятий отрасли предстоит пройти переаттестацию, обеспечить формирование кадрового резерва, а также ввести на заводах и объединениях должности заместителей руководителей по качеству, которые будут нести персональную ответственность за готовность изделий.

Напомним: пуск «Союза» с тремя космическими аппаратами должен был состояться 27 апреля, но из-за возникшего сбоя старт был отменен за полторы минуты до назначенного времени и перенесен на день. Хотя спустя сутки ракета благополучно улетела, присутствовавший на космодроме Путин объявил выговор вице-премьеру Дмитрию Рогозину, и строгий выговор — гендиректору «Роскосмоса» Игорю Комарову.

Помогут ли дисциплинарные меры космической отрасли?

— На Восточном не было ни срыва запуска, ни неудачи, ни катастрофы — был рабочий момент, когда автоматика обнаружила проблему, и штатно ее отработала, — отмечает советник президента РКК «Энергия» им. С.П. Королева, академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Александр Железняков. — Автоматика отменила пуск, потому что неисправный кабель дал сигнал о неисправности топливного клапана, который на самом деле был в порядке. На следующий день ракета нормально взлетела в космос. И дисциплинарные меры были приняты не за один конкретный инцидент. Неслучайно «Известия» со ссылкой на источник в «Роскосмосе» сообщили, что Путин вынес выговоры не только за перенос запуска, но «в целом по совокупности событий на Восточном», в том числе за срыв графика строительства космодрома.

Да, после взысканий президента пошли разговоры, что якобы необходимо всем руководителям предприятий отрасли пройти переаттестацию, и что нужно ввести на заводах и объединениях должности заместителей руководителей по качеству. Но пока все это — только слухи.

Замечу, кстати, что должность заместителя директора по качеству на предприятиях космической отрасли существует с незапамятных времен. Достаточно взглянуть в штатное расписание любого завода или объединения, чтобы в этом убедиться. Теперь что, еще одного заместителя надо вводить?!

Повторюсь, ситуация с кабелем вполне штатная. Даже в советское время, при Сергее Павловиче Королеве случались огрехи сборки ракет, в том числе абсолютно маразматические. Бывало, рабочие и датчики «вверх ногами» ставили, и колодки паяли неправильно. Это человеческий фактор, от подобных ошибок застраховаться невозможно.

«СП»: — После запуска, по данным «Коммерсанта», присутствовавший на космодроме Владимир Путин устроил «настоящий разнос» Рогозину, Комарову, Шалимову и председателю госкомиссии Александру Иванову. После такой взбучки, не исключено, переаттестацию все же устроят, и еще одного замдиректора по качеству включат в штат. Это пойдет отрасли на пользу?

— Не думаю. Повышение качества — проблема системная. В отрасли, замечу, вопросы повышения качества обсуждают регулярно, в течение пяти последних лет — после каждой нашей космической неудачи. Началась эта работа в декабре 2010 года, когда мы потеряли сразу три навигационных спутника «Глонасс-М». Ракета «Протон-М», которая должна была вывести спутники на орбиту, взорвалась сразу после старта. Она стала раскачиваться примерно на десятой секунде полета, пока работали двигатели первой ступени, начала падать и взорвалась на территории космодрома Байконур.

Как потом выяснилось, ракета потерпела аварию из-за человеческой ошибки — заправщики перелили топливо. После этого случая на предприятиях «Роскосмоса», дополнительно к должностям замдиректоров по качеству, были созданы рабочие группы контроля за качеством на всех уровнях сборки.

«СП»: — Что от этого изменилось?

— Что-то изменилось, например, появились новые должности контролеров. Но аварии продолжали происходить. Это значит, что одним увеличением числа людей, отвечающих за качество, проблемы не решить. Нужно, действительно, что-то менять — и в отрасли, и на предприятиях. Но то, что сейчас предлагается — переаттестация, например, — наверняка выльется в кампанейщину.

«СП» — В СССР в ракетно-космической отрасли было меньше сбоев?

— Если сопоставить статистику происшествий в отрасли, сейчас их меньше, чем в советское время. Конечно, сегодня снизился уровень подготовки персонала — и это касается не только ракетно-космической отрасли. По сравнению с советским временем, ниже и уровень образования, и технической подготовки сотрудников.

Но, с другой стороны, и сама отрасль изменилась: сейчас очень много сборочных операций поручено автоматике. Именно это позволяет компенсировать недостаточный профессиональный уровень нынешних рабочих. Кроме того, сейчас самый незначительный сбой в процессе производства становится предметом разбирательства, что позволило свести к минимуму число мелких аварий.

Если сравнивать в цифрах, в 1970—1980-е годы, когда была наибольшая интенсивность пусков советских ракет, надежность пуска составляла примерно 95%. Сегодня этот показатель — 97%. Конечно, разница в 2% - не такая уж большая, но она есть. Поэтому нет оснований считать, что в российской ракетно-космической отрасли дела обстоят из рук вон плохо.

«СП»: — Наша нынешняя отрасль сильно уступает советской?

— По числу предприятий и персонала ракетно-космическая отрасль значительно сократилась. Но надо понимать: перед советской космонавтикой стояли другие — более масштабные — задачи. Плюс к тому, большую часть советской космонавтики занимал военный космос, а сейчас превалирует гражданская составляющая. В итоге, сегодня мы имеем ровно такую отрасль, как необходимо — ни больше, ни меньше.

Другое дело, что советская ракетно-космическая отрасль имела еще и очень жесткую систему управления. Сейчас отрасль объединяет предприятия различных форм собственности, разброд добавляют и постоянные реформы на верхних этажах управления.

Кроме того, значение имеют не только формы управления, но и личности. Тот же Сергей Королев был крупной личностью, он умел подчинить и своих сотрудников, и сотрудников других предприятий интересам общего дела. Сейчас такой личности в отрасли, к сожалению, нет…

— При Сергее Королеве была военная приемка, которая строго контролировала весь процесс изготовления и подготовки ракеты к старту, и отвечала за это головой, — напоминает президент Санкт-Петербургской федерации космонавтики Олег Мухин. — Да, на заре космонавтики было много неудач: и ракеты взрывались, и люди гибли. Но тогда это была совершенно новая техника, надежную работу которой никто не мог гарантировать. Можно сказать, аварии были неизбежностью.

Но сейчас речь идет о вполне отработанной технике, которая должна функционировать безотказно. Поэтому, я считаю, нынешние решения о переаттестации руководителей предприятий «Роскосмоса», и об усилении контроля в отрасли, — абсолютно верные.

Читайте также

К сожалению, чехарда, которая в России шла на протяжении последней четверти века, коснулась и сферы ракетостроения. И сейчас в ней нужно наводить порядок: искоренять халатность, активнее решать проблему импортозамещения. Причем, подход должен быть самым серьезным, а меры воздействия — жесткими. Нужно снова приучить людей к тому, что они несут персональную ответственность за сделанные ошибки.

На мой взгляд, даже хорошо, что произошел перенос старта на Восточном. Эта ситуация наглядно показала, как важен контроль при работе с ракетной техникой. Заметьте: через сутки ракета нормально взлетела. Это говорит о том, что неисправность была действительно пустяковой, и ее — это очевидно — можно было выявить и устранить загодя.

Повторюсь, халатности в ракетно-космической отрасли слишком много. Инженеры и служащие предприятий, видимо, привыкли, что ракеты летают много лет, и вроде бы летают нормально… Думаю, нынешняя волна дисциплинарных взысканий пойдет им на пользу.

Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня