Почему окружение Порошенко может поддержать заговор
Украинская комиссия, которая осуществляет государственное регулирование в энергетике и в сфере ЖКХ, объявила о повышении цены на электроэнергию. В постановлении № 721 сказано:
«В соответствии с Законом Украины «Об электроэнергетике», Указа Президента Украины от 10 сентября 2014 № 715 «Об утверждении Положения о Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг…
утвердить на II-IV кварталы 2016 прогнозируемую оптовую рыночную цену электроэнергии с разбивкой на кварталы:
II квартал (май и июнь) — 1 236,98 грн. за 1 МВт x ч (без НДС), (или 3250 рублей по текущему курсу);
III квартал — 1 280,28 грн. за 1 МВт x ч (без НДС) (3367 рублей);
IV квартал — 1 318,69 грн. за 1 МВт x ч (без НДС) (3466 рублей)".
Для сравнения, равновесные оптовые цены на электроэнергию в европейской части РФ и на Урале составляют 1 189,1 руб./МВт х ч, в Сибири — 940,4 руб./МВт х ч.
Между тем, в «незалежной» в сентябре, скорей всего, произойдет очередной пересмотр тарифов в сторону повышения. Такое предположение сделал украинский сайт «Энерго-бизнес». Напомним, что многоэтапный рост цен на электричество для населения начат 1 апреля 2015 года и когда он закончится, — одному Богу известно.
Дело в том, что ценообразование в украинской энергетике осуществляется на основании Меморандума МВФ от 2014 года и Договора энергетического сообщества между Киевом и Брюсселем. Условия этих и других международных правовых контрактов обязывают власти «незалежной» подчиняться европейским директивам, даже если страна не является членом ЕС. Любопытно, что имеющие соглашения, в принципе, не настаивают на столь радикальном пересмотре тарифов. Брюссель приказывал Киеву отказаться от перекрестного субсидирования только в 2017 году. По имеющимся договоренностям, это было необходимо для того, чтобы национальная металлургия и химпромышленность адаптировалась к новым условиям.
Чтобы понять, для чего нужна была такая спешка, обратимся к «европейскому» механизму образования тарифов для громадян. Договор энергетического сообщества и новые приказы из Берлина и Брюсселя устанавливают внутриукраинскую цену на газ в немецком хабе NCG (NetConnect Germany) плюс расходы на транспортировку к потребителю. Причем, котировки «голубого топлива» рассчитывает и публикует американское агентство Platts со штаб-квартирой в Лондоне.
Почему окружение Порошенко может поддержать заговор
Если при «принцессе» Тимошенко стоимость российского газа, к примеру, для Мариуполя была одной из самых низких в Европе, то теперь, если строго следовать формуле «NCG плюс доставка», она станет самой высокой. О такой марже Юлия Владимировна и мечтать не могла.
Отсутствие «экономической логики» прослеживается и с углем. Отныне тариф на тепло зависит не от поставщиков, скажем, луганского антрацита, а от индекса API 2*, с учетом доставки в Одессу из портов Амстердама, Роттердама и Антверпена. В цифрах это выглядит так: энергетический уголь в Роттердаме имеет котировку в перерасчете на деньги «незалежной» 1250 гривен за тонну. Фрахт и доставка добавят еще 350 грн. Итого 1600 грн. ($ 63,44), тогда как по формуле киевского регулятора энергии в 2015 году стоимость угля для тарифов ЖКХ учитывали из расчета 1050 грн. за тонну. И это, как заявляли независимые эксперты, с учетом маржи спекулянтов и откатов.
Естественно, что в этих условиях отопление и горячая вода подорожают. Министерство экономического развития и торговли Украины сообщило, что тарифы на эти услуги с 1 июля 2016 года возрастут на 60%, несмотря на то, что средней пенсии в «незалежной» уже сейчас не хватает на оплату коммунальных услуг.
Здесь важно привести информацию о драконовских мерах по взысканию долгов за ЖКХ на Украине. Суд рассматривает иски по упрощенной системе, и уже через три дня выносит решение. А с судебные приставы появляются на четвертый день. «Арестовать единственную недвижимость или землю у должника можно только в том случае, если долг превышает размер десяти минимальных заработных плат. С 1 мая минимальную зарплату повысили, следовательно, чтобы арестовать жилье, долг должен быть не менее 14 500 гривен (38 тысяч рублей или $ 574)», — поясняет юрист Александр Плохотник.
Украинские форумы полны отчаяния и злобы.
«Ну и что, что зарплаты не хватает, чтобы заплатить за коммуналку. Зато одной ногой уже в Европе. Це перемога»
«Доскакались! А не пора ли снова майдан делать, заключительную часть, стволов уже хватает, да и пуль в лоб каждому бандоолигарху хватит».
«Даже при Януковиче такого не было! Доинтегрировались в Европу».
Если бы правительство Гройсмана было бы независимым, то такого тарифного беспредела не наблюдалось бы. Но набравшая кредитов страна вынуждена играть по чужим правилам.
Как пишет Андрей Герус, исполнительный директор Concorde Capital, уголь с копанок «ДНР-ЛНР» завозят на склады «Центрэнерго» по 500−600 грн. за тонну, тогда как с предприятий Львовско-Волынского региона по 2000 грн. Разница объясняется экономической дискриминацией центральных властей по отношению к мятежным регионам, мол, «сепаратистам» и этого много. Понятно, что при таком раскладе Минские соглашения просто не выгодны команде Порошенко. Впрочем, формула «Роттердам плюс доставка» однозначно закроет западенские шахты, которые субсидируются правительством, убежден эксперт. И это произойдет уже в следующем году.
Порошенко хочет, чтобы украинцы забыли о трагедиях в Иловайске и Дебальцево
Так или иначе, но тарифные методики, навязанные чиновниками из ЕС и США, безусловно, являются антинародными, и, по самым скромным оценкам, увеличат только в этом году нагрузку на громадян на 11 млрд. грн., которые окажутся в распоряжении президента. Куда пойдут эти деньги — нигде не прописано. В правительстве утверждают, что миллиарды направят на энергетические нужды. Однако злые языки в Раде утверждают, что «лапу на гроши» наложил Порошенко. Симптоматично, что энергетический совет ЕС-США 4 мая 2016 года назвал шаги по беспрецедентному увеличению тарифов своевременным, но совершенно не озаботился судьбой «манны небесной» в виде ничем не обоснованной переплаты за ЖКХ.
По сути, на Украине попраны рыночные механизмы энергетического рынка, на которые «молится» Америка. А еще аннулированы институты социальной защиты населения, чем гордится Европа. Андрей Герус иронизирует: «Предлагаю, чтобы украинские крестьяне привязали цену на картофель до цен супермаркета в Нью-Йорке плюс доставка в Украину».
* - API 2 — еженедельный индекс о ценах покупки энергетических углей (6000 Ккал/кг) основными Европейскими потребителями в портах Амстердама, Роттердама и Антверпена.