Американские аналитики увидели серьезные причины для госпереворота в нашей стране
Уже этой осенью, аккурат к первой годовщине введения нового взноса, получившего известность как «Платон», его тариф может быть поднят. Эту новость сообщил заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул.
— Думаю, осенью будет проведена аналитика и принято соответствующее решение. Росавтодор как оператор системы будет вносить это решение, — приводит слова правительственного чиновника «Интерфакс».
Г-н Асаул пояснил смысл предстоящего повышения тем, что тариф, оказывается, был заниженным, а теперь, после адаптации, тариф необходимо поднимать.
— Как только система будет отработана, понижающий тариф будет отменен. Вернемся к тому тарифу, который установлен в законодательстве и который обеспечивает привлечение инвестиций в дорожную отрасль, потому что смысл не в том, чтобы собирать плату ради сбора платы; мы хотим существенное количество дорожных объектов построить за эти деньги, — заверил г-н Асаул.
При этом он не уточнил, какой именно федеральный закон или нормативный акт регулируют тарифообразование «Платона». Что и не мудрено, поскольку решение правительства по взносу принималось в спешном порядке и он начал действовать, несмотря на резкие протесты. Дальнобойщики даже организовали по всей стране специальное движение против этого взноса.
Пробный шар по повышению только-только народившегося «налога на грузовики» был запущен неделю назад шефом Асаула, главой транспортного ведомства Максимом Соколовым. Причем сделано это было на таком представительном мероприятии, как Петербургский международный форум. «Любой тестовый период должен когда-то завершиться. Поэтому мы должны прийти в парадигму тех решений, которые планировались при запуске этой системы», — так прокомментировал увеличение взноса г-н Соколов.
Как известно, Конституционный суд РФ в ответ на иск группы депутатов Госдумы от фракций КПРФ и «Справедливой России» в конце мая с.г. принял положительное решение по системе оплаты проезда по федеральным трассам большегрузных автомобилей.
Самое поразительное, что ратующие за функционирование «Платона» (люди, заинтересованные напрямую в выручке средств от него) охотно именуют его налогом, применение которого, по логике, должно отражаться в Налоговом кодексе. Между тем судьи КС не нашли у данного сбора характеристик налога, и при этом признали его законным.
Как раз на двойное налогообложение водителей изначально указывали авторы иска. Суд же посчитал, что государство вправе накладывать дополнительную финансовую нагрузку на тех, кто наиболее интенсивно эксплуатирует дороги. При этом в КС сослались на широкое применение данного подхода «в практике зарубежных стран». Таким образом, само взимание платы за проезд большегрузов было признано конституционным.
В частном определении суда, тем не менее, указано Госдуме и правительству на недопустимость чрезмерного обременения предпринимателей в сфере грузоперевозок сходными по назначению платежами. В переводе на обывательский язык это, скорее всего, означает, что «Платон» — незаменим, и какой либо другой адресат получения вырученных средств от проезда по трассам, кроме «Платона», окажется вне закона.
Общественное мнение практически камня на камне не оставило от самой идет взимать деньги за провоз жизненно важных товаров из одного региона в другой. Многие блогеры, например, весьма скептически восприняли релиз правительства о распоряжении премьера Дмитрия Медведева направить 10 млрд. руб. будущих сборов от системы «Платон» на улучшение состояния региональных и муниципальных дорог.
— Так называемый взнос «Платон» — это красноречивое и характерное звено в системном подходе правительства к решению острейших экономических проблем, — говорит председатель общероссийского движения «За честный рынок» Илья Хандриков. — На государственных телеканалах вы не услышите о том, что у нас снова, как и в 90-е, начался передел на рынках. Поэтому совсем неудивительно, если и на других рынках, а не только на связанном с перевозками товаров первой необходимости, в ближайшем будущем начнут появляться свои «Платоны». И будет это происходить для фактически прямой компенсации (за счет трудящихся и потребителей, а не прибылей компаний) возникающих убытков.
«СП»: — Каким образом на других сферах экономики может отозваться действие этого взноса?
— Месяц назад, в мае, на встрече руководителя ФАС Игоря Артемьева со СМИ, в которой и мне довелось принять участие, была отдельно поднята тема пресловутого «Платона» — как проявления транспортного монополизма. Высказывалось предположение, что ритейлеры с целью избежать дополнительных трат в оплате подорожавших из-за этого «налога» услуг автотранспортников будут пытаться переориентировать свой бизнес на железнодорожные доставки. Но в таком случае новый удар будет нанесен по кошелькам простых россиян, так как в очередной раз взлетят розничные цены, - ведь цена мешка крупы или вермишели, загруженного в товарный вагон, кратно выше по определению, чем перевезенного на фуре.
Американские аналитики увидели серьезные причины для госпереворота в нашей стране
— Налицо абсолютно непродуманная стратегия: вместо того чтобы сегодня давать бизнесу свободу для развития, его просто душат, обкладывая в условиях кризиса новыми налогами типа «Платон», — отметил председатель Всероссийского общественного движения автомобилистов России, экс-депутат Государственной думы РФ Виктор Похмелкин. — Всю транспортную сферу последнее время просто лихорадит. Власти и нефтяники повышают акцизы на бензин, а потом берутся за водителей большегрузов, наваливая на них, по сути, все издержки за качество наших дорог.
«СП»: — В ситуации, когда Конституционный суд по существу одобрил введение «Платона», от кого теперь, на ваш взгляд, - и водителям, и в итоге всем нам, потребляющим ту продукцию, которую они доставляют в магазины и на рынки, - искать защиту своих прав?
— Свою позицию, я считаю, должны четко обозначить антимонопольщики. Тем более, что КС в своем решении обязал их, насколько известно, следить за динамикой повышения тарифа. Если сейчас они не предпримут оперативных мер, то с учетом неоднократных повышений акцизов пострадает все российское население, — вне зависимости от отсутствия или наличия у него автотранспорта.