
Дальнейшее ухудшение российско-украинских отношений только усилит отток капитала из России, — такой вывод сделали эксперты американского агентства Bloomberg. Многие из них считают нереальным снятие в течение года санкций США и ЕС против России.
Вообще, дальнейший рост напряженности в отношениях между Россией и Украиной, — особенно после того, как российские спецслужбы предотвратили подготовленные Киевом теракты в Крыму, — может максимально отдалить от сегодняшнего дня восстановление российской экономики, констатирует Bloomberg со ссылкой на результаты своего последнего опроса.
Более 34 (76%) респондентов считают, что эскалация конфликта плохо скажется на доверии инвесторов. 62% экспертов высказали мнение, что продолжение конфронтации усилит и без того интенсивный отток капитала из РФ.
Также опрос зафиксировал — число аналитиков, которые ранее предрекали отмену антироссийских санкций в течение 12 месяцев, снизилось. Причем, если месяц назад 19% респондентов рассчитывали на то, что Соединенные Штаты приступят к снятию санкций в ближайший год, то сейчас таких осталось только 10%.
Тем не менее, на начало отмены санкций Евросоюзом в течение года в настоящее время надеются 52% опрошенных (для сравнения — при проведении предыдущего мониторинга такой точки зрения придерживались 69%).
- Мы видим лишь небольшой шанс смягчения санкций ЕС на горизонте одного года, учитывая их продление до начала 2017 года и недавние «ястребиные» заявления канцлера Германии Ангелы Меркель, — сказал агентству экономист Raiffeisen Bank International AG в Вене Андреас Швабе. Как отметил эксперт, «для любого смягчения западных санкций от России требуется показать определенную гибкость своей позиции, чего в настоящее время не происходит».
Старший аналитик финансового агентства Informa Global Markets Кристофер Шилс, также опрошенный Bloomberg, полагает, что «рост напряженности в отношениях с Украиной будет способствовать сохранению западных санкций, а это, в свою очередь, негативно повлияет на доверие инвесторов и будет препятствовать притоку иностранного капитала».
Невеселым для российской экономики итогом этих процессов станет, как предполагает г-н Шилс, дальнейшее ослабление рубля.
Как известно, Федеральная служба безопасности 10 августа с.г. объявила о нейтрализации в Крыму серии терактов, подготовленных, по имеющимся у ведомства данным, главным управлением разведки Минобороны Украины.
Владимир Путин сразу же довольно жестко отреагировал на эту информацию, заявив:
— Украинские власти не ищут способа решения проблем на переговорах, а переходят к террору.
В ответ на это президент Украины Петр Порошенко назвал обвинения в использовании террористических методов «фантазиями».
…Совпадение это, или проявление скоординированных действий по информационным сбросам, однако факт налицо: также в августе с.г. другое влиятельное мировое рейтинговое агентство, Moody’s, выступило с предупреждением, что эскалация ситуации в Крыму может негативно сказаться на кредитном рейтинге России, который с февраля 2015 года и без того находится на «мусорном» уровне Ba1.
Если же, по мрачному предсказанию Moody’s, развернутся прямые столкновения на территории Крыма плюс возобновится с новой силой военное противостояние в Донецке и Луганске, то международные санкции ужесточатся и будут однозначно продлены. А это неминуемо, по расчетам Moody’s, подхлестнет уже не отток, а бегство капитала из России.
— Похоже, наша страна окончательно стала мишенью для ведущих рейтинговых агентств, охотно играющих на понижение российских рейтингов, — оценил тактику мировых рейтинговых структур еще год с лишним назад первый заместитель главы комитета Госдумы VII созыва по экономической политике Михаил Емельянов.
— При этом наши министры и депутаты, узнавая о неприятных им рейтинговых данных, всякий раз выдают их исключительно за нескончаемые происки врагов. Рейтинговая война, как и санкционная, направлена на то, чтобы изолировать Россию.
По мнению парламентария, настало время перевести взгляды с Запада на Восток, и понять, что восточные институты, инвестиционные банки очень охотно кредитуют и российские компании, и российский бизнес. И китайские рейтинги, как уверен депутат, «конечно, намного выше».
— К негативному влиянию падения нефтяных цен добавилась и ситуация неопределенности, порожденная прежде всего разрывом прежних международных связей, а также общим осложнением геополитической обстановки вокруг России, — считает заместитель директора Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов.
— Причем, это констатируют не только аналитики рейтинговых агентств, — сейчас это вынуждены признавать те профессионалы, которые стоят как на либеральных позициях (в том числе в правительстве), так и те, кто, входя в Столыпинский клуб, выступает за ограничение движения капитала и эмиссию.
«СП»: — Какими последствиями эта неопределенность, по вашему мнению, чревата?
— Во-первых, она приводит к тому, что даже при росте прибыли компаний (а этот рост, между прочим, в очень непростом прошлом году составил в номинальном выражении в среднем по стране 1,5−1,6 раза) инвестиции упали. Причем это сокращение произошло даже в номинальном значении. Не говоря уже о реальном, — если рассматривать средние и крупные предприятия. В этих условиях девальвация предстает необходимым, но недостаточным условием для выхода из рецессии, — она способствует выводу продукции российских товаропроизводителей на внешний рынок. Но чтобы этот процесс проходил эффективно, без инвестиций никак не обойтись.
— Результаты исследований Bloomberg и Moody’s, с моей точки зрения, вызывают доверие, поскольку они близки к истине, — делает оценку научный руководитель Высшей школы экономики, в 1994 — 97 гг. министр экономики РФ, доктор экономических наук, профессор Евгений Ясин.
— Но нужно постоянно делать поправку к выводам этих агентств, что события в отношениях между Украиной и Россией постоянно развиваются. При этом я хотел бы отметить, что в настоящее время Россия вовсе не усиливает свое давление на Киев, как кому-то кажется. Она старается этот конфликт не подталкивать, а наоборот, всеми возможными способами, смягчать.
Какие результаты это принесет, — пока прогнозировать сложно. Потому что, с одной стороны, очевидно всем, что сложившаяся обстановка способствует лишь углублению кризиса в российской экономике, а с другой стороны — надо отдавать себе отчет, что есть и другие причины (не связанные с российско-украинскими коллизиями) для этого кризиса. Как и необходимо понимать, что за свои действия, за занятые позиции придется (и уже приходится) платить.
«СП»: — Чем же придется платить, — в ситуации, когда платежеспособность (во всех смыслах) и государства, и экономики всё больше сужается — подобно шагреневой коже?
— Речь не столько даже о финансовых издержках, а о репутационных. И это во многом — определяющее в политике обстоятельство, поскольку репутация для государственного деятеля на самом деле важнее денег: даже если в глазах каких-то других сообществ, находящихся за пределами страны, это репутационное изменение может выглядеть позитивным приобретением, внутри же страны оно может восприниматься ровным счетом наоборот.
Иначе говоря, сегодня настал такой момент, когда нужно хорошо подумать над новой концепцией взаимоотношений с Украиной, — в том числе с учетом выборов, которые намечены на сентябрь, и выборов 2018 года, — и в конечном счете хотя бы теоретически обозначить поворот к той политике, которая бы обеспечила улучшение дел в отечественной экономике — не в отдаленной перспективе, а в самой ближайшей. Нетрудно увидеть подоплеку, как действующие политики идут порой на эту дорогую плату, чтобы одержать победу на выборах; но что будет после выборов — их подчас мало волнует.
Между тем, никуда не деться от необходимости проведения структурных реформ в экономике. И тут неизбежна будет постановка вопроса: как их воспримут люди, которые поддержали в 2014 году Президента и его политику, приведшую к воссоединению Крыма с Россией. Но в любом случае, сегодняшнюю позицию России во взаимоотношениях с Украиной я считаю плодотворной, так как она рассчитана всё же на диалог и на поиск взаимоприемлемых решений.