Прогнозировать стоимость картофеля — все равно, что гадать на кофейной гуще. На рынок влияют не только погодные факторы и непредсказуемые болезни семян и клубней. Помимо известных холдингов, кооперативов и организованных фермеров в картофельном севообороте участвуют нигде не зарегистрированные частники.
«…Сельскохозяйственные предприятия производят всего лишь 13% картофеля, фермерские хозяйства — 7%, — сообщила Ирина Фокша на страницах журнала „Агротехника и технологии“. - Остальные же 80% приходятся на личные подсобные хозяйства населения. Это одна из особенностей российского рынка картофеля, которая является большой проблемой».
Именно поэтому следует скептически относиться к нынешним победным данным Росстата, который еще в 2013 году признал пробелы с отчетностью по этой культуре. В реальности относительно точными являются сведения об урожае, которые предоставляют холдинги и индивидуальные предприниматели.
Что касается подсобных хозяйств, то здесь — темный лес. Значит, вилами по воде писаны цифры по общероссийскому картофельному урожаю. Поэтому рынок полностью дезориентирован. А это уже плохо не только для рядовых покупателей, но и для крестьян, которые не могут определиться со стратегией продаж. Например, в 2013 году, по данным Картофельного союза, клубней было собрано, вероятно, на 10 млн. тонн меньше, чем указано в статистической отчетности — почти на 30%. Тогда рост стоимости «второго хлеба» оказался для всех полной неожиданностью. В следующем году картина повторилась.
Но 2015 год вместо запланированной высокой прибыли принес фермерам и самозанятым картофелеводом сплошные убытки и стал причиной массового банкротства, хотя по данным Росстата особых изменений с уборкой не было. Скорей всего, переизбыток предложения усугубился ростом затрат. Жаловались даже дачники и огородники. От былого подспорья, по их наблюдениям, не осталось и следа.
«Дача не рентабельна. Электроэнергия, вода, сторож, взносы, проезд на автобусе, удобрения, семена… все это делает картофель золотым, а ведь когда-то вся еда своя была. Еще лет пять назад, благодаря огороду любое безденежье пережить можно было».
«Все лето на огород как на работу ездил, пахал каждый день, даже в выходные ковырялся, потом сам стоял-торговал на рынке, итого получил 15 тысяч».
Главная причина низкой маржи картофелеводства — ужасное качество семенного материла. В России дачники и огородники для посадки традиционно применяют так называемую «отбивку», оставшуюся после прошлогоднего урожая. Средний и крупный картофель, как правило, идет на продажу или в еду. Также поступают многие организованные фермеры, которые по бедности скупают на семена мелкую фракцию товарного картофеля после первой или даже второй репродукции европейской элиты.
В итоге, самым настоящим хозяином полей стал контрафакт. Во-первых, элитный материал визуально не отличим от репродукции. Агрономы советуют всякий раз связываться с оригинатором, чтобы тот подтвердил соответствие семян сертификату. Во-вторых, нужно провести анализы на наличие вирусной инфекции или бактериальных заболеваний, а это дорого. В-третьих, ГОСТ Р-53136−2008 по разведению отечественного семенного картофеля допускает содержание вирусов. Оказывается, по российским нормам, в посадочном материале разрешается наличие до 6% клубней, пораженных болезными.
Естественно, богатые агрохолдинги предпочитают «иностранцев». Не удивительно, что порядка 90% семян крупные игроки покупают за рубежом, а потом проверяют в собственных лабораториях.
Фермеру же, индивидуальному предпринимателю или самозанятому хозяйственнику практически невозможно оценить качество семян, особенно в провинции или в глубинке. Вот и получается, что средний российский картофелевод с большой долей вероятности купит зараженный продукт. Между тем тля, вызванная вирусами, резко снижает урожайность и сказывается на созревании картофеля. Ну а там по цепочке — низкий доход, просроченная кредитная задолженность, банкротство, нищета, личная трагедия. Да и казна остается «с носом» — без налогов.
С этим злом, по идее, должно беспощадно бороться государство в лице Минсельхоза и Роспотребнадзора. Между тем, опыт западных стран показывает, что опираться нужно, прежде всего, на отечественных производителей семенного картофеля. Так, во Франции этим чрезвычайно важным делом занимаются инспекторы Национальной федерации производителей семенного картофеля (FN3PT — La Federation Nationale des Producteurs de Plants de Pomme de Terre).
Если они заподозрят что-то неладное — замучают проверками. Потребители тоже тщательно контролируют семенной материал. Если что-то не так, сразу после звонка появляется сотрудник с передвижной лабораторией. В итоге в картофельном бизнесе француз, затрачивая меньше труда и денег, легко «переигрывает» россиянина.
То, что в РФ продается недопустимо много зарубежного семенного материала, является очевидным следствием порочной аграрной политики. Ситуация напоминает протекционизм наоборот.
Рентабельность производства семян настолько высока, что Евросоюз не поддержал идею США по запрету импорта «элиты» в нашу страну. Надолго ли? Тем более, что и в России сформировались достаточно мощные коммерческие структуры, продвигающие продажу иностранных сортов.
Самое любопытное, что со старта программы импортозамещения доля иностранных картофельных семян резко возросла. Для сравнения, на нашем рынке продвигается лишь 10 сортов российского материала, зато успешно продается 180 зарубежных сортов. И это притом, что Картофельный союз считает, что «зачастую отечественные семена по качеству сравнимы с зарубежными, а то и превосходят их».
Проблема усугубляется тем, что некоторые европейские поставщики, прежде всего, немцы «приручили» наших картофелеводов к многолетним схемам размножения, избавиться от которых просто так не получится. При этом зарубежный семенной материал безудержно растет в цене вслед за ростом курса евро.
А это означает, что конкурировать с агрохолдингами фермеры, самозанятые картофелеводы, огородники и дачники уже не могут, хотя именно они обеспечивают 87% российского товарного картофеля. Логично, что многие небольшие частники, которые выжили в 2015 году, разорятся в ближайшее время и навсегда уйдут с рынка, проклиная Минсельхоз, который не защитил их от несправедливой конкуренции и засилья контрафакта. Вмести с ними, само собой, деградирует и национальная селекция.
Сейчас никто не возьмется предсказать рост стоимости товарного картофеля на полках супермаркетов. Ясно одно: если с позиции протекционизма не возродить отечественное производство семенного картофеля и не истребить контрафакт, то «второй хлеб» очень скоро подорожает в разы.