Украина намерена требовать отставки главы ПАСЕ Педро Аграмунта из-за того, что тот снял с представителей России наложенные на них ассамблеей санкции. Член украинской делегации Ирина Геращенко едва ли не обвинила Аграмунта в работе на Москву. «Аграмунт не беспокоится о своей репутации, а беспокоится о своей должности. Поэтому будем бить по самому больному месту для него — по его должности», — заявила она.
Между тем, пока украинские депутаты думают, как бы наказать главу ПАСЕ, в их собственной стране все громче голоса тех, кто требует отмены и экономических санкций против России. 11 октября стало известно, что внефракционный депутат Верховной рады Яков Безбах инициировал сбор подписей под обращением к президенту страны Петру Порошенко с просьбой начать процесс отмены санкций в отношении России и восстановления двухсторонних экономических отношений.
«Мы должны быть реалистами и сказать себе суровую правду — без возрождения прагматических отношений с традиционными экономическими партнерами большинство предприятий-локомотивов обречены на постепенную стагнацию», — заявил Безбах.
Действительно, многие украинские предприятия в последние годы вынуждены были приостановить работу или законсервировать мощности из-за разрыва связей с Россией. В том числе — гигант космического машиностроения «Южмаш», который несколько раз останавливался из-за отсутствия госзаказа и дефицита комплектующих. Трудности испытывают не только промышленные, но и аграрные предприятия. 27 сентября сотрудники крупнейшего в Запорожской области агрохолдинга «Степной» направили на имя Порошенко обращение, в котором также потребовали восстановить экономические отношения с РФ.
«Потеряв из-за разрыва торговых отношений основной для нас экспортный рынок — Россию, правительство не смогло добиться увеличения экспортных квот основной нашей продукции в Европу», — говорится в письме, подписи под которым поставили более тысячи работников.
О том, что Украина не сможет быть экономически успешной без России недавно заговорили и депутаты ВР Николай Скорик и Вадим Новинский. «Без этого мы превратимся из некогда мощной индустриальной державы в страну третьего мира, этакую буряковую республику», — заявил Новинский.
Впрочем, оба эти депутата представляют «Оппозиционный блок», так что до поры, до времени власть могла не обращать на их замечания внимания. Но в сентябре о том, что «Украина не сможет существовать без связей со странами, которые имеют с ней общую границу, общую экономическую среду и даже давнюю общую историю» заговорил и депутат от «Блока Петра Порошенко» Олег Недава.
Украина ввела ограничительные меры против российских физических и юридических лиц еще в 2015 году. Изначально в санкционный список попали 388 человек и 105 компаний, затем в него дополнительно включили 250 физических и 46 юридических лиц. С 1 января 2016 года вступили в силу ограничения со стороны Москвы, связанные с тем, что начала действовать зона свободной торговли между Украиной и Евросоюзом. Москва запретила ввоз целого ряда наименований украинской продукции, а также ограничила транзит товаров из «незалежной». Киев в ответ ограничил или запретил ввоз некоторых видов российской продукции.
Товарооборот с Россией в результате резко упал, но проблема для Украины в том, что, вопреки ожиданиям Киева, европейский рынок не смог компенсировать эти потери. За первую половину нынешнего года экспорт «незалежной» в страны Евросоюза составил 37%, а в страны СНГ — только 17% (на Россию из них приходится около 10%). А ведь еще в 2013 году товарооборот Украины со странами ЕС составлял немногим меньше — 32% в общей структуре, зато на одну только Россию приходилось 27%.
По итогам 2015 года экспорт Украины в страны ЕС вырос на 1,8%, но его общее падение составило 21%. Кроме того, изменилась структура экспорта. Если в страны СНГ Украина прежде поставляла продукцию машиностроения, металлургии, то теперь 44% всего товарного потока туда — это продукты питания и зерно, значительная часть приходится на сырьевые товары. Если говорить о цифрах, за первое полугодие 2013 «незалежная» осуществила экспорт товаров и услуг в ЕС на 9,5 млрд долл., а за тот же период 2016, уже после вступления в силу соглашения о ЗСТ, всего на 5,2 млрд долл.
Несмотря на то, что Россия не несет такие же убытки от разрыва связей с Украиной, есть сферы, в которых это до сих пор ощутимо. Например, не удалось полностью заместить вертолетные двигатели, которые ранее поставляла запорожская компания «Мотор Сич», а также газотурбинные двигатели компании «Зоря-Машпроект», хотя работа в этом направлении ведется.
Доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин полагает, что несмотря на то, что восстановление отношений было бы выгодным для обеих стран, в нынешних политических реалиях оно невозможно.
— Еще несколько лет назад многие эксперты говорили, что Украина никуда не денется, потому что у нас слишком тесные экономические связи. Но жизнь показала, что они ошибались. Прошло всего два года и значительная часть экономических связей оказалось разорванной. Украинская экономика во многом избавилась от зависимости от России. Другой вопрос, что из-за этого падение по всем показателям — от производства до экспорта и импорта — у них очень заметное. Но если говорить именно о зависимости, она осталась только в вопросах транзита газа. Да и то, поскольку Россия работает над «Северным» и «Турецким потоками», и вскоре и эта связь может быть разорвана.
Восстановить прежний уровень связей будет гораздо сложнее и дольше, чем разрушить их. Должен пройти не один год, чтобы это стало возможным. Кроме того, для восстановления необходима совсем другая политическая ситуация. Теоретически восстановление возможно через межрегиональные связи, частный бизнес. Но оно обязательно должно сопровождаться политическим потеплением. И в любом случае, этот процесс будет длиться годами. Лично мне кажется, что прежнего уровня взаимопроникновения не будет уже никогда. Качество отношений будет иным.
«СП»: — Но разве появление такой инициативы в Раде не свидетельствует о каких-то изменениях?
— Политики прекрасно понимают, что в украинском обществе есть слой населения, который выступает за восстановление экономических связей с Россией. Это жители Востока и Юга страны, электорат «Оппозиционного блока» или аполитичные люди, которые жалеют, что у них возникли личные и экономические проблемы в связи с этой ситуацией и вообще жалеют о случившемся. Депутаты опираются на этот электорат и реализуют свою политическую программу, выдвигая такие требования.
Но в каком-то смысле эти заявления популистские. Депутаты с одной стороны декларируют свою политическую ориентацию, а с другой, прекрасно понимают, что на данном этапе принятие такого предложения невозможно. Но с точки зрения игры на будущее они демонстрируют свою позицию, работают с избирателем. На это накладывается тот факт, что позиция европейцев в отношении России отличается от американской, несмотря на то, что сегодня происходит с российско-французскими отношениями.
Есть группа в украинском политическом истеблишменте, которая выступает за нормализацию. Но если говорить реалистично, пока ни о какой отмене санкций и восстановлении отношений речи быть не может. Более того, мы видим, что в последние дни украинское руководство заняло достаточно жесткую позицию даже перед лицом Запада. Поэтому это предложение не будет реализовано в ближайшие месяцы.
«СП»: — А можем ли мы восстановить отношения по отдельным направлениям, например, по поставкам тех же вертолетных и газотурбинных двигателей из Украины? Это ведь было бы выгодно и нам, и Киеву.
— В принципе точечное сотрудничество возможно. Власти могли бы запустить какие-то межрегиональные инициативы, не отвечая за них формально на национальном уровне. Это могли бы быть отдельные кооперационные цепочки, совместное производство. Если и будет нормализация российско-украинских отношений, то она, скорее всего, будет развиваться именно по такой схеме — от малого к большому, от точечных контрактов к глобальному сотрудничеству. Но без разрядки и изменения общей политической ситуации даже это сейчас вряд ли возможно.
Похожего мнения придерживается ведущий научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова Михаил Кривогуз.
— Даже на примере Турции, с который и связи были не такие глубокие, и разрыв не таким длительным, мы видим, что несмотря на усилия властей обеих стран, восстановление отношений идет достаточно медленно. На прежний уровень экономические связи до сих пор не вышли.
С Украиной же эти связи были гораздо более глубокими. Например, для самолетов семейства «Антонов» российских комплектующих было более пяти тысяч. Сегодня производство этих самолетов остановлено, но украинцы бодро заявляют, что будут искать комплектующие в Китае, Европе или где-то еще.
Для наших вертолетов почти 80% двигателей производилось и ремонтировалось запорожским объединением «Мотор Сич». Теперь наши пытаются найти альтернативу, но не за счет импорта, а за счет развития внутреннего производства. Сомневаюсь, что они захотят свернуть эти усилия. Поэтому даже если предположить фантастический сценарий, что Украина возьмет курс на восстановление связей с Россией, это потребует много времени и усилий с обеих сторон. Сейчас такое не особо реально.
Конечно, на Украине есть определенные силы, группы бизнесменов и олигархов, которые в результате смены власти оказались в стороне. Это Ринат Ахметов, Дмитрий Фирташ и ряд других. Им, как и части политиков, более выгоден был традиционный курс Украины по сидению на двух стульях, которому пришел конец в 2014 году. Пока что перспективы возврата к этой традиционной политике не просматриваются.
«СП»: — То есть, в экономическом плане Украина нами потеряна навсегда?
— Несмотря на все, позиции российского бизнеса, как частного, так и государственного, до сих пор достаточно сильны на Украине. Россия остается главным торговым партнером Украины, на которого приходится порядка 10−12% товарооборота. В Киеве обычно приводят статистику по торговле с ЕС в целом, но если брать отдельные страны, то несмотря на многократное снижение оборота с Россией, она остается главным партнером.
Кроме того, Россия остается крупнейшим рынком приложения украинских рабочих рук. В прошлом году официальные переводы украинцев, работавших в России, составили 1,2 млрд. долларов. Значит, в чемоданах или сапогах они привезли гораздо больше. Потому все обсуждения в Раде по поводу введения визового режима с РФ, которые инициируются радикалами, не поддерживаются властями. Эта масса людей сразу окажется без работы. Даже если предположить, что им дадут безвизовый режим и право на работу в Европе, вряд ли гастарбайтеры с Украины сумеют найти там такое же приложение своим умениям и талантам.
До сих пор на Украине действует российский частный бизнес, а также ряд банков. В том числе — государственных, хотя они несут большие убытки.
По состоянию на 1 января 2014 года на Украине имели представительства порядка 370 российских компаний. Сейчас их число сократилось вдвое, но достаточно большое количество еще работает. Все эти связи разбиты не до конца, но восстановить их, особенно в плане государственных поставок в военно-промышленном комплексе будет довольно сложно.
«СП»: — Может, имеет смысл восстановить связи хотя бы частично, например там, где мы еще не смогли заменить украинские комплектующие?
— Да, пока не удалось заместить эти комплектующие, это процесс не быстрый. Но когда взамен будут построены свои заводы, вряд ли кто-то захочет возвращаться к украинским вариантам.
Украина вводила все эти ограничения, не продумав до конца. Посмотрите на американцев, которые тоже вводят против нас всевозможные санкции. Но тем не менее, они продолжают покупать у нас ракетные двигатели РД-180. Казалось бы, это продукция двойного назначения, но американцы не ввели против нее эмбарго.
Американцы оплачивают поставки наших вертолетов и другой техники для правительственной армии Афганистана. Европа тоже не отказалась от нашего газа, Восточная Европа — от нашего ядерного топлива.
Порошенко же хочет выглядеть бОльшим католиком, чем Римский Папа. И бежит впереди паровоза. Украина взяла и разорвала все связи. Для нас это тоже не сахар. Но им еще дороже.