Задержание главы Минэкономразвития РФ Алексея Улюкаева является сигналом о переходе к новой экономической политике. Такое мнение высказала член комитета Госдумы по международным делам Елена Панина.
Она отметила, что в США избранный президент Дональд Трамп фактически провозгласил политику протекционизма, и во главу угла ставит поддержку реального сектора и снижение налогов для производителей, чтобы покончить с деиндустриализацией Америки.
«А у нас каждый день банкротятся предприятия, которые из-за проводившейся все эти годы кредитно-финансовой и экономической политики лишены возможности не только для развития, но даже для поддержания текущего производства», — отметила парламентарий.
«Единственным способом пополнения бюджета правительство, и в первую очередь Минэкономразвития, почему-то считает распродажу еще оставшихся государственных активов, вместо того, чтобы быстрыми темпами развивать собственную экономику, создавать рабочие места, повышать заработную плату и наполнять бюджет налогами. Сегодня количество банкротств предприятий во всех отраслях достигло рекордного числа», — добавила Панина.
По ее мнению, время для смены экономического курса давно пришло. «И может быть, наконец-то факт задержания Алексея Улюкаева поможет нам вскрыть непонятные аспекты нашего экономического развития», — заключила депутат.
Скандал вокруг Улюкаева может послужить и еще одним сигналом — к ослаблению курса рубля. Да, на торгах во вторник рубль дорожал вслед за нефтью, отыгрывая надежды на улучшение отношений между США и РФ. Однако, по мнению экспертов, кратковременное укрепление может сменится трендом на ослабление национальной валюты.
Именно Алексей Улюкаев был одним из непримиримых сторонников укрепления курса, даже ценой роста дефицита бюджета. Сейчас, надо думать, позиции его сторонников ослабнут, а вслед за ними — и курс рубля.
К каким последствиям приведет смещение Улюкаева с министерского поста, как сильно может ослабнуть рубль?
— Экономическая политика формируется большим кругом людей, и вряд ли будет меняться, — считает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — Да, Улюкаев был не последним человеком в этом кругу, но ключевых позиций не занимал. На мой взгляд, скандал вокруг министра стал следствием борьбы кланов, которая идет в верхних эшелонах власти.
Признаки этой борьбы мы видели и раньше: громкие аресты в июле первого замначальника Главного следственного управления СКР по Москве Дениса Никандрова, начальника УСБ СКР Михаила Максименко и его заместителя Александра Ламонова, а также арест в сентябре сотрудника антикоррупционного управления МВД Дмитрия Захарченко, у которого изъяли сумму в валюте, эквивалентную 9 млрд. рублей.
На мой взгляд, борьба кланов обострилась, поскольку денег в России стало меньше, а аппетиты у коррупционеров и стоящих за ними кланов ничуть не сократились.
Надо заметить, Улюкаев в последнее время играл очень важную роль. Такое «вкусное» направление, как приватизация госактивов, оказалось под полным его контролем. Фактически, он стал курировать его лично, чего раньше не случалось.
Именно на этом направлении произошла осечка — что-то не связалось в покупке «Роснефтью» госпакета акций «Башнефти». Хотя с логической точи зрения невозможно понять, в чью пользу действовал министр. Можно лишь предположить, что существовал некий договор между кланами о невмешательстве Минэкономразвития в сделку, и что Улюкаев эти договоренности в чем-то нарушил.
«СП»: — Что нужно, чтобы поменять экономическую политику?
— Проработанные альтернативы. Кроме того, президент и премьер должны четко продекларировать такую смену курса. Но пока руководители страны никак не обозначают стремление реально изменить путь, по которому мы идем.
Поэтому все перемены в экономической политике, я считаю, сведутся к изменениям в схемах распределения средств от продажи госсобственности — и только.
«СП»: — Как повлияет скандал вокруг Улюкаева на курс рубля?
— Улюкаев был крайним сторонником искусственного укрепления курса национальной валюты. Между тем, курс должен находиться в равновесном состоянии и обеспечивать рост экономики, а не служить исключительно средством спекуляции, и гарантировать доходность определенной группе игроков.
Улюкаев считал, что рубль должен последовательно укрепляться на протяжении нескольких ближайших лет. Но как может укрепляться валюта в условиях, когда экономика стагнирует или падает? Это нелогично, но позволяет удерживать «горячие» деньги со всего мира, и все больше увеличивать зависимость страны от игроков, которые идут только в такие рискованные, высокодоходные валюты.
Министр был одним из главных лоббистов политики укрепления рубля любой ценой, и фактически строил финансовую пирамиду образца 1998 года. Только не на ГКО, а на курсе нацвалюты.
Сейчас неизвестно, будет ли эта политика продолжена в прежнем объеме. Тем более, Минфин видит ситуацию иначе, и закладывает в свои прогнозы ослабление национальной валюты до отметки 70 рублей за доллар. На деле, замечу, рубль может просесть и более ощутимо — если цены на нефть продолжат снижаться.
По сути, нейтрализован человек, который был готов укреплять рубль даже ценой падения экономика. И другого такого радикала вряд ли посадят на его место.
— Позиции части российской элиты, которая считает себя системными либералами, с избранием Дональда Трампа существенно ослабли, — уверен президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — Ее элитный генезис во многом расходится с Трампом, и связан с Хиллари Клинтон, и в целом с поддержкой глобальной элиты, которая продвигала Клинтон на пост президента США. Избрание Трампа стала для этой глобальной элиты актом политического банкротства.
Соответственно, ослабли позиции подопечных этой элиты в России, к числу которых относится и Алексей Улюкаев. Правда, я совершенно не уверен, что эти позиции ослабли критически.
Именно поэтому нет оснований считать, что в ближайшее время последует смена экономической модели. Такую смену знаменуют не отставки, а назначения, о которых мы пока ничего не слышим. Тем более, «гайдаровский» вектор развития экономики держится не на идеологической убежденности, а на интересах сырьевых и финансовых олигархов, влияние которых никуда не делось.
Впрочем, если мы хотим быть адекватными вызовам современного мира, менять экономическую модель рано или поздно придется. Надо понимать: на наших глазах приходит другая эпоха, сильно отличная от эпохи финансовой глобализации конца 1990-х — начала 2000-х. Таким, как Алексей Улюкаев, в ней нет места…