
Россияне все еще продолжают экономить даже, порой, на самом необходимом. Как показывают результаты исследования Nielsen «Russians Through Crisis», спустя год после начала кризиса, уровень потребительского доверия к экономике, а значит и к правительству в России, практически не изменился.
Только каждый третий россиянин (31%) считает, что ближайшие 12 месяцев — удачное время для новых покупок, а 80% опрошенных говорят, что продолжают весьма экономно относиться к приобретению товаров повседневного спроса.
— Последствия кризиса и рецессии для рынка скажутся в избирательном подходе российских покупателей к необязательным тратам. Простые и эффективные продукты — выбор номер один, а практичность и бережливость — новая манера российских потребителей на ближайший год, — комментирует результаты исследования директор отдела потребительских исследований «Nielsen Россия» Ольга Белова. — Но при этом приоритетными статьями расходов на ближайшие полгода более менее состоятельные россияне определили не только покупку одежды, но и ремонт, а также обустройство дома. Впрочем, каждый второй все-таки намерен откладывать свободные средства впрок.
Однако, если посмотреть шире — то глобальный индекс потребительского доверия, рассчитываемый компанией Nielsen, демонстрирует устойчивый рост. В России этот показатель пока нестабилен, но и не так уж плох на фоне других стран. Согласно новому он-лайн исследованию, в ходе которого были опрошены интернет-пользователи более 54 стран мира, в октябре индекс потребительского доверия в России достиг отметки 85 пунктов, что на один пункт меньше, чем в среднем по миру. При этом, индекс потребительского доверия в России, полученный в рамках проекта Nielsen «Russians Through Crisis», потерял по сравнению с сентябрем три пункта. Такое снижение, говорят эксперты, произошло из-за роста пессимизма россиян по поводу своих перспектив найти достойную работу в ближайшие месяцы. Похоже, что начавшийся деловой сезон не оправдал ожиданий потребителей. Так в октябре 76% опрошенных в России считали свои перспективы на рынке труда плохими или не очень хорошими, хотя еще в сентябре таких пессимистов было только 67%. А раз нет стабильного достаточного заработка, то и тратят деньги люди с осторожностью.
Прокомментировать ситуацию на отечественном рынке труда «СП» попросила президента рекрутингового портала SuperJob.ru Алексея Захарова.
«СП»: — Восстановление потребительского спроса в России может происходить дольше, чем в других странах, свидетельствуют данные Nielsen. Согласны ли Вы с этими выводами?
— Я согласен с тем, что спрос упал. Но из исследования непонятно, о каких других странах идет речь. В разных государствах кризис ощущается по-разному. В некоторых — гораздо меньше, чем в России, а в некоторых — гораздо глубже. А потребительский спрос в России будет восстанавливаться с той же скоростью, с какой экономика будет выходить из кризиса. Если мы двигаемся медленнее других стран, то и потребительский спрос соответственно станет восстанавливаться менее активно.
«СП»: — Значит, падение потребительского спроса связано со страхом второй волны кризиса?
— Не только. Люди откладывают дорогие покупки, ожидая снижения цен. Но как только будет однозначно констатировано, что кризис закончился, они сразу начнут совершать отложенные покупки.
«СП»: — Как вы считаете, ситуация с потребительским спросом в следующем году изменится?
— Думаю, он будет медленно, но верно расти. И это связано в основном с тем, что число безработных уменьшится. А значит, у людей появятся деньги, чтобы их тратить.
«СП»: — Какая сейчас самая востребованная профессия? Удается ли удовлетворить спрос на нее, помочь людям восстановить свою платежеспособность?
— Самая востребованная профессия — менеджер по продажам. Формально спрос на неё удовлетворён. В базе данных «SuperJob» соотношение спроса и предложения на неё составляет 15 резюме на вакансию. Однако, менеджеры по персоналу часто отмечают, что хорошего «продажника» найти сложно. Надо отметить, что кризис мало что изменил в расстановке сил в списке наиболее востребованных профессий. Помимо менеджеров по продажам в него по-прежнему неизменно входят бухгалтеры, инженеры и квалифицированные рабочие.
«СП»: — В следующем году, на ваш взгляд, ожидается рост или спад безработицы?
— Роста безработицы в следующем году не будет. Во-первых, мы наблюдаем медленное, но верное восстановление спроса на персонал у российских компаний, что отражается и на восстановлении зарплатных предложений. Во-вторых, и сами компании констатируют, что сокращения персонала не планируют, а будут проводить только оптимизацию штата, что свойственно любому конкурентоспособному бизнесу.