Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Волжанин на Неве

Чиновник-варяг из Костромы наводняет Питер автобусами с сомнительной репутацией

2379

В октябре 2016 года мэрия Санкт-Петербурга провела конкурс на поставку 125 автобусов большой вместимости для городских нужд. Инициатива понятная — парк пассажирских автобусов ГУП «Пассажиравтотранс» по большей части состоит из старой техники, которая часто ломается и давно не отвечает стандартам комфорта современного мегаполиса. Удивляет другое — крупные отечественные производители, такие как МАЗ, ЛиАЗ, Нефаз, к тендеру в Санкт- Петербурге допущены не были. В итоге, город на Неве будет закупать «Волгабасы» — автобусы, к которым во многих российских регионах в последние годы возникает масса нареканий.

В организованный питерскими чиновниками тендер попали только две компании — ООО «Волгабас» и ООО «Национальный оператор общественного транспорта», обе они по странному совпадению аффилированы с бизнесом основателя и собственника группы «Volgabus» Алексея Бакулина. О том, что конкурс проходил в теплой дружеской атмосфере, без малейшего намека на конкурентную борьбу между претендентами, свидетельствует и итоговый размер аукционной скидки — всего один процент. Стартовую цену торгов снизили с 2,290 млрд рублей до 2,267 млрд рублей.

Для сравнения, в тендере на поставку 47 газовых автобусов, который питерские чиновники проводили в мае, аукционная скидка составляла 32,5 процентов. А точнее, компания снизила стоимость контракта — до 446,2 млн рублей. Городскому бюджету это позволило сэкономить 214,85 млн рублей от начальной цены. Тогда в конкурсе с легкой руки мэрии тоже победили «Волгабасы», но в присутствии таких тяжеловесов автобусного производства, как МАЗ и ЛиАЗ, волжанам все-таки пришлось несколько урезать аппетиты.

Если для чистоты эксперимента сравнить «Волгабас» с другими производителями, то ценовая разница тоже получается не в пользу фаворита питерской мэрии.

Может быть, вице-губернатор Игорь Албин, курирующий деятельность Санкт-Петербургского комитета по транспорту, и руководитель городского перевозчика ГУП «Пассажиравтотранс» Андрей Лызин не постояли за автобусной ценой, впечатлившись беспрецедентным качеством «Волгабасов»? К сожалению, такая версия не выдерживает логики — москвичам, к примеру, «Волжанин» просто сорвал сроки поставки автобусов. То, что тогда увидела комиссия мэрии, выехавшая на место производства «Волгабасов», повергла ее в шок: ОТК выпускали с конвейера откровенный брак. Хронические сбои поставок и проблемы с качеством техники стали визитной карточкой волжского производителя.

В 2014 году Санкт-Петербург уже покупал «Волгабасы». Все три этапа поставок заводом были сорваны, в том числе из-за того, что комиссия «Пассажиравтотранс» не принимала автобусы на баланс. Первые 11 машин должны были поступить до 1 октября 2014, однако с учётом устранения всех недоделок выход на линию состоялся лишь в декабре. Вторая партия из двух машин пришла до 1 марта 2015, но автобусы простояли в сервисе «Волгабаса» около полугода. Третью партию, включающую 49 «гармошек», планировалось отгрузить до 1 марта 2016, но в указанный срок заказчику поступили лишь 10 автобусов. При этом, вместо заявленной в документации немецкой системы информирования пассажиров, автобусы получили отечественный аналог, а на газовых версиях вместо двигателей MANбыл установлен более дешевый и менее качественный.

Муниципальное предприятие «Калининград-ГорТранс» решило отказаться от «Волгабасов, потому что они пришли в город недоукомплектованные.

Бизнес волжского производителя не сложился и на столичном рынке. Многочисленные вопросы к качеству автобусов «Volgabus» вынудили перевозчика ГУП «Мосгортранс» отказаться от бракованной техники. Тогда московские чиновники заявили, что продукцию этого производителя принимать не будут из-за ее технической непригодности. Не принятая Москвой техника простояла на заводском складе больше года — до момента, когда в 2013 году «Волгабас» выиграл конкурс ГУП «Пассажиравтотранс» на поставку 99 сочлененных автобусов.

Похоже, Санкт-Петербург сегодня остается одним из немногих в России центром закупок «Волгабасов». Заставить чиновников пересмотреть их благосклонное отношение к волжским производителям не может даже тот факт, что эти автобусы порой несут прямую угрозу жизни пассажиров. Летом 2016 года в Санкт-Петербурге местные жители стали свидетелями пожара в «Волгабасе». Как пишут городские СМИ, «автобус-гармошка сгорел буквально за пять минут». Предположительно, причиной возгорания стала неисправная проводка. Еще один автобус, сочлененный Волгабас-6271 2015 года выпуска загорелся на территории 7-го автобусного парка ГУП «Пассажиравтотранс» буквально на днях — в начале февраля 2017 года. По сообщениям СМИ, с огнем боролись шесть пожарных расчетов. В декабре 2015 года в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга в другом «Волжанине» полностью выгорел моторный отсек. Видимо, пожар является своеобразной визитной карточкой этих автобусов, но их все равно закупают.

Между тем, по некоторым данным, администрация Санкт-Петербурга ведет переговоры с волжанами о создании в городе частного автобусного парка, куда инвестор, BakulinMotorsGroup, поставит сотни новых автобусов «Волгабас», гарантируя себе, таким образом, еще более обширный рынок сбыта. По оценкам экспертов, ориентировочная стоимость реализации проекта может составить 1−2 млрд рублей.

Похоже, что вице-губернатора Игоря Албина не смущает перспектива наводнить улицы культурной столицы потенциально опасной техникой сомнительного качества. Мнение самих петербуржцев по этому вопросу вряд ли станет для чиновника определяющим — Албин в Питере всего два года, он заступил эту на должность с поста главы прекратившего свое существование Министерства регионального развития РФ. Еще ранее Албин, до 2014 года носивший фамилию Слюняев, возглавлял Костромскую область, представлял в Совете Федерации интересы Алтайского края, и т. д. и т. п. С Санкт-Петербургом, его историей, жителями, уникальной эстетикой и энергией городской среды Игоря Албина вряд ли связывает что-то общее. И то, что по улицам Питера ездят автобусы, от которых другие регионы отказались, посчитав их неликвидом, для чиновника-варяга — всего лишь бизнес. Бизнес, и ничего личного.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня