Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Медведев указал путь в «светлое будущее» России

Почему план правительства о научно-технологическом развитии не обеспечит нашей стране рывка вперед

10344

Российские СМИ сообщили, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил план мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития страны на 2017−2019 годы. По идее, речь должна идти об очень серьезном документе государственной важности.

В нем, как минимум, хотелось увидеть цели, которые должны быть достигнуты к 2020 году, а также должности и фамилии чиновников, ответственных за реализацию поставленных задач. Конкретика, опять-таки по идее, должна проявляться в технических характеристиках, технологических и экономических показателях разрабатываемых национальными исследовательскими и проектными центрами образцов критически важного конкурентного оборудования и техники. В противном случае цена этому плану не превышает стоимости бумаги, на которой его напечатали.

Однако в «Распоряжении от 24 июня 2017 г. № 1325-р», где и приводится «план мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», конкретного мало. Зато обозначены довольно странные приоритеты.

Во-первых, очень скоро кто-то за солидные казенные деньги будет сочинять для Медведева доклады об «очевидном и невероятном», с графиками, таблицами и с инфограммами. Оказывается, что власти до сих пор не научились распознавать большие вызовы, стоящие пред Россией (Пункт 34 подпункт «а»). Наверное, премьер начал смутно догадываться о том, что в стране что-то не так, как ему рассказывают подчиненные.

Читайте также

Во-вторых, предлагается создать экспертные советы по приоритетным направлениям научно-технологического развития. Упоминание, что они будут независимыми, отсутствует (Пункт 34 подпункт «ж», пункт 46). В этой связи интересно узнать, а Экспертный совет при правительстве Российской Федерации закроют за ненадобностью?

В-третьих, в сфере национальных исследований и разработок у нас появится институт «квалифицированного заказчика», которому правительство, правда, пока в пилотном режиме, делегирует свои функции по заказу, приемке и оценке результатов исследований (Пункт 34 подпункт «б»). Нетрудно представить, кто сядет в новые мягкие кресла, и какие зарплаты «нарисуют» себе участники, которым доверят (подарят) бюджетные финансы.

Из плана «Стратегии» также выясняется, что в России до сих пор нет правовых основ для разработки, утверждения и реализации научно- технических программ и проектов полного инновационного цикла. Зато скоро появятся очередные ведомственные акты, где чиновникам с юридическим или с бухгалтерским образованием расскажут, как оценить уровень готовности разрабатываемых высоких технологий, например, в наномеханике, в трехмерных чипах или в редактировании генома.

Из положительного в правительственном плане можно отметить «формирование сети центров экспериментального производства, инжиниринга, прототипирования, опытного и мелкосерийного производства». Хорошо, что не забыли и об испытательных центрах и центрах сертификации с учетом приоритетов научно-технологического развития. И все-таки ясности в этом вопросе нет, поскольку «дорожную карту» еще предстоит детализировать.

В целом правительственный план кажется вымученным документом, написанным людьми, далекими от науки и техники. Во всяком случае, в «Стратегии» нет прикладной конкретики и сравнительного анализа с аналогичными западными программами, в которых, кстати, можно найти много интересного.

Такое впечатление, что московские «сонливые» чиновники свыклись с технологической отсталостью России. Они просыпаются и активизируются лишь тогда, когда речь идет о новых денежных местах. И самое главное — в плане Медведева напрочь отсутствует научно-техническое видение будущего, которое необходимо достичь любой ценой — так называемый форсайт (предсказание науки, технологии, экономики будущего — авт.). По крайней мере, в «Стратегии» нет ни слова о поддержке свободного экспертного сообщества, не аффилированного с властями, и о новых методах управления.

Между тем, Евросоюз еще в 2000 году в Лиссабонской стратегии развитии Европы призвал правительства развивать и активно применять форсайт, а уже в 2005 году бизнес Старого Света получил рекомендации о 21 научно-техническом направлении. Спустя 12 лет можно сказать, что этот подход себя полностью оправдал.

Кстати, форсайт был известен в Советском Союзе. Об этом говорят «Комплексные программы научно-технического прогресса». Напомним, в июле 1979 года ЦК КПСС и Совет Министров приняли постановление № 695 «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работ». Ставилась цель заглянуть вперед на 20 лет и на основании этого разрабатывать пятилетние взаимосвязанные планы.

В то же время ключевая проблема советского периода заключалась в том, что к разработке военных и гражданских технологий применялся разный подход. Если в ВПК достаточно успешно функционировала «триада «промышленность-наука-образование», то опережающий рост отраслевых НИИ и КБ вообще не имел качественного управления.

По словам академика Е.П. Велихова, «оборонка» жестко настаивала на достижении «тактико-технических характеристик и технологических и экономических показателей создаваемых систем вооружения, которые были необходимы для достижения военного превосходства или паритета в мире». Советские военные знали, какое оружие потребуется через 10−20 лет и требовали от ВПК достижения поставленных целей.

Зато в «гражданке» управляли все те же московские «сонливые» чиновники, которые свыклись с технологической отсталостью.

Между тем, если же посмотреть на гражданский стиль управления в ЕС и США, то там в компаниях действует железная дисциплина с угрозой увольнения по «волчьему билету», правда, одновременно с высоким уровнем оплаты труда.

Читайте также

«Здесь система пряника и кнута доведена до совершенства. Разница в зарплатах между простым инженером и менеджером отдела, кстати, трудоголиком, в типичной американской исследовательской фирме не превышает 20−30%. Если шеф с меня жестко не спросит, его первого уволят. Фаворитам здесь не место вообще. В Штатах людям есть, что терять, — пишет русский инженер Василий Корнеев, который эмигрировал в США. — А в России по своему личному опыту скажу — у меня и шефа было 17 и 100 тысяч рублей в месяц соответственно. Даже если начальничек меня прогнал бы, то другой пацан тоже не старался бы».

Отметим, что форсайт — это долгосрочный прогноз, детальный план и жесткая дисциплина его исполнения. То есть не просто предвидение экономики будущего, но и управленческий стиль, необходимый для достижения конкретных технических характеристик, технологических и экономических показателей разрабатываемого оборудования. Такая система, само собой, плохо сочетается с фаворитизмом и коррупцией, так как ориентирована на высокий результат. Именно поэтому нынешний правительственный план мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития страны обречен на провал.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня