«СП» выяснила планы Турции и с чем связан очередной шантаж
Для части жителей Латвии фраза «хватает денег на хлеб с маслом» потеряла смысл, так как у малоимущих на масло уже не хватает денег. Местные политики и продавцы бьют тревогу: по данным Латвийский ассоциации торговцев, средняя цена на масло в марте прошлого года в стране составляла 7,9 евро за килограмм, ровно через год — 8,55 евро за килограмм, а в нынешнем августе — уже 13,1 евро за килограмм.
Что же случилось? Рижское издание Dienas Bizness признает: цены на сливочное масло в Латвии выросли до рекордного за последние годы уровня. Председатель правления Rīgas piena kombināts Нормундс Станевичс объясняет: «Повышение цен на масло вызвано дефицитом молочных жиров на едином рынке Европейского союза».
Это правда, хотя, как выясняется, частичная. Оказывается, цена на сливочное масло в Евросоюзе в августе 2017 года по сравнению с августом 2016 года повысилась… на 84%! Растут цены и на другие молочные продукты кроме сухого обезжиренного молока. «Сейчас в Евросоюзе на интервенционных складах лежат 400 тысяч тонн молочного порошка. И хотя уже прошел не один тендер, продать этот порошок никак не удается», — прояснил вильнюсскому изданию «Экспресс-неделя» министр сельского хозяйства Литвы Бронюс Маркаускас. По его словам, около трех лет назад Китай как самый крупный потребитель молочного порошка закупил по низкой цене очень большую его партию, и на их складах этот порошок кончается только сейчас.
Ну, пусть Китай повлиял на стоимость порошка, но что же все-таки происходит с остальными молочными продуктами и в первую очередь с маслом? В Литве та же тенденция: цены на сливочное масло, правда, ниже, чем в Латвии, но они тоже подскочили: за год на 74% - до 5,89 евро за килограмм без НДС. Видимо, литовская статистика в отличие от латвийской, указывает не среднюю цену, а самую низкую.
«СП» выяснила планы Турции и с чем связан очередной шантаж
По утверждению литовского министра, на цены влияет и повышенный спрос. «Возможно, это связано с тем, что изменились привычки потребителей, — рассуждает Бронюс Маркаускас. — Семь-десять лет назад большинство вместо масла использовали маргарин. А теперь и диетологи, и ученые говорят, что масло гораздо полезнее для организма. И один из известных диетологов мирового масштаба на вопрос, почему он выбирает масло, ответил: „Потому что я доверяю корове“. Думаю, что это одна из причин того, что потребление молочных жиров значительно возросло».
Итак, цены на сливочное масло летят вверх из-за повышенного спроса и дефицита молочных жиров. Но это не вся правда. Остальную признают косвенно.
Так, в беседе с журналистами председатель правления литовского предприятия Rokiškio sūris Далюс Трумпа напомнил: после утраты российского рынка, то есть после эмбарго РФ в ответ на санкции против России, сильнее всех пострадали молочные секторы в Литве, Латвии, Эстонии и Финляндии. Прекрасно известно, что молочная отрасль стран Балтии оказалась в кризисе и могла вообще рухнуть, и премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс постоянно просил у Еврокомиссии финансовую помощь. Однако пострадали все фермеры стран ЕС, акции протеста проходили не только в Вильнюсе и других городах стран Балтии, но и в самом Брюсселе. Закупочные цены на молоко катастрофически упали.
«Затянувшийся кризис в молочном секторе спровоцировали два совпавших по времени неприятных события: эмбарго России (тогда почти 33% литовского экспорта молочной продукции отправлялось на российский рынок) и отмена квот на производство молока в Евросоюзе», — признает литовский министр сельского хозяйства. Многие фермеры стали отказываться от производства молока. «И хотя у Литвы появились новые рынки сбыта и восстановились цены, закупочные в том числе, но по инерции кризисный процесс еще продолжается. Ведь когда уменьшилось количество коров, уменьшилось и количество фермеров, особенно мелких хозяйств в 3−5 коров, для которых закупочные цены всегда ниже, чем для крупных хозяйств. Довольно много фермеров пришли к выводу, что намного привлекательнее заниматься выращиванием зерна, чем трудоемким молочным животноводством, которое требует круглогодичного и круглосуточного труда: молодые люди уже не хотят этим заниматься», — говорит министр.
Большие стада исчезли. Это хорошо видно, когда едешь вдоль обширных полей — там не стада, а три, четыре, пять коров. Спрос на молочные продукты растет, а их не хватает, и это общая тенденция для стран Балтии и для Евросоюза в целом. «Мы не можем удовлетворить спрос на масло», — утверждает председатель правления латвийского молокоперерабатывающего предприятия PKS Straupe Имантс Балодис.
Помощник генсека собралась посетить Донецкую и Луганскую народные республики
Британский портал EurActiv предупреждает: в Евросоюзе к концу года ожидается кризис с поставками сливочного масла, потому что изменения спроса и дисбалансы на рынке подняли цены на исторически высокий уровень. И причина, как указывает СМИ, все та же: недостаток молока, наступивший после резкого снижения цен.
Приводят еще одну возможную причину: резкий рост спроса на сливочное масло в США, где покупатели активно отказываются от маргарина. Об этом журналистам сообщил генеральный секретарь ассоциации фермеров ЕС Пекка Песонен.
Возможно. Но вот риторический вопрос: а какими были бы цены на сливочное масло в Евросоюзе, если бы не ответное российское эмбарго и если бы из-за этого фермеры не перерезали своих молочных коровок?