Город превращают в украинское кладбище
Россия и Украина ведут закрытые переговоры по самолетам Ан-124−100 «Руслан». Об этом в пятницу, 3 ноября, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в авиаотрасли.
Согласно информации издания, российская грузовая авиакомпания «Волга-Днепр» и украинское государственное предприятие «Антонов» договариваются о продлении летной годности самолетов взамен на документацию по продлению ресурса Ил-76. Тем не менее, сообщается, что в виду политических разногласий между нашими странами решение вопроса откладывается.
«Пока есть понимание о стоимости услуг и месте проведения работ: бригада украинского предприятия займется ими на заводе „Авиастар-СП“ в Ульяновске», — сообщил собеседник издания.
Как сообщил другой источник, договоренность между Россией и Украиной может быть достигнута только в том случае, если против по политическим мотивам не выступит Верховная рада.
Сообщается, что в настоящий момент в парке компании «Волга-Днепр» находятся 12 «Русланов». Держателем сертификата на них остается «Антонов». Продлевать ресурс самолетов необходимо каждые четыре тысячи летных часов, хотя назначенный ресурс составляет 50 тысяч часов, 10 тысяч полетов и 45 календарных лет.
Город превращают в украинское кладбище
Российско-украинское сотрудничество стран в авиационной сфере прекратилось после присоединения Крыма к России. В 2015 году «Антонов» по распоряжению правительства Украины вышел из украинско-российского СП «ОАК-Антонов».
В сентябре 2016 года «Антонов» заявил, что намерен добиваться запрета полетов за пределами России самолетов Ан-124−100 «Руслан», если Москва откажется от украинского сервисного обслуживания этих летательных аппаратов.
Сообщалось, что в случае, если поддержание летной годности «Русланов» будет осуществляться без участия концерна «Антонов», концерн не сможет гарантировать безопасность этих воздушных судов, и предприятие будет вынуждено обратиться в международные авиационные организации с заявлением о снятии с себя ответственности за обеспечение безопасной эксплуатации этих воздушных судов на международных авиалиниях.
Отметим, что в ГП «Антонов» подтвердили сотрудничество с российской фирмой.
Согласно сообщению пресс-службы концерна, специалисты ГП «Антонов» проведут проверку самолетов АН-124−100 «Руслан», принадлежащих российской авиакомпании «Волга-Днепр», так как предприятие обязано проводить техобслуживание самолетов, держателем сертификатов которых оно является, в течение всего срока службы воздушных судов. Отмечается, что ГП «Антонов» руководствуются Конвенцией о международной гражданской авиации ICAO, в которой прописаны все условия эксплуатации самолетов и их техобслуживания.
«Именно с целью соблюдения своих обязательств, по межведомственному согласованию с полномочными министерствами и ведомствами Украины, в соответствии с письмом-разъяснением Госэкспортконтроля Украины, на договорной основе специалисты ГП „Антонов“ выполнят работы по оценке технического состояния самолета Ан-124−100 авиакомпании „Волга-Днепр“, которая не входит в перечень компаний, к которым, согласно решению СНБО Украины, применяются санкции», — говорится в сообщении.
Отметим также, что партия «Народный фронт» в Верховной Раде потребовала расследования из-за обслуживания «Антоновым» самолетов из России.
— Россия не находится в состоянии войны с Украиной, поддерживает дипломатические отношения с этой страной и не прерывала по своей инициативе экономические связи, — напоминает заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
— Инициатива всегда исходила только от Киева. Это относится и к сотрудничеству в авиастроении, которое сейчас отсутствует, а сама отрасль без кооперации с Россией на Украине практически прекратила свое существование.
«СП»: — Как на такие известия отреагирует в Киеве «патриотическая общественность»? Это «зрада»?
— Националисты намерены использовать этот факт как инструмент давления на Россию. И это, по некоторой информации, сейчас и происходит. Продление сроков эксплуатации самолетов увязывается с ситуацией в Донбассе и другими посторонними вопросами.
«СП»: — Кто больше заинтересован в сотрудничестве? И по АНам, и в целом?
— Обслуживание находящихся в эксплуатации у российских авиакомпаний «Русланов», пожалуй, последний источник валютных поступлений для украинских авиастроителей. Украина изо всех сил цепляется за советское наследие, которое еще приносит хоть какой-то доход. Думаю, в этом все дело. Политически невыгодно сотрудничать с Россией, но другого выхода нет.
«СП»: — Допустим, переговоры в итоге увенчаются успехом. А что дальше? Вообще так ли нам нужны эти «АНы»?
— Вероятность того, что России рано или поздно придется поставить на прикол «Русланы» сохраняется. Тем более что через 20 лет они в любом случае окончательно устареют, продлевай или не продлевай им сроки эксплуатации. Что ж, это только подтолкнет наших авиастроителей к созданию новых собственных самолетов. Такие разработки сейчас уже ведутся в ЦАГИ им. Жуковского. Спрос на крупногабаритные авиаперевозки в мире растет. Россия занимает на этом рынке достойное место и не намерена отступать перед конкурентами.
«СП»: — В каких еще отраслях мы могли бы восстановить сотрудничество?
— В нелучшем состоянии украинская атомная отрасль, без заказов осталось двигателестроение, украинская трубопроводная система дышит на ладан, многие высокотехнологичные сферы, которые были завязаны на кооперацию с предприятиями России, приказали долго жить. Казалось бы, пора прозреть, не рубить сук, на котором сидишь. Но нет, это необязательно означает, что возобновление сотрудничества не за горами, как в случае с «Русланами». Да и там, как мы видим, не все ясно. Просто Украина вслед за Восточной Европой проходит этап уничтожения национального промышленного потенциала, по завершении которого не с кем уже будет возобновлять сотрудничество.
— В информацию «Коммерсанта» хочется верить, — говорит политолог Александр Дудчак.
— Технологии, которые создавались «Антоновым», требуют колоссальных затрат. И финансовых, и людских, и временных. Уничтожить можно легко, восстановить — практически нереально, тем более в условиях нынешней Украины. Поддержание работоспособности предприятия хотя бы в коматозном состоянии, сохранение трудового коллектива КБ — это работа ради будущего. Ведь когда-нибудь нынешнее затмение разума на Украине закончится.
«СП»: — Сообщается, что решение откладывается из-за политических разногласий между Москвой и Киевом. Но эти разногласия никуда не денутся в ближайшее время. Значит, переговоры зайдут в тупик?
— Действительно, Киевом многое сейчас делается вопреки здравому смыслу и в убыток себе же. Не исключено, что и в этот раз «политическая целесообразность» возьмет верх. Россия сможет обойтись без «Антонова», так как имеет собственное авиастроение. Известные бренды в этой отрасли — «Ильюшин», «Сухой», «Туполев» — сами нуждаются в инвестициях и ведут сложную борьбу с западными конкурентами. Украина пока что имеет одно уникальное производство под всемирно известной торговой маркой, и сохранить ее своими силами просто не в состоянии. Будет очень жаль его похоронить, отказавшись от сотрудничества с РФ.
«СП»: — Так ли нужны России эти самолеты? Стоит ли ради этого тратить нервы и время на переговоры со столь непредсказуемым соседом?
— Да, стоит тратить время на переговоры. Война до победного конца только в головах и на языках майданных политиков. В реальности, никто из украинских политиков не видит себя с шашкой на лихом коне впереди войск. Впрочем, угробить на войне десятки тысяч своих сограждан для них не проблема. И у России нет цели уничтожить Украину. Для этого и воевать не нужно было бы. Достаточно вывести российский капитал из страны. Значит и в РФ верят в окончание смутного времени. Ведь все равно основная забота по восстановлению Украины ляжет на Россию. Ни Западная Европа, ни Северная Америка в этом не заинтересованы. У них противоположный интерес — чем глубже будет украинский кризис, тем больше затрат вынуждена будет понести Россия. И это Запад вполне устраивает. Поэтому переговоры вести стоит.
Да и не все граждане Украины сторонники «Майдана» и бандеризации страны. Большая часть населения оказалось в заложниках нынешней власти. И если бы РФ начала экономическую полномасштабную войну с Украиной, это ударило бы по всем ее жителям. Да, Киев прикрывается этими людьми, как живым щитом в экономике, понимая, что в России этот фактор учитывают.
«СП»: — А так ли нужна Киеву документация по продлению ресурса Ил-76? Они готовы ради этого наступить себе на горло и пойти на сделку с «агрессором»?
— Многие украинские высокотехнологичные предприятия продолжают сотрудничество с РФ, невзирая на запреты. Руководители этих предприятий рискуют своим здоровьем и свободой. Против них нередко возбуждают уголовные дела. Этим и отличается подход к решению проблем государственников и политических временщиков. А документация нужна. Хотя украинских Ил-76 к моменту госпереворота оставалось всего 4 в рабочем состоянии и более 20 в состоянии «набор запчастей».
В Варшаве придумали способ сдержать поток мигрантов
«СП»: — В каких еще отраслях возможно возобновление сотрудничества между нашими странами, несмотря на политический конфликт?
— Во всех. Конфликт нужно заканчивать. Организаторы кровавых событий на территории Украины и виновные в обнищании украинского народа должны понести заслуженное наказание. И хоть сейчас это звучит как тост «За все хорошее против всего плохого», тем не менее над этим нужно работать.
«СП»: — Как отреагирует украинская общественность? Будут ли комментарии от властей Украины?
— Конечно будет реакция общественности. «Эйрбас» или «Боинг» могли бы финансово поддержать такую реакцию и возмущения «патриотической общественности» — им конкуренты на рынке не нужны.