Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Россия и Украина ведут тайные переговоры

И даже пытаются восстановить сотрудничество. Получится ли?

18124
Материал комментируют:

Россия и Украина ведут закрытые переговоры по самолетам Ан-124−100 «Руслан». Об этом в пятницу, 3 ноября, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в авиаотрасли.

Согласно информации издания, российская грузовая авиакомпания «Волга-Днепр» и украинское государственное предприятие «Антонов» договариваются о продлении летной годности самолетов взамен на документацию по продлению ресурса Ил-76. Тем не менее, сообщается, что в виду политических разногласий между нашими странами решение вопроса откладывается.

«Пока есть понимание о стоимости услуг и месте проведения работ: бригада украинского предприятия займется ими на заводе „Авиастар-СП“ в Ульяновске», — сообщил собеседник издания.

Как сообщил другой источник, договоренность между Россией и Украиной может быть достигнута только в том случае, если против по политическим мотивам не выступит Верховная рада.

Сообщается, что в настоящий момент в парке компании «Волга-Днепр» находятся 12 «Русланов». Держателем сертификата на них остается «Антонов». Продлевать ресурс самолетов необходимо каждые четыре тысячи летных часов, хотя назначенный ресурс составляет 50 тысяч часов, 10 тысяч полетов и 45 календарных лет.

Читайте также

Российско-украинское сотрудничество стран в авиационной сфере прекратилось после присоединения Крыма к России. В 2015 году «Антонов» по распоряжению правительства Украины вышел из украинско-российского СП «ОАК-Антонов».

В сентябре 2016 года «Антонов» заявил, что намерен добиваться запрета полетов за пределами России самолетов Ан-124−100 «Руслан», если Москва откажется от украинского сервисного обслуживания этих летательных аппаратов.

Сообщалось, что в случае, если поддержание летной годности «Русланов» будет осуществляться без участия концерна «Антонов», концерн не сможет гарантировать безопасность этих воздушных судов, и предприятие будет вынуждено обратиться в международные авиационные организации с заявлением о снятии с себя ответственности за обеспечение безопасной эксплуатации этих воздушных судов на международных авиалиниях.

Отметим, что в ГП «Антонов» подтвердили сотрудничество с российской фирмой.

Согласно сообщению пресс-службы концерна, специалисты ГП «Антонов» проведут проверку самолетов АН-124−100 «Руслан», принадлежащих российской авиакомпании «Волга-Днепр», так как предприятие обязано проводить техобслуживание самолетов, держателем сертификатов которых оно является, в течение всего срока службы воздушных судов. Отмечается, что ГП «Антонов» руководствуются Конвенцией о международной гражданской авиации ICAO, в которой прописаны все условия эксплуатации самолетов и их техобслуживания.

«Именно с целью соблюдения своих обязательств, по межведомственному согласованию с полномочными министерствами и ведомствами Украины, в соответствии с письмом-разъяснением Госэкспортконтроля Украины, на договорной основе специалисты ГП „Антонов“ выполнят работы по оценке технического состояния самолета Ан-124−100 авиакомпании „Волга-Днепр“, которая не входит в перечень компаний, к которым, согласно решению СНБО Украины, применяются санкции», — говорится в сообщении.

Отметим также, что партия «Народный фронт» в Верховной Раде потребовала расследования из-за обслуживания «Антоновым» самолетов из России.

— Россия не находится в состоянии войны с Украиной, поддерживает дипломатические отношения с этой страной и не прерывала по своей инициативе экономические связи, — напоминает заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.

— Инициатива всегда исходила только от Киева. Это относится и к сотрудничеству в авиастроении, которое сейчас отсутствует, а сама отрасль без кооперации с Россией на Украине практически прекратила свое существование.

«СП»: — Как на такие известия отреагирует в Киеве «патриотическая общественность»? Это «зрада»?

— Националисты намерены использовать этот факт как инструмент давления на Россию. И это, по некоторой информации, сейчас и происходит. Продление сроков эксплуатации самолетов увязывается с ситуацией в Донбассе и другими посторонними вопросами.

«СП»: — Кто больше заинтересован в сотрудничестве? И по АНам, и в целом?

— Обслуживание находящихся в эксплуатации у российских авиакомпаний «Русланов», пожалуй, последний источник валютных поступлений для украинских авиастроителей. Украина изо всех сил цепляется за советское наследие, которое еще приносит хоть какой-то доход. Думаю, в этом все дело. Политически невыгодно сотрудничать с Россией, но другого выхода нет.

«СП»: — Допустим, переговоры в итоге увенчаются успехом. А что дальше? Вообще так ли нам нужны эти «АНы»?

— Вероятность того, что России рано или поздно придется поставить на прикол «Русланы» сохраняется. Тем более что через 20 лет они в любом случае окончательно устареют, продлевай или не продлевай им сроки эксплуатации. Что ж, это только подтолкнет наших авиастроителей к созданию новых собственных самолетов. Такие разработки сейчас уже ведутся в ЦАГИ им. Жуковского. Спрос на крупногабаритные авиаперевозки в мире растет. Россия занимает на этом рынке достойное место и не намерена отступать перед конкурентами.

«СП»: — В каких еще отраслях мы могли бы восстановить сотрудничество?

— В нелучшем состоянии украинская атомная отрасль, без заказов осталось двигателестроение, украинская трубопроводная система дышит на ладан, многие высокотехнологичные сферы, которые были завязаны на кооперацию с предприятиями России, приказали долго жить. Казалось бы, пора прозреть, не рубить сук, на котором сидишь. Но нет, это необязательно означает, что возобновление сотрудничества не за горами, как в случае с «Русланами». Да и там, как мы видим, не все ясно. Просто Украина вслед за Восточной Европой проходит этап уничтожения национального промышленного потенциала, по завершении которого не с кем уже будет возобновлять сотрудничество.

— В информацию «Коммерсанта» хочется верить, — говорит политолог Александр Дудчак.

— Технологии, которые создавались «Антоновым», требуют колоссальных затрат. И финансовых, и людских, и временных. Уничтожить можно легко, восстановить — практически нереально, тем более в условиях нынешней Украины. Поддержание работоспособности предприятия хотя бы в коматозном состоянии, сохранение трудового коллектива КБ — это работа ради будущего. Ведь когда-нибудь нынешнее затмение разума на Украине закончится.

«СП»: — Сообщается, что решение откладывается из-за политических разногласий между Москвой и Киевом. Но эти разногласия никуда не денутся в ближайшее время. Значит, переговоры зайдут в тупик?

— Действительно, Киевом многое сейчас делается вопреки здравому смыслу и в убыток себе же. Не исключено, что и в этот раз «политическая целесообразность» возьмет верх. Россия сможет обойтись без «Антонова», так как имеет собственное авиастроение. Известные бренды в этой отрасли — «Ильюшин», «Сухой», «Туполев» — сами нуждаются в инвестициях и ведут сложную борьбу с западными конкурентами. Украина пока что имеет одно уникальное производство под всемирно известной торговой маркой, и сохранить ее своими силами просто не в состоянии. Будет очень жаль его похоронить, отказавшись от сотрудничества с РФ.

«СП»: — Так ли нужны России эти самолеты? Стоит ли ради этого тратить нервы и время на переговоры со столь непредсказуемым соседом?

— Да, стоит тратить время на переговоры. Война до победного конца только в головах и на языках майданных политиков. В реальности, никто из украинских политиков не видит себя с шашкой на лихом коне впереди войск. Впрочем, угробить на войне десятки тысяч своих сограждан для них не проблема. И у России нет цели уничтожить Украину. Для этого и воевать не нужно было бы. Достаточно вывести российский капитал из страны. Значит и в РФ верят в окончание смутного времени. Ведь все равно основная забота по восстановлению Украины ляжет на Россию. Ни Западная Европа, ни Северная Америка в этом не заинтересованы. У них противоположный интерес — чем глубже будет украинский кризис, тем больше затрат вынуждена будет понести Россия. И это Запад вполне устраивает. Поэтому переговоры вести стоит.

Да и не все граждане Украины сторонники «Майдана» и бандеризации страны. Большая часть населения оказалось в заложниках нынешней власти. И если бы РФ начала экономическую полномасштабную войну с Украиной, это ударило бы по всем ее жителям. Да, Киев прикрывается этими людьми, как живым щитом в экономике, понимая, что в России этот фактор учитывают.

«СП»: — А так ли нужна Киеву документация по продлению ресурса Ил-76? Они готовы ради этого наступить себе на горло и пойти на сделку с «агрессором»?

— Многие украинские высокотехнологичные предприятия продолжают сотрудничество с РФ, невзирая на запреты. Руководители этих предприятий рискуют своим здоровьем и свободой. Против них нередко возбуждают уголовные дела. Этим и отличается подход к решению проблем государственников и политических временщиков. А документация нужна. Хотя украинских Ил-76 к моменту госпереворота оставалось всего 4 в рабочем состоянии и более 20 в состоянии «набор запчастей».

Читайте также

«СП»: — В каких еще отраслях возможно возобновление сотрудничества между нашими странами, несмотря на политический конфликт?

— Во всех. Конфликт нужно заканчивать. Организаторы кровавых событий на территории Украины и виновные в обнищании украинского народа должны понести заслуженное наказание. И хоть сейчас это звучит как тост «За все хорошее против всего плохого», тем не менее над этим нужно работать.

«СП»: — Как отреагирует украинская общественность? Будут ли комментарии от властей Украины?

— Конечно будет реакция общественности. «Эйрбас» или «Боинг» могли бы финансово поддержать такую реакцию и возмущения «патриотической общественности» — им конкуренты на рынке не нужны.

Последние новости
Цитаты
Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня