Для простых предпринимателей и всех россиян грядут тяжелые времена
Я вижу много признаков того, что валютный курс рубля может в ближайшие месяцы пойти вниз. Выделю три группы рисков резкого ослабления национальной денежной единицы. А если все они сойдутся в одной временной точке, то будет уже не ослабление, а настоящий обвал.
Одна группа рисков резкого ослабления национальной валюты связана с возможным введением новых санкций против России. Например, принятый в США в августе текущего года закон об экономических санкциях предусматривает возможность установления запрета на покупку государственного долга Российской Федерации (долговых бумаг). Это, в свою очередь, нарушит баланс на валютном рынке в пользу иностранных валют со всеми отсюда вытекающими неприятными последствиями для рубля. А уж о такой мере, как замораживание валютных резервов Российской Федерации, я не говорю, просчитать последствия такой меры сложно, но удар по рублю и всей российской экономике будет мощный.
Вторая группа рисков связана с возможной игрой спекулянтов против российского рубля. Сегодня много признаков того, что история с обвалом рубля декабря 2014 года может повториться. Понятно, что спекулянтами, скорее всего, будут дирижировать все те же, кто организует экономические санкции против России. Спекулянты — лишь инструмент в руках тех, кто долго и целенаправленно ведет подрывную работу против нашей страны. Я об этом уже не раз говорил, повторяться не буду.
Для простых предпринимателей и всех россиян грядут тяжелые времена
Третья группа рисков связана с рядом наших собственных планов и решений, реализация которых фатально приходится на конец текущего года.
Что я имею в виду?
Прежде всего, резкое повышение спроса на иностранную валюту в связи с пиком выплат в целях погашения и обслуживания российского внешнего долга. Традиционно такой пик приходится на декабрь. Сумма выплат зарубежным кредиторам в последнем месяце текущего года составит 18 млрд. долларов; она вдвое превысит показатель ноября и станет рекордной за два года.
Среди декабрьских событий возможно и такое, как предоставление заграничному клиенту валютного кредита на сумму 5,1 млрд. долл. российским банком ВТБ. История данной сделки довольно запутанная. Мы привыкли к тому, что сегодня российские компании в условиях экономических санкций в поисках кредитов за пределами страны все чаще обращают свои взоры в сторону богатого валютой Китая. А вдруг мы узнаем, что ВТБ планирует выдать многомиллиардный кредит китайской компании CEFC. У многих, наверное, еще свежа в памяти операция по приватизации «кусочка» Роснефти. Катарский суверенный фонд QIA и швейцарский сырьевой трейдер Glencore приобрели пакет акций российской государственной компании в размере в 14,16%. И вот выясняется, что этот пакет перепродается китайской компании CEFC (до недавнего времени не очень известной даже в Китае). А деньги на покупку обещали выдать в виде кредита китайский China Development Bank и российский ВТБ. Мало того, что вся история с приватизацией пакета акций Роснефти и его последующей перепродажей китайцам очень мутная, так еще и выдача валютного кредита российским банком приурочена к концу текущего года (такое время называют СМИ). Что лишь усугубит ситуацию с российским рублем.
И наконец, третье и самое важное событие последнего месяца нынешнего года. 5 декабря СМИ сообщили новость: правительство РФ разрешило Федеральному казначейству покупать валюту напрямую на организованных торгах, а не в ЦБ РФ, при управлении временно свободными средствами на едином счете федерального бюджета.
Напомню, что Федеральное казначейство (ФК) — федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. ФК сначала входило в состав Минфина России. С 1 января 2005 года ФК было выделено из состава Министерства финансов Российской Федерации с преобразованием в федеральную службу, подведомственную Минфину России.
Сергей Удальцов о том, что пора заканчивать «олимпийские игрища» на фоне бедствий народа
Упомянутое выше постановление опубликовано на сайте кабмина 5 декабря. Название документа очень длинное: Постановление правительства РФ от 30 ноября 2017 г. № 1449 «О порядке осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части купли-продажи иностранной валюты и заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, предметом которых является иностранная валюта, на организованных торгах».
В сопроводительной справке к документу отмечается: «В соответствии с указанными правилами впервые Федеральному казначейству предоставляется право осуществления купли-продажи иностранной валюты на организованных торгах (наряду с куплей-продажей иностранной валюты в Банке России), а также заключения на организованных торгах договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, предметом которых является иностранная валюта».
До этого Федеральное казначейство напрямую на валютный рынок не выходило, валютно-обменные операции осуществляло через Банк России на основе постановления правительства Российской Федерации от 17 сентября 2013 г. № 816 «Об осуществлении операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части покупки (продажи) иностранной валюты». Согласно правилам, утвержденным указанным постановлением № 816, «покупка (продажа) иностранной валюты осуществляется Федеральным казначейством в пределах остатков средств на едином счете федерального бюджета в Центральном банке Российской Федерации по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату проведения расчетов».
Теперь операции с валютой казначейство будет осуществлять через биржу. Фактически федеральное ведомство станет игроком на бирже, причем, скорее всего, вторым по значимости после Банка России. Документом правительства предусматривается, что свои операции с валютой казначейство будет осуществлять с учетом параметров денежно-кредитной политики Банка России. Информацию о сделках с валютой казначейство будет размещать на своем сайте.
Эксперты, близкие к Минфину и Федеральному казначейству, объясняют новацию, заложенную в постановлении правительства № 1449, тем, что, мол, казна несла существенные потери из-за неустойчивости рубля. Теперь правительство в лице Федерального казначейства становится активным участником валютного рынка и начинает играть. Не уверен, что это оптимальное решение проблемы по снижению рисков потерь казны. Если бы Банк России проводил валютные интервенции и управлял трансграничными потоками капитала, то и не надо было бы «огород городить», приглашая Федеральное казначейство (ФК) играть на валютном рынке. Если на валютном рынке будет два крупных игрока (ЦБ и ФК), то не факт, что между ними будет «симфония». Может, наоборот, возникнуть «какофония».
И вот, сейчас, когда от Банка России все ожидают, что он не допустит резкого опускания рубля, на валютную арену выходит ФК. Для того чтобы продать иностранную валюту и поддержать рубль? Нет, с точностью до наоборот. Чтобы подобно другим участникам рынка (как физическим, так и юридическим лицам) уйти в «зеленую» валюту и захеджировать риск обесценения рубля. Этот фактор может оказаться решающим в падении рубля. А какие суммы рублей ФК может выбросить на валютный рынок?
Единый счёт федерального бюджета, на котором собираются все остатки свободных рублевых средств в Банке России, имеет номер 4105. На сайте ФК узнаем, что на счете 4105 находились деньги в объеме 2 трлн. 254 млрд. рублей! Гигантская сумма. Это примерно 14% годовых доходов федерального бюджета. Минфин и ФК прекрасно понимают, что такие гигантские суммы скапливаются в результате сбоев в графиках как аккумуляции бюджетных денег (налоги, сборы, пошлины, поступления средств от приватизации и другие неналоговые доходы), так и их расходования. Сбои в графиках расходования лишь отчасти возникают в результате непредвиденных обстоятельств. Даже нерадивость и отсутствие дисциплины не являются главными причинами нарушений графиков. Такие нарушения носят спланированный характер, они — результат злого умысла тех, кто являются непосредственными распорядителями и пользователями бюджетных средств.
К примеру, по данным Счётной палаты России, в 2016 году кассовое исполнение по объектам Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) было выполнено всего на 55,2%. Это означает, что оставшиеся 45% не были израсходованы и остались в распоряжении предприятий. Суммы разные в зависимости от года, но минимальная зафиксирована в 2008 году — полтора триллиона рублей.
Злоупотребления, связанные с бюджетными деньгами, бросаются в глаза. Что делает государство? С одной стороны, вроде бы борется с такими злоупотреблениями. Например, недавно принято решение о том, что неизрасходованные остатки бюджетных денег пользователей (распорядителей) зачисляются на счет ФК.
С другой стороны, правительство снабжает и конечных пользователей бюджетных денег, и само ФК «игрушками», поощряя и тех, и других к злоупотреблениям. Под «игрушками» я имею в виду право на совершение операций с ценными бумагами, производными финансовыми инструментами, банковскими депозитами. Эти инструменты-игрушки используются для размещения бюджетных средств и получения процентов и иных доходов. Причем доходы становятся достоянием пользователей и распорядителей бюджетных средств. Безусловно, что бенефициарами таких схем размещения бюджетных денег становятся банки. Иногда даже главными бенефициарами. А если говорить юридическим языком, это есть «нецелевое использование бюджетных средств».
Виталий Третьяков о выборе, который придётся сделать нашим атлетам
Почти два десятилетия назад был принят «Бюджетный кодекс Российской Федерации» (
Вот, например, на 1 ноября 2017 года средства государственных организаций, которые находились на счетах российских банков, составили 834,0 млрд. руб. В том числе на рублевых счетах — 707,2 млрд. руб., на счетах в иностранной валюте — 126,8 млрд. руб. Если предположить, что средняя ставка размещения на депозитах была равна хотя бы 5% годовых, то «навар» должен был составить почти 42 млрд. руб. Думаю, что это не полная картина, так как часть бюджетных средств была государственных организаций была размещена в ценных бумагах. Иногда размещение осуществляется даже в виде займов другим юридически лицам.
Уже на протяжении четверти век я слежу за правилами использования бюджетными деньгами в России и прихожу к выводу: одной рукой государство пресекает игры с бюджетными деньгами, а другой — наоборот, поощряет, снабжает игроков новыми «инструментами» (или «игрушками»). А эти «игрушки» отвлекают распорядителей и пользователей бюджетных средств от выполнения своих непосредственных задач (например, строительство дорог и предприятий, выполнение оборонных заказов, реализация социальных программ и проектов). Имеет место «нецелевое использование» бюджетных средств, а, проще говоря, казнокрадство.
На Бюджетном кодексе Российской Федерации «живого места» нет, он весь состоит из поправок и дополнений. Каждый год рождаются новые постановления правительства, вводящие новые «игрушки» для пользователей бюджетных денег и запрещающих какие-то «старые». Идет непрерывная борьба различных групп интересов не только за раздел бюджетного «пирога», но и за правила, определяющие, как этот «пирог» можно есть.
Вот, в августе нынешнего года были постановлением правительства утверждены новые правила размещения бюджетных средств на банковских счетах. В этих правилах просматривается, что масштабы размещения как минимум сохранятся на прежнем уровне, но банковские счета будут открываться не конечными пользователями и распорядителями, а Федеральным казначейством. А круг банков-бенефициаров такой схемы размещения бюджетных средств станет еще более узким.
А вот совсем свежее постановление правительства от 30 ноября 2017 года. Оно определяет правила, касающиеся субсидий, выделяемых из бюджета госкорпорациям и государственным акционерным компаниям. Принятию решения предшествовало изучение вопроса Счетной палатой РФ. Среди самых крупных получателей государственных субсидий Счетная палата назвала РЖД (на компанию пришлась половина таких ассигнований), Россельхозбанк, РусГидро и Роснано. По данным Счетной палаты, госкорпорации РФ в 2016 году заработали 7,6 млрд. руб. на размещении в банках свободных средств, всего на 1 сентября 2017 года на депозитах и счетах госкорпорациями было размещено около 164 млрд. руб.
К чему привела оптимизация здравоохранения и чего нам ждать дальше
Согласно упомянутому выше постановлению (№ 1453 от 30 ноября 2017 года), государственным корпорациям и публично-правовым компаниям запрещается отныне держать бюджетные субсидии на своих счетах в банках и получать за это процентную мзду. Также госкомпаниям запретили играть с валютой — теперь ее покупка может быть обоснована лишь при поставках импортного оборудования. Под запрет попало и перечисление субсидий в уставные капиталы других организаций.
В общем, просматривается тенденция, что игра на финансовых рынках с низового уровня бюджетно-распределительной системы переходит на верхний этаж — к Федеральному казначейству. С моей точки зрения, эта тенденция опасна. По многим причинам. Хотя бы потому, что наверху между ФК и «избранными» на роль уполномоченных банками может образоваться мощная коррупционная смычка. Которую потом не разобьешь никакой кувалдой. И чем больше ФК будет погружаться в игры на финансовом рынке, тем менее интересно ему будет выполнять свои непосредственные обязанности.
Но теперь вернусь к тому, с чего начинал. Опасаюсь, что Федеральное казначейство, получив полномочия на валютные операции, доведет рубль до падения. И не только потому, что ФК подобно всем простым смертным будет пытаться хеджировать риски обесценения рубля. ФК будет сознательно играть на понижение рубля. Ведь все знают, что с падающим рублем легче исполнять бюджет. На любом рынке есть свои «медведи» (играющие на понижение) и свои «быки» (играющие на повышение). В лице Федерального казначейства мы получили валютного «медведя» гигантских размеров.