Во вторник, 19 января начинаются двусторонние переговоры производителей США, экспортирующих в Россию куриное мясо и российских властей. Американским производителям придется учесть новые российские санитарные требования к этой продукции или отказаться от экспорта.
Речь пойдет о так называемых «ножках Буша» — куриных окорочках, которые американские производители издавна обрабатывали хлоркой. Вопрос о том, чтобы они перестали хлорировать мясо, обсуждался с США не единожды. В прошедшем году российская сторона сделала американцам последнее «китайское» предупреждение. Власти предоставили североамериканским производителям отсрочку и выдвинули условие: до 1 января 2010 года привести поставки мяса птицы в соответствие с новыми российскими нормативами, исключающими сбыт хлорированной птицепродукции. Однако, как заявил главный санитарный врач России Геннадий Онищенко:
— Весь 2009 год прошел впустую. Лишь в декабре американская сторона вновь подняла этот вопрос, причем он ставится чуть ли не ультимативно. Но мы платим за это валюту и вправе требовать мясо, которое нужно нашей стране.
Между тем, быстро перестроить технологию обработки мяса и мясопродуктов весьма сложно даже в такой высокотехнологичной стране как США. С другой стороны, они фактически ничего и не делали для того, чтобы учесть новые российские правила. Расчет, видимо, делался на «русский авось» — на то, что по ряду причин Россия не решится запретить импорт.
Конечно, импорт курятины из США на росийских прилавках с 2005 года постепенно сокращается в пользу отечественной продукции и импорта из Южной Америки, Восточной Европы, а также некоторых стран бывшего СССР. Плюс к этому, в России быстро растет спрос на куриное мясо «неамериканского происхождения». И отечественные производители стараются изо всех сил — «куриное производство» сегодня самая быстроразвивающаяся отрасль национального сельского хозяйства. Так что эта ниша, похоже, будет быстро заполнена. Но пока суть да дело, цены на курицу все равно взлетят.
— Из-за запретов на импорт американской курятины, обработанной хлором, открывается большая доля рынка — примерно в 500 тыс. тонн. Наши производители при всем своем желании сразу такую брешь закрыть своей грудью не смогут, — поясняет предприниматель Андрей Скориков. — Если это и произойдет, то лишь через какое-то время, поскольку сразу, даже возросшими за последние годы отечественными мощностями, это будет сделать нереально. Что же касается роста цен, то он обязательно будет — из-за дефицита продукции на прилавках. Чисто профессионально я знаю это точно. Конечно, никакого скачка цен сразу не будет, потому что есть еще запасы на складах, но по мере их истощения цены станут плавно подниматься. Могу предположить, что в среднем за полгода они вырастут где-то на 30 процентов. Ну а что будет дальше — зависит от наших ребят, производящих «ножки Путина».
Есть и еще одни момент: себестоимость американской курятины всегда была ниже, чем российской, потому что у нас домашнюю птицу кормят в основном пшеницей, а в Америке — соевым жмыхом и кукурузой, которые дешевле. Так что повышения цен на курятину не избежать. И только росийские власти, устроившие весь этот сыр-бор, не унывают.
— Вспоминаю — год назад, когда мы приняли решение резко снизить квоты на ввоз мяса птицы и свинины, — как вы все писали о том, что цены поползут вверх, что они будут запредельные, увеличатся на 30−40 процентов, а может быть, и в два раза. Где это все? — спрашивает в интервью правительственной «Российской газете» первый вице-премьер Виктор Зубков. — Ничего не увеличилось. Цены по году у производителей выросли на 1,5−2 процента, а в магазинах чуть выросли, но не так, как предсказывали.
Сейчас такая же волна. Караул! Цены взлетят. Наверное, если мы никакие меры принимать не будем, цены незначительно вырастут. Но если мы вовремя примем меры, заместим эти объемы, отрегулируем рынок мерами таможенно-тарифного регулирования, почему они должны подняться? Тем более, что с 1 февраля вступает в действие закон о торговле, и цены теперь при определенных обстоятельствах могут быть отрегулированы и правительством.
Сами понимаете, мы не можем допустить, чтобы возник какой-то разрыв в поставках мяса птицы на наш рынок, какое-то снижение объемов этого товара на рынке. Мы не должны допустить значительного подъема потребительских цен. Будем искать страны, которые готовы поставлять продукцию высокого качества.
Ну дай то Бог. И в заключение немного статистики. В 2009 году на американскую курятину пришлось около 22% российского рынка мяса птицы и 79% всего куриного импорта. Из проданных в России 3,45 млн. тонн мяса птицы на импорт около 950 тыс. тонн. При этом в 2010 году американцы должны были поставить 600 тыс. тонн куриного мяса или 77% импорта.