Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Это даже хорошо, что россияне стали меньше есть

Зато социологи обнаружили потребительскую аномальную зону

8799
Материал комментируют:

В июне повседневные расходы россиян продолжили сокращаться. С учетом инфляции траты домохозяйств снизились на 3,7%. Причем расходы на продукты в июне превысили майский уровень на 2,4%. Об этом говорится в исследовании холдинга РОМИР.

По данным холдинга, Индекс потребительской активности (ИПА) упал в июне по сравнению с маем практически по всей стране. На Северо-Западе — на 2,8%, в Поволжье — на 2,3%, в Сибири и на Дальнем Востоке — на 4,8%, в центральной России — на 3,7% и сильнее всего на юге страны — на 8,8%. Единственный регион, где наблюдается обратная картина — Урал. Там рост на 5%.

Отмечается, что группы населения с разными уровнями дохода вели себя по разному. Те, чьи доходы высоки, сократили их на 2,6%. «Середняки» оказались самыми экономными — уменьшили траты на 7,2%. Низкодоходная группа напротив повысила расходы на 2,6%.

Соучредитель консалтинговой группы Evoution Management Зульфия Салихова не считает, что на основании указанного показателя стоит делать какие-то серьезные выводы.

— Падение на 3,7% — это не настолько высокий показатель, чтобы говорить о длительной тенденции. Здесь больше сыграл фактор сезонности. В летний период люди готовятся к отпуску, и поэтому сокращают расходы; либо уже вернулись из отпуска и вынуждены экономить на покупках.

Читайте также

Тем более, сокращение расходов касается только непродовольственных товаров, что коррелирует с сезонными поездками за город. Ожидается, что к осени потребительская активность граждан восстановится до показателей мая.

Замдиректора по коммуникациям РОМИР Андрей Виль обращает внимание на неравномерность развития России и потребительсие аномалии в отдельных регионах.

— ИПА считается так: подсчитываются средние затраты на товары повседневного спроса за истекший месяц на одно домохозяйство. Из доходов домохозяйства вычитают эти расходы и выводят усредненный показатель. Сравнивая индекс за текущий период с базовым мы понимаем, купили россияне товаров на сумму меньшую или большую.

Мы начали рассчитывать ИПА с января 2012 года. С того момента он увеличился на 167%. Но эта цифра не настолько интересна, как ежемесячные колебания потребительской активности.

«СП»: — И как надо понимать опубликованную цифру в 3,7%?

— Ее надо понимать буквально. Расходы россиян в прошлом месяце упали. Но это ежегодная тенденция. Многие люди в этот период уезжают на дачи, за город, разъезжаются дети по бабушкам-дедушкам, по детским лагерям и т. п. Это нормальное явление. По этой причине подобная тенденция фиксируется ежегодно. Она никак не связана с кризисом или наоборот — с какими-то положительными моментами.

«СП»: — Раз падение расходов в начале лета — норма, то отсутствие падения расходов, тем более их рост, — аномалия?

— Именно так. Если расходы в этот период не падают, то это тревожный знак. Также значение имеет объем падения расходов.

«СП»: — Что можно сказать о региональном аспекте изменения ИПА?

— Россия живет неодинаково. Наблюдаются разнонаправленные тенденции. Например, на Урале в отличие от всех остальных регионов страны ИПА неожиданно вырос на 5%. Это значит, что цены поднялись. Могут быть и другие общие факторы.

«СП»: — Так может виноват ЧМ-2018 по футболу? Болельщики понаехали в Екатеринбург с полными карманами денег, вот цены и поднялись…

— Вряд ли. Мы фиксируем доходы семей. Даже если в Екатеринбурге подскочило потребление одного продукта, скажем пива, то оно не может на 5% повлиять на бюджеты семей. А в нашей выборке болельщиков нет. Значит есть какие-то другие, не очень хорошие факторы. Вообще, повышение ИПА в одном регионе на фоне общего падения — это точно отрицательный знак. То, что в июне ИПА везде снизился — это нормально, а то, что на Урале вырос — это ненормально. Надо смотреть, что там негативное происходит.

Читайте также

«СП»: — Насколько можно доверять вашим данным? Что из себя представляет «скан-панель домохозяйств РОМИР» на которую вы ссылаетесь?

— Это уникальный инструмент, к которому подключены 40 тысяч россиян или 15 тысяч домохозяйств. Это гигантская выборка. Например, соцопросы делают обычно по выборке всего 1,5 тысячи человек и считается, что это высокая репрезентативность.

Но у нас это не опрос в том смысле, что человек берет анкету и ставит галочки. Отобранные нами люди сканируют все чеки на все свои покупки в магазинах и отправляют нам. Там идет полная разбивка по товарам, по стоимости и по ценам. Плюс они ежемесячно отправляют сведения о своих доходах, подтвержденные документально.

«СП»: — Это же абсолютная точность?!

— Да, человеческий фактор здесь совершенно исключен. Проще отправить все как оно есть на самом деле. Кстати, РОМИР первым в России запустил такую систему и до сих пор она остается крупнейшей. На основе этой панели мы и считаем все наши индексы, включая ИПА.

А вот что по поводу цен на сезонную продукцию и причин, почему эти цены не снижаются, думает политик Вадим Кумин:

«СП»: — Как вы полагаете, почему сейчас в столице такие высокие цены на плодоовощную продукцию, реализуемую на ярмарках и рынках? От кого это зависит и почему мэрия столицы не переломит ситуацию в пользу горожан? Какой вариант решения проблемы вы считаете наиболее приемлемым?

— Главная проблема — это монополизация отрасли крупными торговыми сетями. Они диктуют и ассортимент продукции, и высокие торговые надбавки. Последние десять лет целенаправленно ликвидировался малых бизнес в торговле. Были снесены тысячи павильонов и торговых палаток, уменьшено число рынков выходного дня, а т.н. колхозные рынки превращаются в места общепита, а не торговли продуктами. Москве нужны прямые договоры с братской Белоруссией, напрямую с регионами об открытии ими точек по продаже своей продукции — без посредников и огромных надбавок. Мы готовы выделять землю под такие проекты, всячески им помогать. А также нужны настоящие фермерские рынки, как минимум один такой должен быть в каждом районе Москвы. Мелкие производители, кто не может пробиться в крупные торговые сети, получит возможность продавать там свою продукцию.

Новости по теме: Глава Роструда назвал пожилых работников подарком для предпринимателей

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня