Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Бизнес в России
22 октября 2018 17:22

Для России вводится режим «нелетная погода»

Инициатива Минтранса отбросит гражданскую авиацию в прошлый век

12614
Материал комментируют:

Деятельность многих российских авиакомпаний может быть приостановлена. Отрасль ожидает коллапс. Это случится в случае реализации постановления правительства «Требования к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок». С предупреждением о критичности ситуации выступил гендиректор авиакомпании «Сибирь» (входит в S7 Group) Владимир Объедков.

По информации газеты «Ведомости», подготовленный Минтрансом документ предусматривает, что с 2020 года базы данных, обеспечивающие бронирование и продажу внутрироссийских авиаперевозок, а также регистрацию на рейс, должны быть размещены на серверах, расположенных в России. Причем, провайдер системы бронирования должен быть российским юридическим лицом.

По мнению представителя S7 Group, российские провайдеры пока не отвечают требованиям авиакомпаний. Смена правил приведет к потере многих миллиардов рублей. Помимо S7 Group, пострадать могут «Аэрофлот», «Уральские авиалинии» и др.

Возможно, беспокойство авиаграндов объясняется тем, что после 2019 года (какое совпадение!) ожидается создание государственной авиакомпании для внутрироссийских перевозок. Операторами процесса правительство назначило Сбербанк и ВТБ. Пассажиропоток новой компании должен составить 6−10 миллионов человек в год, что сопоставимо с перевозками «Аэрофлота» и S7 Group.

Читайте также

Так может, речь идет не только о национализации авиаперевозчиков, но и о переделе рынка? Выставляя труднореализуемые требования существующим авиакомпаниям, правительство может таким образом создавать благоприятные условия для вновь создаваемого игрока. Греф, как известно, предпочитает если не монопольное, то доминирующее положение на рынке возглавляемого им бизнеса.

О том, чем грозит инициатива Минтранса, «СП» рассказал председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора, бывший замминистра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

— Этот вопрос поднимается уже не в первый раз. И он принципиально важен и для отрасли и для страны в целом. Если все будет принято в том виде, в котором сейчас это преподносится, то я разделяю озабоченность S7 Group.

«СП»: — Поясните, пожалуйста, почему. Ведь национализация бизнеса, его привязка к России давно уже объявлена приоритетом…

— Мы летаем по всему Земному шару и имеем от этого очень немалую выгоду. И авиакомпании, и наша страна в целом. Причем выгода эта как материальная, так и культурно-психологическая.

Действующая система родилась не абы как. Еще в СССР, а я был одним из участников этого процесса, для того чтобы расширить географию полетов, а также повысить удобства пассажиров, которые собираются лететь в Россию из Австралии, из Бразилии, из Японии, был заключен альянс с глобальными системами бронирования и продажи билетов.

Так что Минтранс в данном случае берется решать глобальные вопросы. Это похвально, но… Прежде чем решать глобальные вопросы, а это то, что напрямую касается государства, надо бы собрать руководителей авиакомпаний и выслушать их мнения. Потому что профессионалы в этих вопросах сосредоточены только в авиакомпаниях, а не в Минтрансе.

«СП»: — Как это сотрудничество выглядит сейчас и что оно дает?

— «Аэрофлот» имеет тесные связи с американской Sabre, S7 Group со швейцарской компанией SITA, «Уральские авиалинии» с испанской Amadeus. Все это глобальные компании бронирования билетов, а в этих странах у них только штаб-квартиры. У нас тоже есть аналогичная система. Еще в 1980-х была создана система «Сирена», потом «Сирена-2». Я тоже приложил к этому руку… Она и сейчас работает успешно. Например, авиакомпания Utair и другие пользуются именно «Сиреной».

Но есть одно обстоятельство, которое надо учитывать. «Аэрофлот» является членом глобального авиационного альянса Sky Team, куда входят ведущие авиакомпании мира. S7 Group входит в другой альянс — One World. Членство в этих альянсах дает удобство и открытость. Человек может в любой точке мира купить билет, например, до Новосибирска. Сначала летит одной компанией альянса, потом «Аэрофлотом», но билет он покупает один.

А ведь у нас почти половина перевозок — это перевозки за рубеж. И если мы обрежем эти нити, мы поставим национальные авиакомпании на колени. И выступим таким образом против национальной экономики и национального воздушного транспорта. Это собирается сделать российский министр?!

«СП»: — Получается американцам, швейцарцам, испанцам можно иметь свои системы бронирования, да еще и затягивать в них наших перевозчиков, а России нельзя? Почему бы России самой не развить свою национальную систему, ту же «Сирену», в глобальную?

— Сама идея перейти на национальную систему бронирования отличная. Но здесь надо решить ряд серьезных вопросов. Во-первых, нужно, чтобы уже не авиакомпании, а сама эта система — «Сирена» — имела такие же жесткие деловые контакты с этими глобальными авиационными образованиями. Во-вторых, надо понимать, что переход обойдется в миллиарды рублей. И наконец, на все это потребуется время.

Нельзя угробить национальный воздушный флот для мировых перевозок. Это большие деньги, причем в валюте. Отменять план Минтранса не надо. Работа проделана значительная. Но называться он должен «План перехода на национальную систему бронирования билетов». И к нему нужна «дорожная карта». Это работа для главы Минтранса. Это он должен договориться с глобальными альянсами о сотрудничестве с «Сиреной».

И это должна быть такая работа, что в день выхода постановления правительства система работала лучше и давала доходов больше, чем сейчас. Это называется работать на страну. А если этого не случится, все западные авиакомпании будут аплодировать нашему министру. Потому что пассажиры будут летать их самолетами, а не нашими. А значит, деньги из кармана России пойдут за рубеж. Зачем нам такие министры?

«СП»: — Сопротивляться планам правительства «Аэрофлоту» и прочим будет трудно. Ведь скоро появится новая государственная авиакомпания для внутрироссийских перевозок. Тем, кто не готов выполнять требования государства, быстро найдут замену…

— Дополнительная компания — это всегда хорошо, потому что это дополнительная конкуренция, главный двигатель рыночной экономики. Но пока Сбербанк и ВТБ не объяснили, куда они собираются летать: по уже имеющимся маршрутам или на те 60% территории России, куда в постсоветское время прекратили летать, потому что наш авиапром так и не смог очухаться.

Хотелось бы, чтобы новая авиакомпания обеспечивала именно эти перевозки. Но большинство малых аэропортов уничтожено. Из 1450-ти осталось всего 200. Они будут строить аэропорты? К сведению, за последние 30 лет в России был построен один (!) аэропорт. А, например, в Китае ежегодно сдают десятки. Это к вопросу об эффективности работы наших чиновников.

И кроме того, новая российская авиакомпания должна эксплуатировать исключительно российские самолеты: SuperJet-100 и МС-21. Но ответа на этот вопрос тоже нет. Также никто не говорит, где они возьмут пилотов, инженеров, техников.

Читайте также

По мнению исполнительного директора агентства АвиаПорт Олега Пантелеева, о зачистке рынка внутрироссийских перевозок под новую госкопанию речь все-таки не идет.

— В настоящее время крупнейшие российские авиакомпании взаимодействуют с западными поставщиками услуг и все операции связанные с бронированием осуществляются на серверах, расположенных либо в США, либо в Европе. Поэтому эти компании перспективным требованиям Минтранса не удовлетворяют. Очевидно, если они не выполнят требований государства, их деятельность будет под угрозой остановки.

Есть как минимум два альтернативных варианта, которые позволили бы этой остановки избежать. Во-первых, можно проводить переговоры с западными поставщиками услуг, чтобы они разместили свои центры обработки данных на территории России. Но иностранцам дополнительные расходы ни к чему. Вероятно, они пойдут на это только если российские авиакомпании компенсируют эти расходы.

Второй вариант: российские авиакомпании могут выстраивать взаимодействие и обращаться за услугами к российским провайдерам. Но процесс такой миграции займет какое-то время. Однозначно сказать сколько — сейчас нельзя. «Ведомости» публикуют цифру 2−4 года. В любом случае, чем быстрее авиакомпании примут решение о миграции в Россию, тем выше вероятность, что они успеют это сделать.

Кроме того, встанет вопрос о том, чтобы построить связи между российскими и западными системами бронирования, чтобы потребители по-прежнему могли в любой точке планеты приобретать билет на внутрироссийские перевозки.

«СП»: — А не могут ли новые правила быть связаны с планами создания новой государственной авиакомпании для внутрироссийских перевозок? Может, таким образом зачищают под нее рынок?

— Нет, такой взаимосвязи нет, потому что распоряжение по развитию региональных перевозок было дано в начале этого года, а требование о переносе серверов было опубликовано гораздо раньше. Также ранее было заявлено, что Ростех будет создавать национальную систему бронирования.


Новости экономики: Нововведение Минтранса может парализовать работу российских авиакомпаний

Бизнес в Росиии: Мощная поступь жиреющей России: Миллиард к миллиарду

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня