Россия заняла 59 место из 152-х стран в индексе благополучия и устойчивого экономического развития 2018 года (Sustainable Economic Development Assessment, SEDA), который ежегодно составляет The Boston Consulting Group (BCG). При этом Российская Федерация пропустила вперед такие страны, как Казахстан (57-е место) и Белоруссия (52-е место).
«В индексе благополучия SEDA 2018 года Россия заняла 59-е место среди 152 стран, а коэффициент SEDA вернулся к своим значениям за 2009 год, составив 1,11. Тем не менее, это все еще более чем хороший уровень: в среднем по миру коэффициент составляет 1, а для большинства стран — около 0,9—1,1», — отметили авторы исследования.
Непосредственными соседями РФ в списке оказались Аргентина (58-я позиция) и Грузия (60-я позиция). Россия занимает 59-место рейтинга уже четвертый год подряд, с 2014-го.
Как пояснил председатель BCG Россия Владислав Бутенко, за прошедшее десятилетия Россия продвинулась вперед по многим параметрам, но другие показатели, в частности, здравоохранение, сильно просели, что и сказалось на общем рейтинге.
«За последние десять лет Россия продвинулась вперед по большинству измерений, особенно в области инфраструктуры и экономической стабильности, но в то же время понизились показатели по здравоохранению, и это повлияло на общий результат. Россия пока еще отстает от топ-30 стран, за исключением показателя занятости, где она их превосходит», — прокомментировал Бутенко.
Лидером рейтинга оказалась Норвегия, далее следуют Швейцария и Исландия. Также в десятку вошли Люксембург, Дания, Швеция, Сингапур, Финляндия, Австрия и Нидерланды.
SEDA — методика анализа фактических данных, предназначенная для оценки благополучия по десяти параметрам, включая здравоохранение, образование и развитие инфраструктуры. Методика SEDA используется для сравнительной оценки 152 стран с точки зрения их текущего уровня благополучия и его изменения с течением времени. Кроме того, она позволяет оценить, насколько эффективно странам удается превращать валовой национальный доход в благополучие населения (независимо от уровня его заработков).
В первых двух десятках рейтинга оказались исключительно страны Западной Европы, а также Австралия с Новой Зеландией (13-е и 14-е место соответственно), Канада и США (16-я и 17-я строчки), Япония (18-я позиция). Из бывших советских республик выше всех расположилась Эстония — 25-е место рейтинга. Что касается стран СНГ, то и среди них Россия оказалась не выше всех. Как уже было сказано, ее опередили Белоруссия и Казахстан, а Украина, несмотря на кризис последних лет, отстала не так уж сильно — она занимает 67-е место. Также Россию опередили такие неожиданные страны, как Тринидад и Тобаго (56-е место), Малайзия (53-е место), Барбадос (47-е место).
Кстати, 17 декабря были опубликованы результаты еще одного исследования, которое показало, сколько жители разных стран тратят на еду. Оказалось, что у россиян на продукты питания уходит почти треть бюджета — 31,2%. Меньше всего на еду тратят жители Люксембурга — 8,7%. Далее идут Великобритания (10%), Нидерланды (10,6%). Замыкает рейтинг Украина, жители которой тратят на еду 50,9% бюджета. В Казахстане и Молдавии на продукты питания уходит более 40% доходов.
Несмотря на заявления властей в том, что в этом году зарплаты россиян демонстрировали небывалый рост, а экономика вышла из кризиса, рост ВВП остается скромным и вряд ли превысит 1,8% в этом году. Доходы населения после кратковременного роста также начали снова снижаться. В следующем году у России есть все шансы не только не подняться, но и опуститься в рейтинге благосостояния в связи с грядущим повышением НДС, замедлением роста зарплат и пенсий.
Заместитель директора Института актуальной экономики Иван Антропов считает, что провозглашенные правительством реформы вряд ли способны изменить ситуацию в лучшую сторону.
— То, что Россия пока сохраняет позиции в этом рейтинге, в нашей ситуации еще неплохо, потому что во многих других рейтингах мы теряем места. Потенциал развития экономики, а, значит, и улучшения благосостояния населения у нас хороший, но он не реализуется по целому ряду параметров.
По материальному благосостоянию доходы, к сожалению, растут только на бумаге, да и по прочим социальным показателям вроде медицины улучшения только номинальные. Реформа здравоохранения последних лет, которая была направлена на повышение качества медобслуживания, привела к резкому сокращению доступности медицины. Да, современного оборудования в клиниках стало больше, но попасть на прием к врачам с этим оборудованием, да и просто к обычным медикам бывает очень сложно. Отсюда и ухудшение показателей по здравоохранению.
«СП»: — Почему Белоруссии удалось опередить Россию сразу на семь позиций?
— Традиционно у нас считается, что экономика Белоруссии очень закостенелая. Но в последнее время она весьма неплохо развивается. В частности, были приняты законы для цифрового развития, и даже по криптовалютным операциям.
Там весьма неплохо растут все основные ключевые показатели, в том числе зарплаты. По паритету покупательной способности средние зарплаты в Белоруссии уже обогнали российские. Они развиваются не очень быстро, но у них есть неплохие результаты.
У нас же все реформы и изменения, которые проводят сейчас, в основном направлены на повышение благосостояния небольшого количества крупнейших компаний, в том числе с госучастием. Это хорошо сказывается на небольшом количестве людей, которые находятся у власти и в руководстве этих компаний, но в массе своей на население не оказывает положительного влияния. Поэтому и рейтинги благосостояния не растут.
Экономист, доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС при президенте России Сергей Хестанов полагает, что рейтинг свидетельствует о том, что экономика нашей страны прочно вошла в фазу застоя.
— Любой рейтинг содержит в себе большую долю условности. Главная условность заключается в самой методике, многое зависит от того, как мерить. Помните, как в мультике удав говорил, что в попугаях он гораздо длиннее, чем в мартышках? Вот и здесь похожая ситуация, поэтому абсолютизировать какой-либо рейтинг бессмысленно.
На практике интереснее не абсолютная цифра, которая зависит от методики, а изменение положения — растем мы или падаем. Сам факт того, что последние годы мы стоим на месте, показывает, что наше положение дел стабильно. Кстати говоря, это подтверждает и наша официальная статистика. Последние пару лет российская экономика характеризуется стабильно низкими темпами экономического роста около нуля. По-русски это называется «застой».
Похожая ситуация была у нас в позднесоветский период. Особенно плохо, когда застой длится долго, это ведет к нарастанию социальной напряженности. Но пока нет каких-то сильных внешних факторов, мы можем пребывать в таком состоянии достаточно долго.
«СП»: — Но насколько долго?
— Если бы кто-то ответил на этот вопрос, он бы получил Нобелевскую премию по экономике. Пока, к сожалению, наука не может предсказать это с высокой точностью. Многое зависит от конкретной страны и разных сопутствующих факторов.
Например, в Японии формально застой в экономике длится с 1991 года. Тем не менее, у страны высокий уровень жизни, социального здоровья, низкий уровень протестной активности. Проще говоря, страна живет хорошо, хотя застой длится почти 30 лет.
Бывают и обратные примеры, когда небольшие застойные явления ведут к кризису и всплеску социального недовольства, что мы наблюдаем сейчас во Франции. Людям повысили один налог, причем и повысили-то совсем немного, и тут же начались протесты и уличные беспорядки.
В принципе, основываясь на советском опыте, можно предположить, что у нас застой может продлиться лет 20.
«СП»: — Не очень оптимистично…
— Нет, на практике этого не будет по банально простой причине. Впереди нас ждет очередной циклический мировой экономический кризис, который из этого застоя выведет. Куда выведет — другой вопрос, но сохранять эти застойные явления в условиях кризиса вряд ли удастся.
Новости экономики: Явлинский: российскую экономику ждут 20 лет застоя
Экономический кризис: Борьба с бедностью все больше напоминает грустный анекдот: Бабушка, нас теперь убьют?