В наступающем году россиян ждет очередное повышение цен на целый ряд товаров. Несколько дней назад об этом написали СМИ, а теперь этот прогноз подтвердил и Центральный банк. В докладе ЦБ «О денежно-кредитной политике» говорится о том, что табак подорожает в пределах 4,6%, алкоголь — на 0,9%, а автомобили — на 0,2%. Это связано с изменением акцизов на эти товары с 1 января. Инфляция в целом ускорится с 4 до 5−5,5% на фоне предстоящего роста НДС с 18% до 20%.
Свой вклад в повышение розничных цен в магазинах внесет и подорожание топлива (рост прогнозируют около 4,6%). Из-за этого вырастут затраты на транспортировку и складское хранение, что ритейлеры будут закладывать в конечную цену. Как говорят эксперты, на продовольствии это отразится не так сильно, но заметно скажется на транспорте, туризме, недвижимости и бытовой технике.
В правительстве уверяют, что повышение НДС не должно сказаться на социально значимых товарах, ведь для них ставка составляет 10% и расти не будет. К социально значимым относят лекарства, овощи, крупы, продукты для детского и диабетического питания и ряд других товаров. Однако рост цен на топливо неизбежно скажется и на них.
Как подсчитал директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов, цена продуктов в магазинах из-за топливного фактора поднимется примерно на 2%.
«Топливная составляющая в структуре стоимости доставки груза занимает от 30% до 35%. По ожиданиям некоторых экспертов, цена дизеля после 1 января может пересечь отметку в 50 рублей с НДС за литр», — пояснил Миронов. В итоге даже если такое повышение произойдет, то относительно текущей стоимости дизельного топлива в 46,34 рубля цена перевозки увеличится не более чем на 3%.
Но если подсчитать все факторы, окажется, что цены в магазинах вырастут ощутимо. Акцизы, НДС, рост цен на топливо — все это даст как минимум пять процентов. Кроме того, как рассказал «СП» генеральный директор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков, в силу вступят и другие факторы повышения цен. Например, то, что из-за низкой инфляции производители последние несколько лет сдерживали цены, а теперь, воспользовавшись ситуацией, начнут отыгрывать это и поднимать стоимость на свои товары. В результате потребительская инфляция может подобраться к 10%.
— В следующем году нас ждет подорожание всех групп товаров, и уровень инфляции будет намного выше, чем в текущем. Это уже признает Центральный банк. В частности, последнее решение ЦБ по повышению ключевой ставки опиралось на то, что они ожидают в первом полугодии 2019-го инфляцию выше нормы. По прогнозам ЦБ это 6%, но это в целом по экономике.
Если же говорить исключительно о потребительской инфляции, рост цен, к сожалению, будет выше, 7−8% в первом полугодии. Особенно, на мой взгляд, рост может коснуться так называемой сырьевой группы, низко маржинальных товаров, где велика составляющая логистики — например, гречки или других круп.
Тем не менее, думаю, инфляции в 10% мы не увидим, конечно, при условии, что не произойдет особо драматичных событий в экономике или внешней политике. Без учета этих факторов угрозы возвращения двузначной инфляции нет.
«СП»: — На что вырастут цены прежде всего?
— В первую очередь, будут дорожать импортные товары. В их стоимость войдет повышение НДС, а также ожидания по ослаблению курса рубля. Мы видим ослабление уже сейчас, рубль упал до 67 за доллар. Скорее всего, этот тренд продолжится и в 2019-м году, и это серьезно повлияет на стоимость импортных товаров.
«СП»: — Как повышение стоимости топлива скажется на ценах?
— Это фактор больше психологический, чем экономический. С точки зрения экономики рост цен на горюче-смазочные материалы даже на 10% (чего власть, скорее всего, не допустит) приведет к росту цен на конечную продукцию не более чем на 1%.
Во-первых, логистические издержки — это не только топливо. Во-вторых, они далеко не определяющие для большой группы товаров. То есть экономический эффект достаточно ограничен и вряд ли окажет драматическое воздействие на цены.
А вот психологическое влияние будет намного заметнее. Топливо - один из лучших индикаторов цен и один из источников формирования такого понятия, как инфляционные ожидания населения. Мало какие товары мониторятся потребителями так внимательно, как топливо. Вывески с ценами находятся на дорогах, хорошо видны, и даже не автолюбители легко следят за их динамикой. Когда человек видит, что ценники меняются и проходят барьеры, допустим, в 50 рублей за 95-й бензин или солярку, у него будут формироваться определенные инфляционные ожидания. Потребитель понимает, что цены начнут расти, и достаточно сильно.
Сейчас все аналитики сходятся на том, что виток роста цен неизбежен. Но есть оптимистичные ожидания, что он окончится в первом полугодии, если будет хороший урожай. Этого вполне можно ждать, потому что в сельскохозяйственный комплекс были сделаны большие инвестиции. Конечно, нужно, чтобы не было курсовых колебаний и ужесточения геополитических рисков, которые также оказывают негативное влияние. Если все будет спокойно, то этот виток роста цен, спровоцированный правительством, останется в первой половине года.
«СП»: — То есть роста цен можно было избежать?
— Да, на мой взгляд, решения правительства сошлись воедино и привели к тому, что сейчас мы имеем такую турбулентность с ценами. Последовательность нескольких решений, которые ведут к инфляции, налицо, при этом нет никаких шагов, которые могли бы хоть как-то препятствовать этой динамике. А если правительство делает все для того, чтобы цены росли, они будут расти. Тем более что есть и другие факторы, способствующие этому.
«СП»: — Какие?
— Мы регулярно проводим конъюнктурные опросы, в рамках которых опрашиваем коммерческих директоров разных предприятий России. Это около тысячи специалистов из сфер промышленности, производства строительных материалов, товаров народного потребления, то есть у нас очень хорошая выборка по представителям бизнеса, которые напрямую влияют на ценовую политику предприятия. В 2018 году мы увидели обострение такого негативного фактора, как увеличение себестоимости производства. Этот фактор был всегда, но теперь он вышел на первое место в качестве негативного влияния на бизнес и причины роста цен. Он обошел даже нехватку спроса на продукцию предприятий.
«СП»: — С чем это связано?
— Во многом это связано с политикой правительства, которая последние годы пыталась задушить инфляцию до минимальных и даже до аномальных значений. Уровень инфляции у нас был даже ниже 2%. Такое бывает в развитых странах, но для развивающихся стран это аномалия. Такой низкий уровень инфляции негативно влияет на производство, потому что себестоимость росла, как и раньше, но транслировать этот рост в цену отгружаемой продукции было нельзя.
Негативное влияние оказывал и низкий спрос со стороны потребителей, недостаточная потребительская активность. Производители не могли повышать цены на конечную продукцию, а тут еще и сети подключились к активной борьбе с пересмотром цен. В результате мы получили очень низкий рост цен на конечную продукцию, а на некоторые товары даже дефляцию. Но все это время продолжала расти себестоимость, в том числе под давлением правительства и его решений.
«СП»: — Каких именно?
— Например, внедрение системы «Платон» и взимание платы с грузовиков за проезд по федеральным дорогам — это прямой вклад в рост себестоимости производства любой промышленной продукции внутри страны. Сырье и конечный продукт перевозятся по дорогам, это надо было закладывать в себестоимость производства. Были и другие моменты, когда налоговая политика со стороны государства кардинально не менялась, но вводились различные сборы, имеющие свойства фискальных.
Сегодня мы имеем сжатую спираль, когда у многих производителей ресурсы по сдерживанию роста цен закончились. И благодаря спусковому крючку в виде повышения НДС и маневра в топливно-энергетическом комплексе, они начнут стремительно отыгрывать все то, что раньше не могли транслировать в ценах на конечную продукцию. Производители будут использовать этот момент для роста цен.
Но тут есть еще одна проблема. С одной стороны, продолжает действовать эмбарго на продовольственную продукцию из Евросоюза, поэтому наши производители могут достаточно комфортно повышать цены. Но что касается конкурентных позиций, запас для повышения цен очень ограничен. Эффект от девальвации длился два-три года, но он закончился. В результате выпускаемая конечная продукция в России проигрывает по ценам азиатской продукции или нашим непосредственным соседям. Продукты питания и товары народного потребления, которые импортируются из-за рубежа, даже несмотря на ослабление курса рубля, стоят почти так же, если не дешевле, чем наши товары. Так что производители должны понимать, что бесконтрольный рост цен просто приведет к тому, что потребители переключатся на другие иностранные товары, и они окончательно лишатся спроса.
Новости экономики: Эксперты рассказали, кого из россиян уволят в 2019 году
Экономический кризис: Россия погрузилась в эпоху «глубокого застоя»